kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Фокусы в математике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фокусы в математике. Разгадка фокусов. История фокусов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Фокусы в математике"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Займищенская средняя общеобразовательная школа имени Ф. Г. Светика»

243111, Брянская область, г. Клинцы, ул. Клинцовская, д.102 а,



Конкурс

Учебно - исследовательских и проектных работ обучающихся


Направление
«Точные науки»


Исследовательская работа

«Фокусы в математике»



Автор:  Зябкина Анастасия Павловна
Ученица 5а класса

МБОУ-Займищенской СОШ
Руководитель: Рябых Надежда Владимировна

учитель математики МБОУ-Займищенской СОШ

Адрес места работы: 243111 с. Займище, улица Клинцовская, д.102а
Телефон: 8 9529624608



г. Клинцы  2018




Содержание

Введение........................................................................... 3

Основная часть

Глава 1 Из глубины веков до наших дней.
1.1 Фокус - это...............................................................4
1.2 Когда, где, зачем?.................................................. 4
1.3. История развития  .................. .5
Глава 2. Ох, эти фокусы!..............................  6-7

Заключение...........................................................................8

Список источников и использованной литературы..........................9

Приложения ........................................................................10-13










Введение:
Почему я выбрала эту тему  для своего исследования?
Так уж получилось, что  при изучении темы «Признаки делимости» в 5 классе, выполняя один из номеров по учебнику Никольского, мы столкнулись с фокусом про монеты. Он нас очень заинтересовал. Мы с ним разобрались и показали дома своим родственникам.
А на следующем уроке Рябых Надежда Владимировна, наш учитель математики,  удивила нас ещё одним фокусом. Она раздала нам карточки с написанными на них семизначными числами и объявила, что с лёгкостью назовёт число, написанное на любой карточке.  Мы были заинтригованы. Не понимали как такое возможно. Были очень удивлены и восхищены.
Как же после такого не полюбить фокусы?

Основная цель работы: исследовать историю фокусов,  разгадку и сохранить собранный материал для демонстрирования его на школьных  мероприятиях,  чтобы удивлять своих друзей, знакомых, родственников
Задачи:

- провести опрос родственников, одноклассников, учащихся школы, учителей
-сравнить  и проанализировать собранный материал
-оформить альбом с фокусами.

Обзор литературных источников:
- справочная литература
-методические пособия
-электронные ресурсы
Методы исследования:
- ознакомление с историей и теорией фокусов
- беседы  с родственниками, учителями, учащимися школы
-обсуждение, уточнение  и корректировка  полученной информации
Новизна проекта
Очень хочется удивлять и  самой удовольствие получать!


Основная часть
Глава1  Из глубины веков до наших дней
1.1. Фокусэто
Правильно показать фокус, узнать его секрет  достаточно сложно, а без соответствующих знаний практически невозможно. Поэтому я вначале обратилась к истории вопроса.
Из ряда источников я выяснила, значение слова «фокус», «фокусник».
Толковый словарь русского языка Ушакова даёт следующее толкование понятий: фокус  «Фокус – ловкий приём, трюк, поражающий зрителей своей кажущейся сверхестественностью; основан на проворстве  и ловкости рук или применении соответствующих знаний...
Большой энциклопедический словарь: «Фокусник – артист, демонстрирующий фокусы в цирке, на эстраде; называется также манипулятором, иллюзионистом...
Но прежде я провела анкетирование  с ребятами своего класса. Результаты анкетирования учащихся подтвердили мою догадку о том, что большинство ребят не знают никаких математических фокусов. (Приложение 1)
Вывод:  кропотливая  работа по исследованию истории  этого вопроса  мне  далась не легко. Но впереди меня ждали дальнейшие исследования.


1.2. Когда? Где? зачем?
В ходе пока ещё далёкого от завершения моего исследования, я задалась вопросом: Когда впервые возникли фокусы и кто и для чего их использовал?
Когда же? Где?  Ещё в далёкой древности, в древнем Египте, если верить интернет - источникам. В них говорится о "фокусниках, иллюзионистах,  которые умели  приставлять на место и приращивать отрезанную голову гуся..." , да и другие причуды выполнять.
Зачем?  Я полагаю, чтобы обманывать людей, вводить их в заблуждение.
А люди хотят  верить в чудеса!  Значит, найдутся те, кто будет эти чудеса показывать, и не столько ради развлечения, сколько ради наживы, обогащения. А также, возможно, чтобы блеснуть своим умом, талантом. Ведь без соответствующих знаний никаких уникальных трюков, чудес показать нельзя. Это уже точно известно.
Вывод:  фокусниками, чародеями, даже в те очень далёкие времена, могли стать только те люди, которые отлично разбирались в математике, физике, астрономии, химии. А значит,  и математические фокусы, о которых далее пойдёт речь, можно освоить, хорошо разбираясь в математике, имея отличные вычислительные навыки, память, мышление.

1.3. История развития
Продолжая работу, я решила получить ответ на вопрос «А  когда же появились математические  фокусы?»
Оказывается, это было примерно  в 17 веке
Из интернет - ресурсов я узнала, что их придумал один из русских математиков - Магницкий и поместил их в свою авторскую книгу - первый учебник по математике.  а точнее - арифметике.  Фокусы начинались  так " Задумайте число..."
Ученикам того времени повезло. Не простая  разминка  для мозга! Фокусы и математика - единое целое!
Но каждый так называемый "шутник" должен уметь виртуозно владеть полученными знаниями. Вот в чём фишка!
Вывод:
.“Гимнастика для ума”  нужна  любому из нас. Поэтому я незамедлительно  хочу начать изучать фокусы, их разгадки (секреты) и, надеюсь, со временем смогу продемонстрировать свои способности в этой области.





















Глава 2. Ох, уж эти фокусы!

Изучая литературу по своей теме и работая с интернет -ресурсами, я была удивлена многообразию различных математических фокусов.
Но в моём возрасте не все они мне посильны и интересны, поэтому я остановилась на 10 из них. Попробую их запомнить и буду показывать в школе, дома, для друзей.
Первый фокус.
Задумайте число от 1 до 20
Прибавьте  5
Результат умножьте на 3
Вычтите 15
Назовите  ответ.
Секрет:
Названное число  поделить на три.
Второй  фокус.
“Любимая цифра”.
Задумайте свою любимую цифру. Умножьте её на 7 и на  15873.  . Назовите ответ.
Все удивлены! Ведь полученное число состоит только из задуманных  цифр.
Секрет
15873 х 7 = 111111.
Третий фокус
«
10 чисел  Фибоначчи!
НАПИШИТЕ  НА ДОСКЕ 2 ЧИСЛА ( ЛУЧШЕ ОДНОЗНАЧНЫХ). ЗАТЕМ КАЖДОЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ПОЛУЧАЕМ СЛОЖЕНИЕМ ДВУХ ПРЕДЫДУЩИХ. ВСЕГО НУЖНО 10 ЧИСЕЛ. ЗАДАЧА – НАЙТИ ИХ СУММУ.
СЕКРЕТ: ЧЕТВЁРТОЕ СНИЗУ ЧИСЛО Х НА 11

Четвёртый фокус
«Одолей калькулятор»
Пусть участник напишет 2  четырёхзначных числа
Затем  я пишу ещё одно
Затем ученик пишет 4-е число
И я пишу  пятое четырёхзначное число и моментально называю сумму пяти чисел, пока остальные пытаются посчитать в столбик или на калькуляторе
Секрет
Я  перед третьим числом, названным участником, ставлю 2 и вычитаю из цифры единиц 2
Пятый  фокус
«
Феноменальная память»
Фокусник заготавливает  карточки, где  записан  номер в виде двузначного числа и записано  семизначное число, раздаёт учащимся и по названному No "угадывает" число
Секрет
Прибавить  к " No"    5
Переставить  цифры
Складываем их и  получаем  очередную, пока не получим 7 цифр
6-й фокус
«Фокус с карточками» (Приложение 2)
Седьмой фокус ( с монетами) (Приложение 3)
Восьмой фокус
«
Хитрость с листом бумаги»
Попросите учащихся ответить на вопрос « Сможете ли вы пройти сквозь  лист  из ученической тетради?
Секрет (приложение 3 )

Девятый фокус
Фокус- розыгрыш «То же самое»
Возьмите лист бумаги и напишите на нём  какую – нибудь  фразу, отвернувшись. Передайте лист товарищу. А я, подумав, угадаю, что написано, и напишу то же самое на другом листе.
Секрет: я напишу фразу «то же самое»
Десятый фокус
«Умножение двузначных чисел в уме, где цифра десятков – 9»
Например, 95х97=9215
Секрет:
100-95=5, 100-97=3, 5+3=8,100-8=92,5х3=15
Вывод:
Подводя промежуточные итоги, я могу сказать, что с  большим интересом  исследовала  тему «Математические фокусы».

Шаг за шагом открывалась передо мной история этого вопроса. Безымянные, неведомые фокусы становились понятнее  и ближе, словно выступая из туманной дали прошлого. Я  преодолела себя!

Заключение

Проводя исследовательскую работу, я выполнила многие поставленные мною задачи, в том числе начала вести сборник математических фокусов, и не только…

Эта работа стала для меня и для всей нашей семьи увлекательным и весьма полезным занятием. Я приобрела навыки анализа найденных материалов, информации из Интернета.

Я считаю, что поставленная мною цель почти достигнута, и я постараюсь сохранить собранный материал и постепенно приумножать его.

Исследования в этом направлении мы продолжим.  Мне хотелось бы глубже исследовать эту тему, включая не только математические, но и физические фокусы, как только я начну изучать физику. 

 Практическая значимость данного исследования заключается не только в том, что работа может быть использована для проведения дальнейшего исследования, а главным образом для того, чтобы, показывая математические фокусы, любой мог добиться развития дополнительных способностей, у него появляется интерес к математике, и развиваются умения применять знания к решению нестандартных задач.

       


















Список источников и использованной литературы:



Литература:


1. Е. И. Игнатьев « В царстве смекалки». Москва «Наука», 1978

2. М. А. Иченская «Отдыхаем с математикой». Волгоград. Издательство «Учитель», 2008

3.Б.А.Кордемский « Математическая смекалка». Москва. Государственное издательство технико – теоретической литературы, 1957

4.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1984.

5.С.М. Никольский. Математика 5. Учебник для общеобразовательных организаций. Москва. Просвещение. 2017

6.Я.И.Перельман «Арифметические фокусы». Москва. Издательство «Наука», 1976


Интернет ресурсы:

7.Арифметика Магницкого.[Электронный ресурс] Режим доступа http://article-factory.ru/fokusy/obuchenie-fokusam/788-arifmetika-magnickogo.html

8.12 математических фокусов – Академия фокусов и трюков[Электронный ресурс] Режим доступа :http://www.micromagic.ru/content/view/233/74/

9.Математические фокусы - реферат[Электронный ресурс] Режим доступа :deltadim.narod.ru/matfocus.htm  

10. Математические фокусы – форум для учителей [Электронный ресурс] Режим доступа.http://easyen.ru/forum/39-2430-1

11.Фокус – пройди сквозь бумагу[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.stranamam.ru/post/8655641/

12. ФОКУС - Толковый словарь[Электронный ресурс] Режим доступа: https://slovar.cc/rus/ushakov/464783.html










Приложения 1






  1. Можете ли вы показать какой-нибудь фокус?

  2. А знаете ли вы математические фокусы?

  3. Кто хочет изучать фокусы и научиться их выполнять?















Приложение 2



Приложение 3
























Приложение 4







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Исследовательская работа "Фокусы в математике"

Автор: Рябых Надежда Владимировна

Дата: 04.04.2018

Номер свидетельства: 464940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ. "
    ["seo_title"] => string(132) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-chieriez-sistiemu-vnieklassnoi-raboty-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "117061"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412694590"
  }
}
object(ArrayObject)#896 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 5 класса "
    ["seo_title"] => string(75) "proghramma-kruzhka-zanimatiel-naia-matiematika-dlia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "195547"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427913966"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Программа летнего математического кружка «Эрудит»       . "
    ["seo_title"] => string(56) "proghramma-lietniegho-matiematichieskogho-kruzhka-erudit"
    ["file_id"] => string(6) "111762"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407871757"
  }
}
object(ArrayObject)#896 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Программа кружка "Вместе с математикой" "
    ["seo_title"] => string(42) "proghramma-kruzhka-vmiestie-s-matiematikoi"
    ["file_id"] => string(6) "221698"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435557964"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Статья: «Использование подхода Lesson Study для исследования мотивации учащихся к достижению целей обучения" "
    ["seo_title"] => string(127) "stat-ia-ispol-zovaniie-podkhoda-lesson-study-dlia-issliedovaniia-motivatsii-uchashchikhsia-k-dostizhieniiu-tsieliei-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "222005"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435759561"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1680 руб.
2400 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1750 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства