- развитие внимания, памяти, чувства юмора, находчивости
и интереса к изучению математики.
Порядок проведения игры
1. В игре участвуют учащиеся 4 класса, которые проводят конкурсы "Рассуждалки", "Объяснялки", "Загадалки", "Обгонялки". В результате проведенного отборочного тура создаются две команды по 4-5 человек. Каждая команда выбирает капитана и свое название.
2.Ведущие: ученики 4 кл в роли младенца.
3. Жюри в количестве 3-х человек, в состав которого входят два ученика и учитель.
4. Условия игры:
1-й конкурс: «Рассуждалки»(по две «рассуждалки» каждой команде.
Ответ с 1-й попытки – 15 баллов,
со2-й – 10 баллов,
с 3-й – 5 баллов.
2-й конкурс: «Объяснялки»(по одной каждой команде).
Ответ с 1-й попытки – 50 баллов,
со 2-й – 25 баллов.
3-й конкурс: «Загадалки» (по очереди, пять загадок каждой команде).
Каждый правильный ответ – 10 баллов.
4-й конкурс: Обгонялки». Правильный ответ – 20 баллов.
Отвечает команда, первая подавшая сигнал.
Если ответ неверный, то у другой команды есть право на ответ – 10 баллов.
1.а) Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаешь, если захочешь это сделать – и сделаешь.
б) Иногда задачи решаются только с его помощью. Я не люблю их решать, потому что плохо умею это.
в) Не знаю, есть ли у него листья и стебли, но корни у него есть. Может один, а может и больше. И только у некоторых нет и корней.
г) Во втором классе они – простые, в седьмом – линейные, в восьмом – квадратные, в десятом – тригонометрические.
(уравнения)
2.а) Она названа по фамилии ученого. Ученый этот известный, его знают даже те, кто ее еще не изучал.
б) В ней говориться про фигуру одну, которую тоже все знают с детства, а потом снова в школе ее изучают. И мы узнаем из нее о сторонах этой фигуры.
в) Ее нужно доказывать. А зачем? Ведь он доказал ее уже давным-давно.
г) А над самим ученым часто смеются, говорят, что у него штаны – во все стороны равны.
(теорема Пифагора)
(Для второй команды )
1.а) Это такая геометрическая фигура, интересная, красивая, у которой нет начала и нет конца.
б) Эта фигура используется и применяется везде: в быту, в технике, в архитектуре и других отраслях.
в) Сначала в школе изучают ее, а потом его, т. е. ту фигуру о которой идет речь. Если пойдешь по нему, то говорят, сколько бы не шел, все равно придешь туда же, откуда пришел.
г) А еще его можно увидеть на кораблях, катерах, пароходах. Он там называется спасательным.
(круг)
2.а) Это такая кривая, уходящая в бесконечность.
б) Если взять нитку или веревку двумя руками так, что бы они провисли, то тоже, в общем-то ее и получим.
в) Люди давно ее знают и используют, когда подковывают лошадей. Ведь подкова – тоже ее часть.
г) А вообще-то, эта кривая – график одной из функций, а точнее сказать – квадратичной функции.
(парабола)
2-й конкурс: «Объяснялки».
(Для первой команды)
1.Сначала делили, потом тоже делили. А потом между ними равно ставили. И она получается. Изучается она в 6-м классе. С ее помощью можно и уравнения решать и задачи. Если готовя какое-то лекарство, настои, мази, то нужно знать, какой она должна быть. А то возьмешь одного вещества больше чем надо, и не получишь то, что нужно. А в математике мы так называем равенство двух отношений.
(пропорция)
(Для второй команды)
2.Это выражение содержит две части, между которыми стоит знак равенства. Иногда в обоих частях выражения, которые требуют преобразований; иногда в одной части стоит просто число, или буква, или выражение, с которым больше ничего не сделаешь. Вообще-то еще доказать, что это равенство – оно и есть. Для этого есть три способа: либо преобразовать правую часть его и привести к левой, либо левую к правой, а иногда приходится мучиться над обеими частями. И вот долгожданный результат – равенство верно. Значит, оно - …
(тождество)
3-й конкурс «Загадалки»
1.Ничего не стоящий, не значащий человек.
Ничего, ничто.
Цифра та – не колобок, а просто он пустой кружок.
(нуль)
2.Чертежный инструмент.
Сговорились две ноги делать дуги и круги.
(циркуль)
3.Детская игрушка.
Одно из чудес света – гробницы египетских фараонов – царей.
Геометрическое тело – многогранник.
(пирамида)
4.Это геометрическая фигура.
Она может быть спасательным…
Это часть плоскости, ограниченная окружностью.
(круг)
5.Бывает барабанная или пальцами.
Отношение двух выражений.
3/5 – это…
(дробь)
6.Ими пользуются в магазине.
Простейший калькулятор.
На лесенке-стремянке развешаны баранки, щелк да щелк, пять да пять, так мы учимся считать.
(счеты)
7.Они доходят до нас от солнца.
Бывает координатным или числовым.
Это часть прямой.
(луч)
8.Функция которая изучается в школе.
С ними встречаются при изучении тригонометрии.
ЕЕ название отличается одной буквой от слова «минус».
(синус)
9.Одна шестидесятая его равна 1 минуте.
Они встречаются на этикетках спиртных напитков.
Единица измерения углов.
(градус)
10.Утверждение в математике.
С первой вы встречаетесь в седьмом классе.
Ее надо доказать.
(теорема)
4-й конкурс: «Обгонялки»
1.Некоторым хочется, чтобы он быстрее кончался, и они были свободны, могли играть, бегать, а он все никак не кончается.
Кто-то их любит, а кто-то нет, потому что на них надо много думать головой, писать, решать, отвечать.
Иногда что-то делаешь-делаешь, а когда проверят, то «двойку» поставят.
Говорят, что неправильно решил задачу или пример.
А может времени не хватило, ведь он всего 45 минут длится.
(урок математики)
2.Это такой крестик, который можно сделать из двух палочек. Такой знак есть на элементах питания. А в математике это знак действия.
(плюс)
3.Иногда она происходит в жизни человека, и даже несколько раз.
Она может касаться учебы, места жительства.
Особенно ее любят ученики, потому что у них они бывают каждый день, причем по нескольку раз.
Иногда ученики их ждут – не дождутся.
Иногда бояться двойку получить, иногда из-за лени учиться, иногда чтобы просто отдохнуть.
И тогда звонок звенит и начинается она.
(перемена)
4.Его можно всегда сложить из спичек или палочек.
Это фигура такая, у которой четыре оси симметрии.
Так называется еще и вторая степень числа.
(квадрат)
Подведение итогов.
Жюри подводит итоги за каждый конкурс и за всю игру. Побеждает та команда, которая набрала большее количество баллов.