Исследовательский проект по математике "Математики в годы Великой отечественной войны"
Исследовательский проект по математике "Математики в годы Великой отечественной войны"
Исследовательский проект по математике "Математики в годы Великой отечественной войны"Начало использования математических знаний в военном деле относится к глубокой древности. При устройстве лагерей, занятии местностей, стягивании и развертывании войск и разных других военных построениях, во время сражения, так и в походах, конечно, скажется разница между знатоком геометрии и тем, кто её знает.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект по математике "Математики в годы Великой отечественной войны" »
КГУ «Зевакинский комплекс общеобразовательная
средняя школа - детский сад»
Научная работа
Направление: математика
Научный руководитель: Кожевникова Н.А.
Учитель математики
Подготовила: Нурканова М.К.
Шемонаиха 2015 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………….3
Использование математических знаний в военном деле ………
до Великой Отечественной Войны………………………………4
Развитие математики и ее применение в годы ВОВ…………….6
Статистический контроль в военном производстве ……………10
Математика и Казахстан в годы войны………………………….14
Задачи………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………….. 22
Список используемой литературы……………………………….24
ВВЕДЕНИЕ.
1. Прошло более 60 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов: миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов идеревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу. Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил. Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации или добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности.
Использование математических знаний в военном деле до Великой Отечественной Войны.
2.Начало использования математических знаний в военном деле относится к глубокой древности. При устройстве лагерей, занятии местностей, стягивании и развертывании войск и разных других военных построениях, во время сражения, так и в походах, конечно, скажется разница между знатоком геометрии и тем, кто её знает.
Мы хорошо знаем, что создание математического анализа дифференциального и интегрального исчислении – в значительной мере было связано с задачами, выдвинутыми и артиллерией, и что позднее , в свою очередь, развитие новой математики оказывало огромное влияние на прогресс самой артиллерии. Проблемы артиллерии по –прежнему оставались решающими. Но наряду с ними появились задачи, связанные с созданием собственной авиации, бронетанковых сил, организацией проводной радиосвязи. В ту пору на первом месте стояли проблемы связанные с полетом самолета. Теория полета позволила рассчитывать аэродинамические свойства конструкции и их постройки и испытания в воздухе. Эту работу возглавил выдающийся ученый Н.Е. Жуковский (1847-1921гг). Нельзя не упомянуть об организованных профессором Н.Е.Жуковским теоретических курсах для военных летчиков, которые позднее были преобразованы в Военно-воздушную инженерную академию им.Н.Е. Жуковского.
После смерти Н.Е.Жуковского научным руководителем ЦАГИ ( Центральный аэрогидродинамический институт) стал другой известный советский ученый в области аэрогидродинамики – С.А.Чаплыгин(1869-1942 гг.) ему принадлежат основополагающие работы в области газовой динамики, а также в теории крыла.
В ЦАГИ долгое время работали такие выдающиеся ученые как М.А. Лаврентьев, М.В. Келдыш и многие другие. В связи исследованием механики полета при больших скоростях М.А. Лаврентьев разработал новую математическую теорию квазианалитических функций, позволяющую учитывать сжимаемость воздуха.
Совершенно естественно, что математическая теория полета самолета была лишь одной из проблем, которые требовали серьезного участия математиков. Большое значение приобрели вопросы устойчивости движения ( самолета, снаряда, корабля, торпеды). Военное дело потребовало широкого привлечения ряда новых методов математики, в частности теория устойчивости движения, начало которой было положено в прошлом веке А.М. Ляпуновым(1857-1918 гг.). А.М. Ляпунов разрабатывал эту теорию в связи с задачами устойчивости солнечной системы. Чтобы поднять самолет в воздух, требуется создать легкую и одновременно прочную конструкцию корпуса и фюзеляжа. Вот почему большое значение для авиации, а так же для морского дела получила проблема создания прочных и одновременно легких и тонких конструкций.
С глубокой древности в военном деле применялись различные способы передачи информации в том числе и такие , которые не доступны для понимая противника. Истрия использования различного вида кодов для шифровки сообщений насчитывает тысячелетия. Вспомним, что математику Ф.Висту( 1540-1603гг.) удавалось с большой скоростью разгадывать шифры, использовавшиеся испанским королем для передачи секретных сведений, направляемых посланнику при французском дворе и некоторым другим лицам.
Для решения проблем обороны страны еще перед Великой Отечественной войной начали широко использоваться (помимо экспериментальных исследований ) математические методы. Если говорить о тех направлениях математической мысли, которые нашли особенно серьёзное применение, то в первую очередь следует называть теорию дифференциальных уравнений теорию вероятностей, алгебру и математическую логику, теорию функций комплексного переменного, методы приближенных вычислений.
Развитие математики и ее применение в годы ВОВ.
3.Во время Великой Отечественной войны широкое употребление при стрельбе по танкам и другим бронированным целям получили так называемые кумулятивные снаряды (от лат. «кумула» – накапливаю). Их пробивное действие оказалось несравненно большим, чем снарядов такого же калибра, и даже с большим количеством взрывчатых веществ, но обычных. Первое военное применение этого эффекта относится к 1914г. (при появлении бронебойных снарядов), широкое же использование пришлось на войну 1941-1945гг. Этим явлением заинтересовался выдающийся советский математик и механик А.М.Лаврентьев. Большие усилия Лаврентьев потратил на использование кумулятивного эффекта для разработки теории направленных взрывов при устройстве плотин, прокладке каналов и пр. С помощью такого взрыва была построена платина, защитившая Алматы и каток Медео от селя. Теория Лаврентьева позволила не просто слепо использовать подмеченное опытным путём явление, а заранее рассчитывать его действие и при заданном усилии добиваться максимального возможного результата.
В период Великой Отечественной войны было широко использовано реактивное оружие. В качестве зажигательного средства ракеты появились еще в Х веке. Первые боевые ракеты в России были изготовлены в 1815г. по проекту генерала А.Д. Засядко. в математическую теорию полета ракет большой вклад внесли русские и советские ученые.
Послевоенное развитие ракетостроение привело к необходимости решения малочисленных математических вопросов как инженерного плана (расчет корпуса, стабилизаторов и пр.), так и управления ракетой во время полета.
Во время второй мировой войны были созданы предпосылки для развития новой прикладной дисциплины-исследования операции. К настоящему времени полностью еще не очерчено содержание этой науки, но определить её можно такими словами: она занимается выбором рациональных способов организации целенаправленной человеческой деятельности.
Уже во время войны решались проблемы выбора целесообразных действий караванами судов для защиты от нападения подводных лодок, кораблей и самолетов противника.
Дни Великой Отечественной войны стали достоянием истории, а вместе с ними достоянием истории становятся и подвиги народа, совершенные на фронте и в тылу. Постепенно участники этих событий уходят из жизни, а вмести с ними уходят памяти народа ценнейшие исторические данные. Несомненно, что математика заслуживает того, чтобы и ее вклад в общенародное дело не был забыт.
Великая Отечественная война не дошла мимо советских математиков: тысячи из них пошли на фронт по мобилизации и добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности. На фронт ушли такие крупные ученые, как Ю.В. Линник, А.А.Ляпунов, М.Б. Бебутов и многие другие. К сожалению, далеко не все вернулись с полей войны, и советская математика потеряла многих талантливых исследователей, у которых было лишь начало научного пути и много бы быть большое будущее. Некоторая часть молодых математиков, проведя в рядах армии все военные годы, навсегда связала с ней свою жизнь.
По численности и самоотверженности людей, покинувших аудиторию университета и влившихся в ряды фронтовиков, а также по количеству и значимости научно- технических работ оборонного характера механика математический факультет занял видное место среди других факультетов университета.
Многие выпускники мехмата весны 1941 г. имели распределение в конструкторское бюро и на предприятия оборонного значения, где им представлялась броня.
Победу ковали не только на фронте. Расскажу теперь о тех, кто, оставаясь в тылу, приближал ее своими научными работами.
С первых дней ученые факультета МГУ самым активнейшим образом включились в научные исследования по оборонной тематике.
Коллектив кафедры теории вероятностей под руководством академика А.Н.Колмогорова проводил большие исследования по разработке теории артиллерийской стрельбы и созданию таблиц стрельбы. Вся жизнь и деятельность Андрея Николаевича Колмогорова была неразрывно связана с Московским университетом. Занятия теорией множеств и тригонометрическими рядами пробудили у А.Н Колмогорова интерес к теории вероятностей. Его книга «Основные понятия теории вероятностей» 1936г.,где была настроена аксиоматика теории вероятностей принадлежит к числу классических трудов в этой области науки. А.Н Колмогоров был одним из создателей теории случайных процессов.
Профессор С.В.Бахвалов, известный геометр, участник гражданской войны, артиллерист Красной Армии 1919-1921гг. разработал теорию приборов управления артиллерийским огнем. В организации обороны Москвы от налета вражеской авиации посильную помощь войском ПВО оказал Н.А.Глаголев, решивший задачу об оптимальном размещении зенитных батарей вокруг Москвы.
Вопросы обороны страны. В начале 1930-х годов развития авиации и связанных с ней разделов науки было дело государственной важности. Именно тогда пришли к мысли, что теоретические вопросы аэродинамики, гидродинамики, теории упругости и теоретической механики должны развиваться не только в качестве прикладных частей математики, но и как самостоятельные области знания , требующие совместного развития математической теории и эксперимента, специальным образом организованного и осуществленного, а также установление самых тесных связей с актуальными вопросами авиационной технике.
К работе в области теоретических основ авиации в ту пору были привлечены не только механики, но и многие математики. Их участие в соответствующих исследовательских работ привело к крупным успехам, в том числе и практического характера. Достаточно сказать, что именно математикам удалось победить грозные явления летчика, как «шимми» и «штопора» связанным с именем М. В. Келдыша , который не ограничился лишь созданием этой теории, но довел ее развития до предложений по устранению их в полете. Его предложения были приняты практикой и блестяще себя оправдали.
Мстислав Всеволодович Келдыш- замечательный советский ученый м организатор науки, трижды Герой Социалистического труд, лауреат Ленинской и Государственной премий, автор глубоких исследований в области математики, механики, техники.
Международное признание Келдыш как математику принесли его работы по теории функций комплексного переменного и его приложений, в первую очередь по представлению аналитических функций рядами полиномов, где ему принадлежит одна из основных теорем. Широко известны также его работы по теории потенциала и гармоническим функциям, по дифференциальным уравнениям и вычислительной математике. Большой цикл работ Келдыша посвящен колебаниям авиаконструкций. Вплотную с явлением флаттера ( колебании частей самолета, приводящих к его гибели) авиаконструкторы столкнулись, когда от тихоходных бипланов с их жестоко скрепленной коробкой крыльев стали переходить к более быстроходным монопланам. Эти работы ученого сыграли заметную роль в создании советского воздушного превосходства во время Великой Отечественной войны.
Статистический контроль в военном производстве.
4.Имеется еще один аспект работы советских математиков на помощь фронту, о котором нельзя не вспомнить— это работа по организации производственного процесса, направленная на повышение производительности труда и на улучшение качества продукции. Здесь было огромное число проблем, которые нуждались в математических методах и в усилиях математиков. Я рассмотрю только одну проблему – контроль качества продукции и управления качеством в процессе производства. Эта проблема со всей остротой возникла перед промышленностью уже впервые дни войны,
поскольку прошла массовая мобилизация и квалифицированные рабочие стали солдатами. Им на смену пришли женщины и подростки без квалификации и рабочего опыта.
Рассмотрим лишь один пример, имевший место на приборостроительном заводе в Свердловске. Здесь изготовлялись очень важные приборы для авиации и артиллерии. У станков были только подростки 13 — 15 лет. Многие детали, которые они выпускали, выходили за пределы допуска и поэтому не использовались для сборки. Тогда все детали разбили на 6 групп по размерам, которые уже было бы возможно сопрягать между собой. Исследования показали, что так собранные приборы оказались вполне пригодными для дела и удовлетворили потребности на месяц вперед.
Они обладали одним недостатком: если какая-либо деталь выходила из строя, то ее можно было заменять лишь деталью той же группы, из деталей которой собран прибор. Но в ту пору и для тех целей, для которых были предназначены приборы, можно было обойтись заменой приборов, а не деталей. Мастерам удалось успешно использовать завалы испорченных подростками деталей.
Задача контроля качества изготовленной продукции состоит в следующем. Пусть изготовлено N изделий, они должны удовлетворять некоторым требованиям. Скажем, снаряды должны быть определенного диаметра, не выходящего за пределы отрезка [D1, D2], иначе они будут непригодны для стрельбы. Они должны обладать определенной кучностью при стрельбе, иначе будут затруднения при стрельбе по цели. И если с первой задачей справиться легко — нужно замерить диаметры изготовленных снарядов и отобрать те из них, которые не удовлетворяют требованиям, то с другим требованием положение значительно сложнее. Действительно, чтобы проверить кучность стрельбы, необходимо провести стрельбы. А что же останется после испытаний? Испытания нужно произвести так, чтобы подавляющая часть продукции осталась пригодной для дальнейшего использования. Была поставлена задача – как по испытанию малой части изделий научиться судить о качестве всей партии. Методы, которые были для этой цели предложены, получили название статистических. Их теория берет свое начало с одной работы 1848 года академика М.В.Остроградского. Позднее этой задачей занимались профессор В. И. Романовский (1879 — 1954) вТашкенте и его ученики. Во время войны их совершенствованием занялся А.Н. Колмогоров и его ученики.
Задача, о которой только что было рассказано, обладает одним дефектом в самой ее постановке: партия продукции уже изготовлена и нужно выяснить, можно ее принять или же следует ее
отвергнуть? Но зачем изготовлять партию, чтобы ее затем браковать? Возникла проблема, как организовать производственный процесс, чтобы уже при изготовлении поставить заслон для изготовления некачественной продукции? Такие методы были предложены и получили название статистических методов текущего контроля. Время от времени со станка берутся несколько (скажем, пять) только что наготовленных изделий и замеряются параметры их качества. Если все эти параметры находятся в допустимых пределах, то производственный процесс продолжается, если же хотя бы одно изделие выходит за пределы допуска, то подается сигнал о необходимой переналадке станка или о смене режущего инструмента. Какое отклонение параметра от номинала допустимо, чтобы вся партия была изготовлена качественно?
Это требует специальных расчетов. После окончания войны выяснилось, что результаты работы советских математиков и инженеров принесли за годы войны стране миллиардную экономию.
Статистика войны
Война ВОВ
2-я мировая война
Продолжительность войны
2195 дня (6 лет)
Кол-во стран – участниц войны
61
Численность населения стран – участниц войны
1700 млн. – 80% мирового населения
Нейтральные страны
6
Кол-во погибших
32 млн.
Кол-во раненых
35 млн.
Кол-во стран, в которых происходили военные действия
40
Площадь территории, на которых происходили военные действия
22 млн. кв. км
Кол-во призванных в действующие армии
110 млн.
Кол-во произведённого оружия во время Второй мировой войны (в тысячах)
Самолеты
Танки
Пушки
Миномёты
США
296.1
86.5
253
110
Англия
102.6
25.1
113.8
48.3
Германия
104
65.1
174.5
82
СССР
120
90
360
300
Математика и Казахстан в годы Великой Отечественной войны.
5. В годы ВОВ на фронт ушел каждый пятый казахстанец. В 1941- 1945 гг. в Казахстане было построено 460 заводов, фабрик, рудников, шахт.
В годы войны перебазировано 220 заводов, фабрик, цехов. Только с Украины в Казахстан было перебазировано оборудование 70 предприятий, много их было размещено в Шымкенте. Авиационная мастерская выпускавшая в годы войны каждый месяц по 30 самолетов и 160 авиамоторов находилось в городе Актобе. В апреле 1943 года было введён в действие Актюбинский ферросплавный завод. В Казахстан был эвакуирован Александровский радиозавод №3. Новостройки пищевой промышленности юга республики получили оборудование 14 сахарных заводов Украины. На базе эвакуированных предприятий в Казахстане возникли станкостроения, производство боеприпасов и другие отрасли.
Технологические циклы около 20 производств машиностроения, обработки металлов, малолитражных двигателей требовали перестройки на нужды фронта. Были освоены производства авиационного вооружения, для подрывных машин, траншейных огнеметов, ночных тралов, электроторпед , морских мин, прессов для танковой и авиационной промышленности и других весьма важных видов вооружения. Здесь не обошлось без математики. Инженеры, механики, мастера следили за технологическими процессами, не допускали появления брака в работе. Эта задача была особенно важна, поскольку по мере ее решения удавалось экономить исходные материалы, станочное время, рабочую силу, электроэнергию и транспорт.
За годы ВОВ в Казахстан было эвакуировано 27 военных учебных заведений для подготовки командных кадров, офицеров было подготовлено свыше 16тысяч человек. С целью подготовки командных кадров, младшего и среднего состава Казахстан направил в военные училища в годы Второй Мировой войны 45 тысяч юношей во все времена считалось, что офицер одновременно считается знатоком математики. Без математики, без ее безукоризненного знания, и притом в весьма широком объеме, не может быть ни хорошего штурмана, ни артиллериста, ни связиста, ни строителя, ни приемщика военной продукции на заводах.
Формировались на территории Казахстана 12 стрелковых, 4 кавалерийских дивизий, 7 стрелковых бригад, около 50 отдельных батальонов и батальонов различных ров войск. Алма-атинская 316-я дивизия генерала-майора И.Ф.Панфилова (переименованная позже в 8-ю Гвардейскую ) проявила героизм при защите Москвы. Все 12 дивизий награждены орденами за боевые заслуги.
За подвиги в года войны с выше 11600тысяч человек были удостоены звания Герой Советского Союза. Среди удостоенных этого звания 497 казахстанцев.142 человека были кавалерами Ордена Славы трех степеней. Дважды Герой Советского Союза летчик Т. Бигельдинов в годы войны совершил 200 боевых вылетов. Дочь казахского народа пулеметчица Герой Советского Союза Маншук Маметова ; снайпер Алия Могдагулова Герой Советского Союза и многие другие.
На огневых рубежах ВОВ бессмертной славы покрыли себя восточноказахстанцы более 29тысяч, в том числе 4тысяч казахов награждены орденами и медалями, 63-удостоиных звания Героя Советского Союза. По неполным данным в Великую Отечественную войну погибло, умерло от ран в госпиталях и пропало без вести около 48782 восточноказахстанцев. В том числе погибло 20 Героев Советского Союза. Из Шемонаихинского района, население которого тогда составляло 18тысяч человек, было призвано в боевые части 7976 человек, в трудовую армию 3954 человека. Из с.Зевакино в годы войны ушло 163 бойца, из их 109 пропали без вести и погибли.
Шестеро Шемонаихинцев получили высшую награду родины-«Звезда героя». Это: Клим Тимофеевич (1924-1944) из с. Малоубинка. В 1942 году ушел на фронт 18-летним юношей. С 1943 года командовал расчетом станкового пулемета в кавалерийском эскадроне. Погиб, прикрывая отход эскадрона из окружения. Подорвал вместе с собой танк. Звание героя присвоено посмертно.
Астафьев Иван Михеевич (1922-1945гг.) родился и вырос в селе Усть-Таловка. Работал колхозе «Красный боец». Ушел на фронт в декабре 1941 года. Воевал на Украине, был тяжело ранее в 1942 году, попал в госпиталь. Когда выздоровел, записался в танковую школу, выучился и снова на фронт. Участвовал в освобождении Белоруссии и Украины. За отличное выполнение механик-водитель танка, а затем самоходной установке СУ-85 гвардии старший сержант Астафьев был награжден орденом Красной Звезды, медалью « За отвагу», орденом Красного Знамени, благодарственными грамотами. К званию Героя он был представлен за мужество и отвагу, проявленные в бою за польский город Сохачев, когда экипаж СУ -85 уничтожил два железнодорожных эшелона с техникой и 200 фашистов. 27 февраля 1945 года И.М.Астафьеву присвоили звание Героя, а 5 марта в бою за город Волен на территории Германии самоходка была подбита вражеским снарядом. Экипаж с воинскими почестями был похоронен в городе Волен в Польше.
Сафонов Федор Матвеевич родился в 1923 году. На фронт прибыл в 1944 году младший лейтенант Сафонов летел на «Ил-2», самолете которому не было аналогов в других армиях. Звания героя было присвоено Сафонову за 109 успешных вылетов, в ходе которых он уничтожил много боевой техники и живой силы противника. Сейчас Ф.М.Сафонов полковник в отставки, живет в городе Куйбышев.
Безголосов Виталий Мефодьевич (1920-1945гг.) родился в с.Коневка, жил и учился в г. Риддер, поэтому ленинградцы считают его «своим» Героем. На войне был снайпером, уничтожил 300 фашистов, а его ученики довели это счет до 600. Был четырежды ранен, награжден орденами Красной Звезды и Славы III степени, медалью «За отвагу». Погиб он в бою на территории Чехословакии. Звание Героя ему было присвоено посмертно.
Вербицкий Тимофей Сергеевич (1909-1944гг.),ушел на фронт в 1941 году, не раз в бою проявил личное мужество и героизм. Отличился в боях по расширению плацдарма на берегу Днепра севернее Киева. 10 января 1944года ему было присвоено звание Героя. Но дожить до Победы нашему земляку не удалось. В одном из боев он пропал без вести. Наравне с мужчинами тяжесть тех жестоких лет разделили женщины. От восхода до заката на фермах, полях, в цехах трудились в тылу люди, обеспечивая ценою тяжелого труда, фронт всем необходимым. За этот благодарный труд трое односельчан были награждены медалью «За доблестный труд в годы войны 1941-1945гг.»
Всего с фронта пришли похоронки на 1934 четыре шемонаихинца, от ран умерло 115 человек пропало без вести 904 человека, умерли в плену 7 человек. Умерли от болезни и несчастных случае в 8 человек.
ВОИНЫ-ОДНОСЕЛЬЧАНЕ
Боровиков Михаил Афанасьевич родился в 1925 году в с.Зевакино. В 1941 году, когда началась война, учился в школе. В 1941 году, когда началась война, учился в школе. В январе 19 года, когда он учился в 7 классе, ему пришла повестка прямо в школу. Самые жаркие бои 1943 года был призван Михаил Афанасьевич в ряды Советской Армии. Попал на Дальний Восток, где в то время было очень неспокойно. Служил в разведке, передавал все данные о дислокации японских войск вдоль нашей границе. Эти данные непосредственно передавались в Москву. В августе 1945 года Михаил Афанасьевич принимал участие в разгроме Квантунской армии японцев в составе 2- го Дальневосточного фронта в качестве командира орудийного расчета.
Мартынов Степан Владимирович награжден в 1971 году орденом «Знак почета», медалью «За освоение целинных земель» в 1956 году, медалью «За доблестный труд» в 1970 году. Участник ВДНХ в Москве(1954 год). Награжден юбилейной медалью к столетию со дня рождения В.И.Ленина, победитель соцсоревнования 1974, 1978 годах. Депутат сельского совета.
ЗАДАЧИ.
Задача №1 Отряд солдат.
Отряд солдат подходит к реке, через которую необходимо переправиться. Но мост сломан, а речка глубока. Как быть? Вдруг командир замечает двух мальчиков, которые катаются на лодке недалеко от берега. Но лодка так мала, что на ней может переправиться только один солдат или только двое мальчиков- не больше! Однако все солдаты переправились через реку именно на этой лодке. Как это было сделано?
Ответ: Один из мальчиков остался на берегу, а другой пригнал лодку к солдатам и вылез. Тогда солдат сел и переправился на другой берег. Мальчик, оставшийся там, пригнал обратно лодку к солдатом, взял своего товарища, отвез на другой берег и т.д. , пока все солдаты не переправились.
Задача№2 Морская разведка.
Разведку (разведывательному кораблю), двигающемуся в составе эскадры, дано задание – обследовать район моря на 70 миль а направлении движения эскадры. Скорость эскадры – 35 миль в час, скорость разведчика – 70 миль в час. Требуется определить, через сколько времени разведчик возвратится к эскадре.
Решение: Обозначим искомое число часов через х.За то время эскадра успела пройти 35х миль, разведывательный же корабль 70х.Разведчик прошел вперед 70 миль и часть этого пути обратно, эскадры же прошла ост часть этого пути обратно, эскадра же прошла остальную часть того же пути. Вместе они прошли путь в 70х + 35х, равный 2×70 миль. Имеем уравнение:
70х + 35х = 140 откуда х = =1ч
Разведчик возвратиться к эскадре через 1 час 20 минут.
Задача№3 Во время прилива.
Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек; расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан сегодня спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см.Через сколько времени покроется водой третья ступенька веревочной лестницы?
Ответ: Вместе с водой поднимутся и корабль и лестница, вода не покроет третьей ступеньки.
Задача №4 При помощи козырька.
Отдельно старшего сержанта Куприянова было приказано измерить ширину реки, через которую предстояло организовать переправу…
Подобравшись к кустарнику вблизи реки, отделение Куприянова залегло, а сам Куприянов вместе с солдатом Карповым выдвинулся ближе к реке, откуда был хорошо виден занятий фашистами берег. В таких условий измерять ширину реки нужно было на глаз.
- Ну-ка Карпов, сколько?- спросил Куприянов.
- По-моему, не больше 100 -110 м, - ответил Карпов.
Куприянов был согласен со своим разведчиком, но для контроля решил измерить ширину реки при помощи «козырька».
Решение: Надо стать лицом к реке и надвинуть фуражку на глаза так, чтобы нижний обрез козырька точно совпал с линией противоположного берега. Козырек можно заменить ладонью руки или записной книжкой, плотно приложенной ребром ко лбу. Затем, не изменяя положения головы, надо повернуться направо или налево, или даже назад( в ту сторону, где поровней площадка, доступная для измерения расстояния) и заметить самую дальнюю точку, видимую из-под козырька(ладони, записной книжки).
Расстояния до этой точки и будет примерно равно ширине реки.
Этим способом и воспользовался Куприянов. Он быстро встал в кустах, приложил ко лбу записную книжку, также быстро повернулся и завизировал дальнюю точку. Затем вместе с Карповым о ползком добрался до этой точки, измеряя расстояние шнуром. Получилось 105 м.
Куприянов доложил командованию полученные им данные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Со времени Победы прошло почти 70 лет. Вторая мировая война оказалась прежде всего войной танков, соревнования моторов, огня и брони, и от того, чья конструкторская мысль оказывалась точнее и глубже, зависел исход многих сражений. Советские математики многое сделали для восстановления и развития народного хозяйства. За годы войны, в нечеловеческих условиях, наблюдался прогресс в теоретической математики. До сих пор нет сводного труда, который бы показал, как много математики дали фронту для победы, как их исследования помогали совершенствовать оружие, которое использовали воины в боях.
Этот пробел следует восполнить как можно быстрее, поскольку многих из тех, кто это делал, уже нет в живых, поскольку человеческая память несовершенна и многое забывается. А нам никак нельзя забывать о том, что подвиг народа в Великой Отечественной войне не ограничивается только славными делами фронтовиков, что основы победы ковались и в тылу, где руками рабочих и их разумом, руками и разумом инженеров и ученых создавалась и совершенствовалась военная техника. Нельзя нам забывать и того, что по многим параметрам к концу войны наши танки, самолеты, артиллерийские орудия стали совершеннее тех, которые противопоставлял нам враг. Нельзя забывать, что в конце войны мы вынуждены, были вплотную заняться созданием собственного атомного оружия, а для этого пришлось объединить интеллектуальные усилия физиков, химиков, технологов, математиков, металлургов и самостоятельно пройти тот путь, который уже был пройден США и их западными союзниками.
К сожалению, и теперь положение вмире таково, что страны, а вместе с ней и математики, вынуждены уделять внимание разработке проблем обороны. Однако это не самоцель, а вынужденная необходимость. Каждый же изнас мечтает о том времени, когда человечество забудет о войнах и о подготовке к ним.
Таким образом, я считаю, что тема моей работы очень актуальна в наши дни, особенно для моих сверстников.
Во – первых, она приближает математику к истории моей страны, к жизни.
Показывает, что это не просто сухие цифры, это история, человеческие судьбы. Ведь от точности расчетов зависели человеческие жизни.
Во – вторых, эта работа помогает понять, что изучение математики необходимо, она соприкасается со всеми отраслями науки. И чем бы мы в дальнейшем не занимались, что бы мы не выбрали, знания математики нам будут необходимы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Журнал «Математика в Школе»
2.Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, - М.: 1978.
3.Гнеденко Б. В. Математика и контроль качества продукции М.: Знание, 1984