Я приветствую всех, кто сегодня собрался. Кто готовился, думал и очень старался. В наше время, чтобы строить и страною управлять, прежде нужно тольо в школе математику познать. Предлагаю вам заняться занимательной игрой, надо просто постараться думать головой. Я не Якубович Лёря, у нас в призах машины нет, так что не сиди как соня - держи првильной ответ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Математическая игра "Поле чудес" »
Внеклассная работа по математике
«Поле чудес»
(математическая пародия на телевизионную игру)
Автор-составитель и ведущая игры: учитель ГОУ СОШ № 15
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Александрова А.Г.
Оформление зала
Плакаты: «Математика – царица всех наук»
«Математика – гимнастика ума»
«Чтоб в математику шагать, в «Поле чудес» надо играть»
Газеты, выпущенные учащимися на математическую тему.
Множество кроссвордов, составленных учащимися на математическую тему (ответы на них принимает счетная комиссия; итоги подводятся к окончанию праздника).
Рулетка
0. все очки пропали, переход хода;
1 – 9. начисление очков за верно угаданную букву;
10, 20, 30. открывай любую букву;
11 – 19. прежде чем назвать букву, сформулируй любое математическое определение;
21 – 29. прежде чем назвать букву, скажи пословицу с числительным;
31 – 35. прежде чем назвать букву, сформулируй любую теорему из геометрии;
36. если берешь приз, в игре не участвуешь.
Ход игры:
Ведущая: Я приветствую всех, кто сегодня собрался.
Кто готовился, думал и очень старался.
В наше время, чтобы строить и страною управлять,
Прежде нужно только в школе математику познать.
Предлагаю вам заняться занимательной игрой,
Надо просто постараться думать всем вам головой.
Я не Якубович Лёня, у нас в призах машины нет,
Так что не сиди как соня – держи правильный ответ.
Уже готово все к сраженью, ребята все сигнала ждут;
Одну минуточку терпенья – счетная комиссия вот тут.
Болельщиков предупреждаю, что будет встреча горяча,
И потому я всем желаю болеть без вызова врача.
Вопросы (для выбора 9 участников игры на рулетке):
1. Равенство двух выражений, справедливое для любых допустимых значений, входящих в него букв
(тождество).
2.Математическое утверждение, истинность которого устанавливается путем доказательства
(теорема).
3. Часть математики, наука о числах и действиях над ними (арифметика).
4. Древнегреческий ученый математик, развил методы нахождения площадей (Архимед).
5. Чьи слова «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (Ломоносов).
6. Немецкий ученый математик Карл Фридрих (Гаусс).
7. Замкнутая выпуклая плоская кривая (овал).
8. Первая в мире женщина - профессор математики (Ковалевская).
9. Автор вашего учебника геометрии (Атанасян).
10. Автор вашего учебника алгебры (Алимов).
11. Геометрическая фигура, в переводе с греческого означает «столик» (трапеция).
12. Основное положение, не требуемое логического доказательства в силу убедительности (аксиома).
Вопросы (для игры):
1 тур. Фамилия французского математика, который ввел обозначение вектора (Коши).
2 тур. Фамилия немецкого математика, который установил существование односторонней
поверхности (Мёбиус).
3 тур. Фамилия создателя неевклидовой геометрии, которую сам назвал «воображаемой»
геометрией (Лобачевский).
Три верно угаданные буквы – возьми из кармана приз:
Вопрос(для зрителей):
Кто впервые доказал теорему, устанавливающую зависимость между корнями и коэффициентами алгебраического уравнения (Виет).
Вопрос (для финала)
1. Имя французского математика Виета (Франсуа).
Всем участникам игры – призы: канцелярские товары; грамоты.
Рекламная пауза № 1.
Инверсия в постановке математических задач.
Большинство задач, полученных с помощью инверсии, отличает необыкновенная красота и своеобразие. Особую привлекательность им придают почти всегда присутствующие в них парадоксальные интонации. Наглядным примером этому служит следующая задача.
«Некая просвещенная и честолюбивая принцесса, сознавая, что династического брака не избежать, нашла достойный выход из положения, предложив своим поклонникам пройти испытание. Незаурядность ее натуры осветила этот испытанный способ выбора суженого особой оригинальностью. Судите сами: претендентам на свою руку принцесса объявила, что выйдет замуж за того из них, чья лошадь последней прискачет к тому дубу, что виднеется из окон замка. Столь, казалось бы, нелепое задание поначалу обескуражило нетерпеливых женихов. И не мудрено: испытание грозило стать бесконечным. Но замешательство длилось недолго. Среди соперников, к их чести , нашелся не менее одаренный юноша, предложивший блестящую идею... Коротко посовещавшись, они вскочили на коней и во весь опор поскакали к заветному дереву. Спустя минуту судьба принцессы была решена. Находчивый юноша оказался и самым удачливым. В чем состояло его предложение»?
Решение:
Инверсия в этой задаче встречается дважды. В начале ею пользуется принцесса, меняя привычное требование «достичь цели первым» противоположным «прийти к цели последним» и делая тем самым, как ей казалось, эту цель недостижимой. Но, адресуя действие не всаднику, а его лошади, принцесса допускает логическую небрежность, которую умело использует ее будущий избранник. Он предлагает соперникам остроумное и справедливое для всех решение: поменяться конями. Изменившаяся ситуация сразу же меняет и стратегию конкурентов, приближая ее к традиционной: находясь на чужом коне, каждый всадник заинтересован гнать его что есть мочи, дабы оставить позади свою собственную лошадь.
Приведенный пример наглядно показывает, как, помогая исследователю проникнуть в двойственную суть вещей, в мир «истин наизнанку» , инверсия в то же время требует от него отказа от сложившихся представлений, готовности стать на иную точку зрения, умения видеть явление в единстве своих противоречий. Иными словами, искусство «инверсионного» мышления предполагает определенные навыки.
Рекламная пауза № 2.
Нужно ли «зубрить»?
Учащиеся часто спрашивают: «Почему учителя требуют, чтобы все формулировки мы заучивали наизусть? Неужели недостаточно того, чтобы знать их в «свободной форме» и воспроизводить своими словами?» Прежде чем дать ответ по существу, расскажем одну историю.
Это произошло в те времена, когда на улицах города ещё не было освещения. Как–то ночью мэр города столкнулся с горожанином. Это было неприятно и больно. Тогда мэр отдал приказ, чтобы никто не выходил ночью на улицу без фонаря. Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином.
Вы не читали моего приказа?– спросил мэр сердито.
Читал,– ответил горожанин. – Вот мой фонарь.
Но в фонаре у вас нет ничего.
В приказе об этом не упоминалось.
Наутро появился новый приказ, обязывающий вставлять свечу в фонарь при выходе ночью на улицу. Вечером мэр опять налетел на того же горожанина.
Где фонарь?!
Вот он.
Но в нем нет свечи!
Нет, есть. Вот она.
Но она не зажжена!
В приказе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу.
И мэру пришлось издать ещё один приказ, обязывающий граждан зажигать свечи в фонарях при выходе ночью на улицу.
Теперь, наверное, всем учащимся ясно, как следует поступать с формулировками определений, аксиом и теорем. Если они могут своими словами передать их точный смысл – пожалуйста! Если же нет, то, чтобы не уподобляться тому мэру, о котором только что рассказано, следует учить наизусть.
Рекламная пауза № 3.
Стихотворение «Я – великий математик»
1. Хоть ты смейся, хоть ты плачь, 2.Может быть учебник скверный,
Не люблю решать задач, Может быть, таланта нет.
Потому что нет удачи Но нашел я способ верный –
На проклятые задачи. Сразу посмотреть в ответ.
3. Сколько чашек, сколько ложек? 4. Занимайтесь на здоровье,
Можно просто без затей. Если вам не жалко сил!
Я сложил часы и кошек, Ну зачем читать условье:
Перемножил на людей. Раз – умножил, два – сложил.
5. В общем, не хитра наука, 6. И к Свердловску город Нальчик
Если посмотреть в ответ, Ближе стал, чем Камышлов.
Только дед моложе внука И один индийский мальчик
Оказался на пять лет. Съел 125 слонов!
7. Типографская машина 8. Стал до Марса путь недлинным –
Выдала 7 тонн овса… 200 литров до земли…
Оказалось у ва署она Два мальчишки с половиной
Три десятых колеса… С полдевчонкой в школу шли!
9. Я ведь математик бойкий:
Множу, делю всё пополам…
Интересно, сколько двоек
Стоит лени килограмм?
Рекламная пауза № 4.
Стихотворение «Важная наука».
Цифры растянулись в длинный ряд
Формулы…А где же ты, романтика?
Ведь ещё немало говорят:
«Скучная наука – математика».
Не спеши-ка с выводами, друг,
В технике, науке и природе –
Всё, что нынче видишь ты вокруг,
По её законам происходит.
Ведь в тайге не вырастит завод,
Люди не откроют тайны Арктики;
Тепловоз по рельсам не пойдет
Без сухой науки – математики.
В космос мы пускаем корабли.
Небо режут сотни самолетов.
Разве их создать бы мы могли
Без математических расчетов?!
К звездам нас помчит поток ракет,
Позовут далекие Галактики.
Потому что в целом мире нет,
Нет важней науки математики.
Рекламная пауза № 5.
Стихотворение «Три десятых».
Это кто из портфеля швыряет в досаде
Ненавистный задачник, пенал и тетради?
И сует свой дневник, не краснея при этом,
Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?
Познакомьтесь, пожалуйста, Миронов Рома
Жертва вечных придирок, – сидит снова дома.
И шипит, на растрепанный глядя задачник:
– Просто мне не везет!.. Просто я неудачник.
В чем причина обиды его и досады?
Что ответ не сошелся лишь на три десятых!
Это сущий пустяк, и к нему, безусловно,
Придирается строгая Антонина Григорьевна.
Три десятых… Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, увидишь на лицах улыбку.
Три десятых… И всё же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.
Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете,
Архитектор немного ошибся в расчете –
Что б случилось, ты знаешь ли, Антон Курчин?
Этот дом превратился бы в груду овчин!
Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Окладников Миша, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!
Вот турбина, в ней вал токарями расточен.
Если токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, Белов Саша, большое несчастье,
Разнесло бы турбину на мелкие части
Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека –
Станет ядом лекарство, убьёт человека…
Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно
И скажи – не права ль Антонина Григорьевна?
Если честно подумаешь, Сучков Юра, об этом,
То недолго лежать дневнику под буфетом!
Всем участникам игры: призы: канцелярские товары, грамоты.