ГБОУ «Школа №763» г. Москва
Контроль
предметных результатов
по математике
в контексте ФГОС
Учитель: Рубель Е.В.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельному предмету (математике, алгебре, геометрии).
Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов по математике с учетом:
1) владения предметными понятиями и способами действия;
2) умения применять знания в новых условиях;
3) системности знаний.
В контексте ФГОС учитель должен совершенно отчетливо представлять себе, какие предметные знания и умения должны приобрести его ученики по каждой теме. Тогда он сможет сформулировать и предъявить учащимся четкое описание требований к их знаниям и умениям.
Анализируя каждую тему, учитель устанавливает основные вопросы, по которым ученики должны иметь точные и прочные знания, и менее важные вопросы, по которым достаточно иметь только представление. Сориентироваться в этих вопросах поможет программа реализуемого курса.
При оценивании предметных знаний и умений, проверяемых при выполнении контрольных работ, рекомендуется использовать правила, ориентированные на формирование индивидуального развития учащихся. В соответствии с этими правилами, каждая контрольная работа состоит из двух частей – обязательной и дополнительной.
Задания обязательной части относятся к базовому уровню. Задания дополнительной части относятся к двум разным уровням: повышенному (в каждой из контрольных работ это задания №6 , №7) и максимальному – это самое последнее задание каждой контрольной работы
Повышенный уровень соответствует требованиям авторской программы. Максимальный уровень соответствует требованиям, превышающим как требования стандарта, так и требования авторской программы и предполагает высокую степень самостоятельности мышления учащихся.
К базовому уровню относятся задания, позволяющие выяснить, насколько ученик овладел знаниями на уровне стандарта.
К повышенному уровню относятся задания, позволяющие отследить, насколько ученик овладел знаниями на уровне авторской программы.
Наконец, к максимальному уровню относятся задания креативного характера, позволяющие определить, насколько ученик может самостоятельно применять имеющиеся у него знания в нестандартной ситуации, в необычных обстоятельствах, не описанных подробно в учебниках и не отработанных на занятиях.
Таким образом, за каждую контрольную работу может быть выставлено две отметки. При этом обязательной является только одна отметка – за ту часть контрольной работы, состоящую из заданий базового и повышенного уровней.
Результат выполнения задания максимального уровня оцениваются только в том случае, если оно выполнено полностью и только положительной отметкой, причём эта отметка выставляется в журнал только по желанию учащегося.
Рассмотрим материалы для проведения тематического контроля по учебному комплекту «Алгебра,7» под редакцией Г.В. Дорофеева
Контрольная работа по теме «Прямая и обратная пропорциональность» (смотри условие ниже)
Критерии оценивания предметных результатов приведены в таблице.
Оценка | Неудовлет-ворительно | Удовлет-ворительно | Хорошо | Отлично | Превос-ходно |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» | «5», «5» |
Обязательная часть | 0-3 задания | 4 задания | 4 задания | 5 заданий | 5 заданий |
Дополнитель-ная часть | ___ | ___ | 1 задание | 2 задания | 3 задания |
Администратор видит, как используется разноуровневый контроль, как педагог знает особенности оценки сформированности образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС, что система оценки ориентирована на стимулирование обучающихся к объективному контролю, на формирование потребности в адекватной самооценке.
Рассмотрим материалы для проведения тематического и итогового контроля по электронному приложению к учебнику Л. С. Атанасяна «Геометрия,7-9»
Для формирования и контроля умения точно и грамотно выражать свои мысли в устной речи, проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений используем интерактивную модель
Тема: «Второй признак равенства треугольников»
(смотри электронное приложение)
На экране представлен ΔABC. Курсором можно менять не только положение, но и форму треугольника. Возможность его совмещения с ΔA1B1C1 иллюстрирует 2 признак равенства треугольников. Очевидно, что интерактивная модель дает возможность не только быстрого контроля, но и наглядности доказательства теоремы.
Для формирования и контроля умения работать с геометрическим текстом и чертежами (анализировать, извлекать необходимую информацию), контроля усвоения систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умения применять эти знания о них для решения геометрических задач
используем тренажер
Тема: «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника»
(смотри электронное приложение) (№1, №3, №5)
Для формирования и контроля умения применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера применяем геометрию
Тема: «Первый признак равенства треугольников»
(смотри электронное приложение)
Подводя итог своему выступлению, могу отметить, что различные виды контроля предметных результатов дают ученику возможность продвинуться в изучении предмета, а учителю – увидеть, на каком уровне развития находится соответствующее умение у обучающегося и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении.