Глава 1 Из глубины веков до наших дней. 1.1 Фокус - это...............................................................4 1.2 Когда, где, зачем?.................................................. 4 1.3. История развития .................. .5 Глава 2. Ох, эти фокусы!.............................. 6-7
Введение: Почему я выбрала эту тему для своего исследования? Так уж получилось, что при изучении темы «Признаки делимости» в 5 классе, выполняя один из номеров по учебнику Никольского, мы столкнулись с фокусом про монеты. Он нас очень заинтересовал. Мы с ним разобрались и показали дома своим родственникам. А на следующем уроке Рябых Надежда Владимировна, наш учитель математики, удивила нас ещё одним фокусом. Она раздала нам карточки с написанными на них семизначными числами и объявила, что с лёгкостью назовёт число, написанное на любой карточке. Мы были заинтригованы. Не понимали как такое возможно. Были очень удивлены и восхищены. Как же после такого не полюбить фокусы?
Основнаяцель работы: исследовать историю фокусов, разгадку и сохранить собранный материал для демонстрирования его на школьных мероприятиях, чтобы удивлять своих друзей, знакомых, родственников Задачи:
- провести опрос родственников, одноклассников, учащихся школы, учителей -сравнить и проанализировать собранный материал -оформить альбом с фокусами.
Обзорлитературныхисточников: - справочная литература -методические пособия -электронные ресурсы Методыисследования: - ознакомление с историей и теорией фокусов - беседы с родственниками, учителями, учащимися школы -обсуждение, уточнение и корректировка полученной информации Новизнапроекта Очень хочется удивлять и самой удовольствие получать!
Основнаячасть Глава1Изглубинывековдонашихдней 1.1. Фокус – это… Правильно показать фокус, узнать его секрет достаточно сложно, а без соответствующих знаний практически невозможно. Поэтому я вначале обратилась к истории вопроса. Из ряда источников я выяснила, значение слова «фокус», «фокусник». Толковый словарь русского языка Ушакова даёт следующее толкование понятий: фокус «Фокус – ловкий приём, трюк, поражающий зрителей своей кажущейся сверхестественностью; основан на проворстве и ловкости рук или применении соответствующих знаний... Большой энциклопедический словарь: «Фокусник – артист, демонстрирующий фокусы в цирке, на эстраде; называется также манипулятором, иллюзионистом... Но прежде я провела анкетирование с ребятами своего класса. Результаты анкетирования учащихся подтвердили мою догадку о том, что большинство ребят не знают никаких математических фокусов. (Приложение 1) Вывод: кропотливая работа по исследованию истории этого вопроса мне далась не легко. Но впереди меня ждали дальнейшие исследования.
1.2. Когда? Где? зачем? В ходе пока ещё далёкого от завершения моего исследования, я задалась вопросом: Когда впервые возникли фокусы и кто и для чего их использовал? Когда же? Где? Ещё в далёкой древности, в древнем Египте, если верить интернет - источникам. В них говорится о "фокусниках, иллюзионистах, которые умели приставлять на место и приращивать отрезанную голову гуся..." , да и другие причуды выполнять. Зачем? Я полагаю, чтобы обманывать людей, вводить их в заблуждение. А люди хотят верить в чудеса! Значит, найдутся те, кто будет эти чудеса показывать, и не столько ради развлечения, сколько ради наживы, обогащения. А также, возможно, чтобы блеснуть своим умом, талантом. Ведь без соответствующих знаний никаких уникальных трюков, чудес показать нельзя. Это уже точно известно. Вывод: фокусниками, чародеями, даже в те очень далёкие времена, могли стать только те люди, которые отлично разбирались в математике, физике, астрономии, химии. А значит, и математические фокусы, о которых далее пойдёт речь, можно освоить, хорошо разбираясь в математике, имея отличные вычислительные навыки, память, мышление.
1.3. Историяразвития Продолжая работу, я решила получить ответ на вопрос «А когда же появились математические фокусы?» Оказывается, это было примерно в 17 веке Из интернет - ресурсов я узнала, что их придумал один из русских математиков - Магницкий и поместил их в свою авторскую книгу - первый учебник по математике. а точнее - арифметике. Фокусы начинались так " Задумайте число..." Ученикам того времени повезло. Не простая разминка для мозга! Фокусы и математика - единое целое! Но каждый так называемый "шутник" должен уметь виртуозно владеть полученными знаниями. Вот в чём фишка! Вывод: .“Гимнастика для ума” нужна любому из нас. Поэтому я незамедлительно хочу начать изучать фокусы, их разгадки (секреты) и, надеюсь, со временем смогу продемонстрировать свои способности в этой области.
Глава 2. Ох, уж эти фокусы!
Изучая литературу по своей теме и работая с интернет -ресурсами, я была удивлена многообразию различных математических фокусов. Но в моём возрасте не все они мне посильны и интересны, поэтому я остановилась на 10 из них. Попробую их запомнить и буду показывать в школе, дома, для друзей. Первыйфокус. Задумайте число от 1 до 20 Прибавьте 5 Результат умножьте на 3 Вычтите 15 Назовите ответ. Секрет: Названное число поделить на три. Второйфокус. “Любимая цифра”. Задумайте свою любимую цифру. Умножьте её на 7 и на 15873. . Назовите ответ. Все удивлены! Ведь полученное число состоит только из задуманных цифр. Секрет 15873 х 7 = 111111. Третийфокус «10чиселФибоначчи! НАПИШИТЕ НА ДОСКЕ 2 ЧИСЛА ( ЛУЧШЕ ОДНОЗНАЧНЫХ). ЗАТЕМ КАЖДОЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ПОЛУЧАЕМ СЛОЖЕНИЕМ ДВУХ ПРЕДЫДУЩИХ. ВСЕГО НУЖНО 10 ЧИСЕЛ. ЗАДАЧА – НАЙТИ ИХ СУММУ. СЕКРЕТ: ЧЕТВЁРТОЕ СНИЗУ ЧИСЛО Х НА 11
Четвёртыйфокус «Одолейкалькулятор» Пусть участник напишет 2 четырёхзначных числа Затем я пишу ещё одно Затем ученик пишет 4-е число И я пишу пятое четырёхзначное число и моментально называю сумму пяти чисел, пока остальные пытаются посчитать в столбик или на калькуляторе Секрет Я перед третьим числом, названным участником, ставлю 2 и вычитаю из цифры единиц 2 Пятыйфокус «Феноменальнаяпамять» Фокусник заготавливает карточки, где записан номер в виде двузначного числа и записано семизначное число, раздаёт учащимся и по названному No "угадывает" число Секрет Прибавить к " No" 5 Переставить цифры Складываем их и получаем очередную, пока не получим 7 цифр 6-йфокус «Фокусскарточками» (Приложение 2) Седьмойфокус ( с монетами) (Приложение 3) Восьмойфокус «Хитростьслистомбумаги» Попросите учащихся ответить на вопрос « Сможете ли вы пройти сквозь лист из ученической тетради? Секрет (приложение 3 )
Девятыйфокус Фокус- розыгрыш «Тожесамое» Возьмите лист бумаги и напишите на нём какую – нибудь фразу, отвернувшись. Передайте лист товарищу. А я, подумав, угадаю, что написано, и напишу то же самое на другом листе. Секрет: я напишу фразу «то же самое» Десятыйфокус «Умножение двузначных чисел в уме, где цифра десятков – 9» Например, 95х97=9215 Секрет: 100-95=5, 100-97=3, 5+3=8,100-8=92,5х3=15 Вывод: Подводя промежуточные итоги, я могу сказать, что с большим интересом исследовала тему «Математические фокусы».
Шаг за шагом открывалась передо мной история этого вопроса. Безымянные, неведомые фокусы становились понятнее и ближе, словно выступая из туманной дали прошлого. Я преодолела себя!
Заключение
Проводя исследовательскую работу, я выполнила многие поставленные мною задачи, в том числе начала вести сборник математических фокусов, и не только…
Эта работа стала для меня и для всей нашей семьи увлекательным и весьма полезным занятием. Я приобрела навыки анализа найденных материалов, информации из Интернета.
Я считаю, что поставленная мною цель почти достигнута, и я постараюсь сохранить собранный материал и постепенно приумножать его.
Исследования в этом направлении мы продолжим. Мне хотелось бы глубже исследовать эту тему, включая не только математические, но и физические фокусы, как только я начну изучать физику.
Практическая значимость данного исследования заключается не только в том, что работа может быть использована для проведения дальнейшего исследования, а главным образом для того, чтобы, показывая математические фокусы, любой мог добиться развития дополнительных способностей, у него появляется интерес к математике, и развиваются умения применять знания к решению нестандартных задач.
Список источников и использованной литературы:
Литература:
1. Е. И. Игнатьев « В царстве смекалки». Москва «Наука», 1978
2. М. А. Иченская «Отдыхаем с математикой». Волгоград. Издательство «Учитель», 2008