Вовденко Ольга Леонидовна, учитель математики
МБОУ СОШ №61 имени М.И. Неделина г. Липецка
Внеклассное мероприятие по математике «Поле чудес»
История возникновения и развития математики
7 класс
Цели:
Развивать и укреплять интерес к математике, истории ее развития, мотивировать познавательную и творческую деятельность, развивать сообразительность, любознательность, логическое и творческое мышление.
Расширять математический кругозор.
Содействовать развитию культуры коллективного труда, формированию доброжелательных и дружеских отношений.
Форма занятия: с применением игровых технологий и ИКТ.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, барабан, призы.
Правила игры:
Мероприятие построено на деятельной основе с использованием игровой технологии на примере популярной игры «Поле чудес».
Ход игры
(Слайды 1-2) Сегодня мы начинаем игру «Поле чудес», посвященную истории возникновения и развитии математики.
(Слайд 3) Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
(Слайд 4) Вопросы для выбора участников I тура
Слайд 5
1.Прибор для измерения углов на местности. (Астролябия)
2. Утверждение, принимаемое без доказательства. (Аксиома)
3. Отрезок, соединяющий две не соседние вершины четырехугольника? (Диагональ)
Если на вопросы ответили, то переход по гиперссылке на слайд 7.
Если на первые три вопроса не ответили, то дополнительные вопросы (слайд 6):
4. Наглядное изображение функциональной зависимости. (График)
5. Витя провел 11 диаметров окружности. Потом он подсчитал число проведенных радиусов и получил число 21. Правильный ли его ответ? (нет)
(Слайд 7) I тур
Звучит музыка. Ведущий приглашает первую тройку игроков к барабану и представляет их.
(Слайд 8) Задание 1. Как древние греки называли раздел математики, который занимался пропорциями? 6 букв (музыка)
А
К
Ы
З
У
М
(Слайд 9) Вопросы для выбора участников II тура
(Слайд 10)
1. Прямые, пересекающиеся под прямым углом. (Перпендикулярные)
2. Верное равенство двух отношений. (Пропорция)
3. Число, не являющееся ни простым, ни составным. (Единица)
Если на вопросы ответили, то переход по гиперссылке на слайд 12.
Если на первые три вопроса не ответили, то дополнительные вопросы (слайд 11):
4. Сотая часть числа. (Процент)
5. Натуральное число, имеющее больше двух делителей. (Составное)
(Слайд 12) II тур
Звучит музыка. Ведущий приглашает вторую тройку игроков к барабану и представляет их.
(Слайд 13) Задание 2. В каком городе и когда стали впервые измерять углы в градусах? 7 букв (более 3 тыс. лет назад в Вавилоне)
Н
О
Л
И
В
А
В
(Слайд 14) Вопросы для выбора участников III тура
(Слайд 15)
Во сколько раз лестница на шестой этаж дома больше лестницы на второй этаж этого же дома? (в 5 раз)
Решение: До 6 этажа – 5 пролетов, до второго – 1 пролет, тогда 5:1=5.
2. Сколько горошин может войти в пустой стакан? (одна горошина).
3. Расстояние от числа до начала отсчета на числовой оси. (Модуль)
Если на вопросы ответили, то переход по гиперссылке на слайд 17.
Если на первые три вопроса не ответили, то дополнительные вопросы (слайд 16):
4. В школе 400 учеников. Можно ли утверждать, что по крайней мере у двоих учащихся совпадает День рождения? Почему? (да, т.к. в году 365(или 366) дней, а количество учеников больше - 400).
5. В каком случае мы смотрим на 3, а говорим 15? (когда определяем время).
(Слайд 17) III тур
Звучит музыка. Ведущий приглашает третью тройку игроков к барабану и представляет их.
(Слайд 18) Задание 3. Как назывался прибор, выполнявший все четыре арифметических действия, который был создан в 1673 г. немецким физиком и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем? 10 букв (арифмометр)
Р
Т
Е
М
О
М
Ф
И
Р
А
(Слайд 19) Игра со зрителями
(Слайд 20) Задание. В долине какой реки в Древнем Египте было сосредоточено земледелие? 3 буквы (Нил)
Л
И
Н
(Слайд 21) Финал
Играют победители в «тройках». Если определились только два победителя, то в финальной игре принимает участие победитель игры со зрителями.
(Слайд 22) Задание. Науку об измерении расстояний, площадей, объемов, свойств различных геометрических фигур греки назвали геометрией. Что означает в переводе с греческого слово «геометрия»? 10 букв (землемерие: гео – земля, метрио – измеряю) Е
И
Р
Е
М
Е
Л
М
Е
З
(Слайд 23) Супер игра
Ведущий предлагает победителю супер игру. Разрешается открыть 2 буквы.
(Слайд 24) Задание. Где впервые возникли приемы сложения? 5 букв (Индия) Я
И
Д
Н
И
(Слайд 25) Подведение итогов игры. Вручение призов.
Использованная литература
Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика.
Газета «Математика»
История математики под редакцией А. П. Юшкевича в трёх томах. Том 1: С древнейших времен до начала Нового времени.
Я познаю мир: Детская энциклопедия. Математика. / Сост. А.П. Савин, В.В. Станцо.
2