kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математика в поэзии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика в поэзии

 

"Нельзя быть настоящим математиком,

не будучи немного поэтом"

 К. Вейерштрасс

 

Не просто привить любовь к такому предмету как математика. Поэтому учителям приходится немного быть и художниками, и артистами, и путешественниками, и сказочниками, и поэтами. Очень удобно когда у тебя есть под рукой материал, который ты можешь использовать, не затрачивая много времени на уроке. Я предлагаю подборку стихотворений разных авторов, которые использую на своих уроках, внеклассных мероприятиях, математических вечерах.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математика в поэзии »

Математика в поэзии


"Нельзя быть настоящим математиком,

не будучи немного поэтом"

К. Вейерштрасс


Не просто привить любовь к такому предмету как математика. Поэтому учителям приходится немного быть и художниками, и артистами, и путешественниками, и сказочниками, и поэтами. Очень удобно когда у тебя есть под рукой материал, который ты можешь использовать, не затрачивая много времени на уроке. Я предлагаю подборку стихотворений разных авторов, которые использую на своих уроках, внеклассных мероприятиях, математических вечерах.


Ромб

Э. Гельвик

Квадрат обмяк, устал, 
Дал за углы себя схватить 
И ромбом стал. 
И загрустил: а вдруг он промахнулся, 
А вдруг бы жизнь другим путём пошла, 
Подставь он два других угла? 


Параллели

Х. Иоргенетерн


 Идут две параллели.

Откуда и куда? Быть может, что у цели

Не быть им никогда,

Но рядом плыть до гроба,

 Куда судьба ведёт,

Решили друга оба

И твёрдо шли вперёд.

И вот года проходят,

Ряд долгих лет и зим.

 Два странника всё бродят,

 Им вечно быть двоим.

Близки и неразлучны,

И стали уставать

Быть рядом неотлучно,

Видать, да не достать.

Придут ли в бесконечность

И будет им дано,

Хоть погрузившись в вечность,

 Двум слиться им в одно?

 Геометрия

Е. Винокуров


О, Пётр, ведь ты построил город

Не для умерших — для живых?

Тяжёлый дождь идёт за ворот

Окаменевших часовых.

Недвижимы аллеи парков,

Прямы проспекты как стрела.

Сильней божественных монархов

Здесь геометрия была.

Был нежен в башнях цитадели

И кроток лепет голубиц...

И, странные, на мир глядели

В окно глаза цареубийц.

Гуляют каменные финны,

Курятся трубки у бород.

Вот и построили Афины

Средь топей северных болот!

Налево львы. И львы направо.

А у заставы инвалид

Штык держит вертикально прямо,

Как геометрия велит.

Треугольник и квадрат

Е. Панин

Жили два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший был квадратный,
Добродушный и приятный.
Младший — треугольный,
Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: « Смотри,
Ты полней меня и шире;
У меня углов лишь три,
У тебя их все четыре
».

Но Квадрат ответил: « Брат,
Я же старше, я — квадрат
».
И сказал еще нежней:
«Неизвестно, кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснешься без углов!
»



Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад:
Поглядел он — нет квадрата…
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть!
Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

Ромб

Э. Гельвик

Квадрат обмяк, устал,

Дал за углы себя схватить
И ромбом стал.
И загрустил:
А вдруг он промахнулся,
А вдруг бы жизнь другим путем пошла,
Подставь он
Два других угла?..


Касательная


Ф. К. Гинскей


Я изначальна. И мой путь далек –

На бесконечности мой огонек.

Но к своему привязана я кругу,

Хоть мы противоречье друг для друга.

Он счастлив в завершенности своей,

Не зная беспредельности путей;

Не знает дальней цели он томленья

И бесконечность для него - в мгновеньи.

,


А для меня далеко, как звезда,

Горит та цель, что к ней стремлюсь всегда.

И пусть мой путь меня уводит в вечность,

Пока в круг не сомкнется бесконечность


Шар

Ф. К. Гинскей


В моей первичной форме - благородство,

Я все права имею первородства.

Мне совершенство щедрое дано,

Что создано, во мне завершено.

Кто через оболочку видит верно,

Тот из меня впивает соразмерность.

Кто глубь пространства знает лишь на слух,

Во мне увидит круг и только круг.

Земному только малым я обязан:

Я в равновесии с ним лишь точкой связан.

И если б эту косность я забыл,

Я в тот же миг вознесся б и уплыл.


Нуль


Внимай! Кому? Ты в удивленьи?

Доступен слуху я - не зренью.

Я бестелесен, невесом.

А кто я, я скажу потом.

Без «Некто» я остался б нем,

И «Некто» возвещает всем,

Что нет меня. И правда, я –

Лишь отрицанье бытия.

Меня кружочком очертили,

Нулем кружочек окрестили,

Понять же людям мудрено

То, что во мне воплощено.

Они запомнили названье

И видят только начертанье

Для них всего лишь цифра я;

Подвергли действиям меня

И всем прямым, и всем обратным...

Мне умноженье лишь приятно.

Ведь при сложеньи, вычитаньи

Меня оставят без вниманья,

О том же, чтоб на нуль делить,

Не стоит даже говорить...

А то, что ты на нуль помножишь,

В одно мгновенье уничтожишь.

Так берегись же ты нуля,

Чтоб он к нулю не свел тебя!


Числа

Н. Морозов


В вечной области науки - только в книгу я взгляну

Вижу чисел батальоны, выходящих на войну.

Всюду числа выступают беспредельною толпой,

Чтобы с косностью и мраком завязать смертельный бой.

Знаки равенства - окопы. Неприступны числа там,

Не разбить их укреплений мрачным истины врагам!

Но из формул этих странных, лишь настанет час нужды,

Вновь выходят тех же чисел непрерывные ряды.

Синус, косинус и тангенс - их привычные вожди,

На разведке логарифмы смело мчатся впереди.

И, над всеми поднимаясь, как суровый генерал,

Управляет их походом всемогущий интеграл.

И упорно бьются числа уже много, много лет

За созданье человека и за правды вечный свет.

Они встали незаметно из глубокой тьмы веков

И сбили уж немало с человечества оков!

Числа, числа! Выходите ж бесконечной чередой,

Всею армией великой вы бросайтесь в правый бой.

Это - честная, святая, это - славная война.

Долго, долго в дальнем мире не окончится она!

Но победа будет ваша. Смело ж далее в поход!

С каждым веком, с каждым годом вы ведете нас вперед.


Три десятых

В. Лифшиц

Это кто

Из портфеля Швыряет в досаде

Ненавистный задачник,

Пенал и тетради,

И сует свой дневник,

Не краснея при этом,

Под дубовый буфет,

Чтоб лежал под буфетом?

Познакомтесь, пожалуйста:

Костя Жепалин,

Жертва вечных придирок,

Он снова провален.

И шипит,

На растрепанный

Глядя задачник:

Просто мне не везет!

Просто я неудачник!..

В чем причина

Обиды его и досады?

Что ответ не сошелся

Лишь на три десятых!

И к нему, безусловно,

Придирается

Строгая

Марья Петровна.

Три десятых...

Скажи про такую ошибку

И, пожалуй, на лицах

Увидишь улыбку.

Три десятых...

И все же об этой ошибке

Я прошу вас

Послушать меня

Без улыбки...

Если б, строя ваш дом,

Тот, в котором живете,

Архитектор

Немножко

Ошибся

В расчете, -

Чтоб случилось,

Ты знаешь ли, Костя Жепалин?

Этот дом

Превратился бы

В груду развалин!

Ты вступаешь на мост.

Он надежен и прочен.

А не будь инженер

В чертежах своих точен,

Ты бы, Костя,

Свалившись в холодную реку,

Не сказал бы спасибо

Тому человеку!

Вот турбина,

В ней вал

Токарями

Расточен.

Если б токарь

В работе

Не очень был точен,

Свершилось бы, Костя,

Большое несчастье:

Разнесло бы турбину

На мелкие части!

Три десятых –

И стены

Возводятся

Косо.

Три десятых –

И рухнут

Вагоны

С откоса.

Ошибись

Только на три десятых

Аптека, —

Станет ядом лекарство,

Убьет человека!

Ты подумай об этом,

Мой друг, хладнокровно.

И скажи –

Не права ль была Марья Петровна?

Если честно

Подумаешь, Костя, об этом,

То недолго лежать

Дневнику под буфетом.


Пифагорова теорема

Г. Вебер


Не знаю, чем кончу поэму,

И как мне печаль избыть:

Древнейшую теорему

Никак я не в силах забыть.

Стоит треугольник, как ментор,

И угол прямой в ней есть.

И всем его элементам

Повсюду покой и честь.

Прелестная гипотенуза

Взнеслась так смело ввысь!

И с нею в вечном союзе

Два катета тоже взвились.

Она царит на квадратах.

И песню поет она:

Та песня влечет куда-то –

Геометров древних волна.

И все на торжищах света.

Как в огненном кольце.

И все повторяют это:

Ах, а2, Ь2, с!

И даже в холодной медузе

Огонь эта песня зажгла,

И все это гипотенузы

И катетов двух дела!


О теореме Пифагора

А. Фон Шамиссо


Уделом истины не может быть забвенье,

Как только мир ее увидит взор;

И теорема та, что дал нам Пифагор,

Верна теперь, как в день ее рожденья.

За светлый луч с небес вознес благодаренье,

Мудрец богам не так, как было до тех пор,

Ведь целых сто быков послал он под топор,

Чтоб их сожгли, как жертвоприношенье.

Быки с тех пор, как только весть услышат,

Что новой истины уже следы видны.

Отчаянно мычат и ужаса полны:

Им Пифагор навек внушил тревогу.

Не в силах преградить той истины дорогу

Они, закрыв глаза, дрожат и еле дышат.

Баллада о математике


Как воздух, математика нужна,
Самой отваги офицеру мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья:
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья. .
Но строг учитель был,
И каждый раз он обрывал мальчишку грубовато:
— Мечтать довольно, повтори рассказ
О свойствах круга и углах квадрата.
И воином любовь сохранена
К учителю далекому, седому.
Как воздух, математика нужна
Сегодня офицеру молодому.



Гимн гипотенузе

Как символ вечного союза,
Как вечный символ знак простой,
Связала гипотенуза
Навеки катеты собой.
Путей окольных избегая
И древней истине верна,
Ты по характеру — прямая
И по обычаю — точна.
Скрывала тайну ты, но скоро
Явился некий мудрый грек
И теоремой Пифагора
Тебя прославил он навек.
Хранит тебя, безмолвно, чинно
Углов сторожевой наряд,
И копья — острые вершины
На обе стороны грозят.
И если двоечник, конфузясь,
Немеет пред твоим лицом.
Пронзит его, гипотенуза,
Своим отточенным копьем.

О нуле

Когда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего.
И как ни странно, полагали,
Что нуль совсем не есть число.
Но на оси средь прочих чисел
Он все же место получил.
И все действительные числа
На два разряда разделил.
Коль нуль к числу ты прибавляешь,
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.
Попав, как множитель, средь чисел
Он сводит мигом все на нет.
И потому в произведеньи
Один за всех несет ответ.
А относительно деленья
Во-первых, нужно помнить то,
Что уж давно в научном мире
Делить на нуль запрещено.
Причина всем ведь очевидна,
А состоит причина в том,
Что смысла нет в таком деленьи
Противоречье в нем само.



Математика - царица наук

Чоро Тукембаев

Математика - царица наук,
Вдохновенье - мать творчества,
Без него математик, как паук,
Неведающий зодчества,
Эх, страдалец одиночества.

Высота, медиана и биссектриса треугольника

Ольга Панишева
Три девицы, три сестрицы
В треугольнике живут.
Речь такую там ведут:

— Всех главнее высота!
Говорю вам неспроста.
Видят все, как сторонам
Нужен перпендикуляр.
Тогда они, сменив названья,
Зовутся гордо — основанья!

— Нет, — сказала медиана, —
Спорить я не перестану.
И на это есть причина:
Я треугольника вершину
Соединяю с серединой
Стороны. К тому же я
Делю всю площадь пополам!

В спор вступила биссектриса:
— Спорить не имеет смысла!
Если трое соберемся,
В точке мы пересечемся.
Эта точка непростая.
Серединка золотая;
Если циркулем владеешь,
Окружность ты списать сумеешь!
Значит, всех я вас главнее!

В спор вмешался треугольник:
— Что вы, знает каждый школьник,
Что для меня вы все равны.
Будьте же всегда дружны!
Но вас предупреждаю я:
У каждой миссия своя!

Знает каждый школьник,
Как меня построить.
К чему не проведут меня,
Всем перпендикулярна я.
Отгадай, вопрос простой,
Как зовусь я? (Высотой).

Вначале вы найти должны
Середину стороны.
Ее соединишь с вершиной,
И меня уж получил ты.
Просто все и без обмана.
Как зовусь я? (Медиана).


Шарада

Ольга Панишева

Что кружится, что ложится
И на землю, и на крыши,
И о чем поэт зимою
По ночам поэмы пишет?
Это первое словечко.
А второе просто «на».
Ну, а третье? Угадайте,
Что бежит по проводам?
Напиши, что получилось,
И прочти наоборот.
Не запутайся, читая
Слово задом наперед!
(Снег-на-ток... котангенс).

***

Как мы косинус считаем,
Ты спроси медузу.

— Делим прилежащий катет
На гипотенузу.

Синус вычислить сумеет
Зверь любой из лесной чащи:
На гипотенузу делит
Катет противолежащий.

Чтобы тангенс получить,
Нужно катеты делить.
Вы в числителе берете
Тот, что для угла напротив.
Тот, который прилежит,
В знаменателе пиши.

Если дробь перевернуть,
Это тоже верный путь!
Ты с конца прочти, дружок,
Как ложится «снег на ток».

— Как назвали отношенье катета к гипотенузе?
У кого ни спросим мы,
Отвечают: «Косинус».

Все мы думали-гадали:
Какой же они катет брали?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Математика в поэзии

Автор: Косенко Валентина Евгеньевна

Дата: 03.01.2015

Номер свидетельства: 149664

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) ""Математика - поэзия мысли" "
    ["seo_title"] => string(25) "matiematika-poeziia-mysli"
    ["file_id"] => string(6) "164635"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422681685"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Внеклассное мероприятие по математике "Математика - гимнастика ума" "
    ["seo_title"] => string(72) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-matiematikie-matiematika-ghimnastika-uma"
    ["file_id"] => string(6) "161684"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422267351"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Внеклассное мероприятие по математике "Весна идет. Весне дорогу!" "
    ["seo_title"] => string(73) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-matiematikie-viesna-idiet-viesnie-doroghu"
    ["file_id"] => string(6) "105441"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402853601"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Интегрированный проект на тему: "Цифровая поэзия""
    ["seo_title"] => string(49) "integrirovannyi_proekt_na_temu_tsifrovaia_poeziia"
    ["file_id"] => string(6) "543983"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1584995620"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Открытый урок для родителей  «Математика в нашей жизни» "
    ["seo_title"] => string(59) "otkrytyi-urok-dlia-roditieliei-matiematika-v-nashiei-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "107182"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403181595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства