Использование эффективных образовательных практик на учебных занятиях для успешной сдачи экзаменов
Использование эффективных образовательных практик на учебных занятиях для успешной сдачи экзаменов
Наше образование стало на новую ступень развития, где теперь учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. Исходя из этого, осуществляю использование новых информационных технологий через решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание. Для решения данной проблемы в современной школе применяются многочисленные инновационные технологии,включающие активные методы обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование эффективных образовательных практик на учебных занятиях для успешной сдачи экзаменов»
Использование эффективных образовательных практик на учебных занятиях для успешной сдачи экзаменов
Наше образование стало на новую ступень развития, где теперь учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. Исходя из этого, осуществляю использование новых информационных технологий через решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание. Для решения данной проблемы в современной школе применяются многочисленные инновационные технологии, включающие активные методы обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.
Учение только тогда становится радостным и привлекательным, когда ученики сами учатся: проектируют, конструируют, исследуют, открывают, т.е. познают мир в полном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных, возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных технологий обучения.
1). Информационно – коммуникационная технология
2) Технология критического мышления
Основные методические приемы развития критического мышления
зигзаг, зигзаг 2, прием «Инсерт», Эссе: Мир в моем окне, зачем мне нужна математика? Приём «Корзина идей», Приём «Составление синквейнов»,
метод контрольных вопросов, Приём «Знаю../Хочу узнать.…/Узнал…», Круги по воде, ролевой проект, да нет,
приём «Чтение с остановками»
Приём «Кластер» используют на уроках при работе с текстом. Последовательность действий по составлению кластера проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) пишут ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы; 2. Вокруг записывают слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы; 3. По мере записи появившиеся слова соединяют прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. Использование приёма «Кластер» на уроках математики формирует и развивает умения выделять существенные (важные) признаки предмета, умения сравнивать несколько предметов (геометрических фигур), отмечая при этом сходные и различные признаки и свойства, умения сделать несложные обобщения на основе выделенных общих свойств предметов. Этот приём является одним из основных для формирования и развития мыслительных операций (анализ и синтез), а также умения строить обоснованные (логичные) рассуждения.
Я же применяю этот приём при введении и отработке геометрических понятий: угол, треугольник, многоугольник…
На уроках математики для построения логической цепочки учителю необходимо самому подготовить чёткие вопросы, а также оставить время на отработку геометрического понятия.
Пример. Урок математики в 5 классе. Введение понятия – многоугольники.
Как использовать прием интеллект-карт на уроках?
Этапы создания интеллектуальной карты:
Используют доску, лист бумаги, графический редактор планшета или компьютера, цветные карандаши, ручки, фломастеры, наклейки, стоп- сигналы.
В центральный круг помещают изучаемое понятие (вписывают тему, слово, личность, объект, систему, явление).
От него рисуют расходящиеся лучи (или ветки) разного цвета, длиннее, короче, толще, тоньше. На них вписывают слова — ассоциации, вызванные родительским понятием.
Рисуют ветви второго порядка, на которых помещают ассоциации, принадлежащие ветвям первого уровня.
Можно и нужно рисовать картинки, использовать наклейки.
Смысловые блоки (ветви, образующие деревья) рекомендуется обводить в круги, рамочки разного цвета.
Интеллект-карта должна отвечать принципам наглядности (разноцветные линии, картинки, сигналы) и полноты (мысль должна раскрываться со всех сторон). В итоге должен получиться макет нейрона человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. После того, как ассоциативная карта готова, учителю и учащимся следует выполнить действия:
выбрать ключевые моменты темы (основные изучаемые на уроке понятия);
расставить приоритеты между ветвями (выделить главное и второстепенное);
определить основные задачи и действия (слушать, обсуждать, аргументировать, воспроизводить).
Что дает ученикам и учителю Интеллект-карта?
Постоянный поток информации, получаемый человеком, нужно обрабатывать и хранить в голове. Ученики учатся находить, структурировать, запоминать информацию. Учителя, практикующие майндмэп на уроках, способны более доступно и просто объяснить новый материал, используя ассоциации, понятные каждому ребенку. Цели, решаемые с помощью мыслительных карт:
развитие творческих и аналитических способностей учащихся;
формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса;
умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете;
умения рассуждать, делать выводы, принимать решения;
развитие критического и рефлексивного мышления.
Ученики, применяющие майндмэп в познавательной деятельности, начинают более свободно выражать свои мысли, мыслить неординарно, легко выявляют взаимосвязи между явлениями и объектами, подходят к проблеме творчески.
Примеры использования приема mind maps на уроках и дома
При работе с текстовым материалом главная мысль текста помещается в центр. От нее лучами расходятся сюжетные линии, которые обрастают фактами, образами, характерами, настроением. Таким способом представленная информация запоминается быстрее.
Алгоритм работы с приемом "Корзина идей"
По своему содержанию "Корзина идей" похожа на такие известные приемы, как "Мозговая атака" и "Кластер". В каждом случае предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как "Корзина идей" всего лишь определяет "поле интересов". Если хотите, это "облако тегов", которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.
Итак, алгоритм работы с "Корзиной идей":
Объявляется тема урока.
Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.
Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.
Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.
В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.
Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.
Обычно учителям трудно выступать нейтральным слушателем: мы привыкли поправлять, исправлять, указывать на ошибки. Отход от этого давления авторитета и есть одно из наиболее трудновыполнимых требований технологии критического мышления.
Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться "выжимка" из верных.
На этапе рефлексии можно снова обратиться к "Корзине идей", чтобы подвести итог урока.
Прием «Зигзаг» требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы. Примерные темы для работы в «зигзаге» могут быть следующие: Повторению, закреплению знаний школьников способствует использование игрового взаимодействия «Всегда-иногда-никогда». Школьники могут играть как группами, так и коллективно. Требуется только игровое поле и карточки с утверждениями, текст которых (или задания) располагаются на основе предварительного их анализа либо в поле «всегда», либо в поле «иногда», либо в поле «никогда». После чего свое решение необходимо обосновать. Каждый школьник обосновывает расположение хотя бы одной карточки. Прием может быть использован при повторении следующих тем: «Неравенства с двумя переменными», «Площади фигур» и др.
Инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.
В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения.
Как использовать прием "Инсерт" на уроках
1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.
2. Заполняется таблица
V
+
—
?
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.
Отмечается все новое, что стало известно из текста
Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.
Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.
3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.
4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.
5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.
Нюансы применения приема ТРКМЧП "Инсерт"
В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.
Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.
Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.
В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал".
Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах. Например, для использования приема инсерт на уроках английского языка при анализе большого текста, рекомендуется групповая работа.
Когда использовать прием Инсерт?
Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).
Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прем Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.
Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.
3) Проектная технология
4). Технология проблемного обучения
5). Игровые технологии
6). Кейс – технология
В современных условиях обычная школа поставлена в сложные условия. С одной стороны, требования времени и государственная политика в образовании предполагают обеспечение выбора старшеклассникам и учащимся 9-х классов предметов, программ, форм, средств и технологий. С другой стороны, учителя, администрации школ, родители не имеют возможности для того, чтобы этот выбор учащимся предоставить, а сами учащиеся к выбору, зачастую, оказываются не готовы.
Высокая теоретизированность учебных курсов, классно-урочная система с фронтальными методами, невозможность подчас связать приобретаемые знания с практикой реальной деятельности являются теми проблемами современного образования, которые не позволяют подготовить учащегося к успешной взрослой, в том числе профессиональной, жизни.
Решение этих задач становится возможным, если современные педагогические технологии станут неотъемлемой частью образовательного процесса.
Итак, проблема: необходима технология обучения, которая позволила бы подготовить учащихся к успешной взрослой жизни, задействовать коммуникативные и творческие способности учеников, научить их добывать знания.
Кейс-технология, ее классификация.
По сравнению с широко распространенными методами активного обучения школьников метод кейс- технологий не столь известен. Еще менее опробован он в применении к математике в школе, поскольку в отличие от гуманитарных дисциплин он предполагает разрешение участниками учебных групп проблемы, по своей сути, не имеющей однозначного решения.
Однако его преимущества: коллективный характер познавательной деятельности, творческий подход к познанию, сочетание теоретического знания и практических навыков столь привлекательны, что привлечение его к работе, даже при наличии трудностей в реализации методики в рамках школы имеет очень много плюсов.
Особенностью метода кейс - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. А что сейчас волнует многих школьников, изучающих математику в старших классах? Помимо проблемы итоговой аттестации возникают вопросы и сомнения, в коей мере приобретаемые в этой области знания могут и будут востребованы в дальнейшем, насколько оправданы как затраты времени, так и здоровья на изучение столь сложного предмета.
К кейс технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:
- метод инцидента;
- метод разбора деловой корреспонденции;
- метод ситуационного анализа (ситуационно-ролевая игра);
- игровое проектирование;
- кейс-стади;
- метод дискуссии.
Типы кейсов:
Практические кейсы. Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
Научно-исследовательские кейсы. Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
Обучающие кейсы. Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному».
Примерная структура кейса:
Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни
Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
Комментарий ситуации, представленный автором
Вопросы или задания для работы с кейсом
Приложения
До занятия
1. Подбирает кейс.
2. Определяет основные и вспомогательные материалы.
3. Разрабатывает сценарий урока.
1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы.
2. Самостоятельно готовится к занятию.
Во время занятия
1. Организует предварительное обсуждение кейса.
2. Делит класс на подгруппы.
3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.
1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.
2. Разрабатывает варианты решения.
3. Принимает или участвует в принятии решений.
После занятий
1. Оценивает работу учащихся
2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.
1. Составляет письменный отчет (проект) по данной теме.
Работа ученика с кейсом
1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
2 этап — выделение основной проблемы (проблем),
3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.
Пример применения кейс-технологии на уроках математики при изучении раздела «Многогранники»
Кейс «Симметрия в пространстве»
Содержание кейса
Задание: Вам порою кажется, что геометрия совершенно не связана с нашей жизнью, что это очень трудная и совсем непонятная наука. А, может быть, мы с вами живем в мире, который неразрывно связан с геометрией? Вам предоставляется шанс по-новому взглянуть на этот предмет.
Проблема: мы не видим связи между темой «Симметрия в пространстве» и жизнью и не понимаем, зачем мы её вообще изучаем. Но должна же быть эта связь?! Ведь не зря люди с древних времен изучают её. Даже говорят, что во всем в жизни есть симметрия
Цель: Организовать поиск, сбор и изучение информации о симметрии в пространстве, для того, чтобы ответить на вопрос: «Разве во всем в жизни есть симметрия?»
Класс делится на 3 группы, каждая группа получает задачу:
Группа 1:
Задача. Сделайте вывод: «Разве во всём в жизни есть симметрия? И в архитектуре, и в строительстве, и в искусстве?»
Исследование проведите по схеме:
Возьмите для исследования объекты: дома и строения на улице, картины, орнамент.
Рассмотрите выбранные объекты и ответьте на вопросы: обладают ли они симметрией? Если – нет, то почему? Если - да, то какой? Почему вы так решили?
Добавьте и исследуйте свой объект.
Группа 2
Задача. Докажите или опровергните слова: «Идею симметрии подсказывает сама природа».
Исследование проведите по схеме:
Возьмите для исследования объекты: овощ, фрукт, гриб, лист дерева, дерево, снежинку, птицу.
Рассмотрите выбранные объекты и ответьте на вопросы: обладают ли они симметрией? Если – нет, то почему? Если - да, то какой? Почему вы так решили?
Добавьте и исследуйте свои объекты – животное, насекомое, цветок.
Группа 3
Задача. Выясните: «Существует ли симметрия в моей профессии».
Исследование проведите по схеме:
Возьмите для исследования объекты: детали машин, виды машин (легковые, грузовые, мотоциклы, трелёвочные, машины для дорожных работ и т.д.)
Рассмотрите выбранные объекты и ответьте на вопросы: обладают ли они симметрией? Если – нет, то почему? Если - да, то какой? Почему вы так решили?
Добавьте и исследуйте свои объекты технического содержания.
Сфотографируйте ваши объекты (или скопируйте в интернете) и разместите их в презентации в программе PowerPoint.
Сделайте общие выводы (выполните по плану):
Симметрична или асимметрична общая форма всех выбранных объектов?
Есть ли точное сходство в деталях?
Сделайте вывод о наличии симметрии в выбранных объектах. Используют ли люди в архитектуре, строительстве, искусстве и технике понятие симметрии? Если да, то зачем? Если нет, то почему?
Нужна ли симметрия в природе и технике?
Тема урока:Площадь боковой и полной поверхности призмы.
Учащимся предлагается обсчитать стоимость ремонта в 3-х комнатной квартиры. Для решения поставленной задачи необходимо составить прайс-листы трех фирм (домашнее задание), ознакомившись с которыми на уроке необходимо выбрать самый оптимальный вариант по закупке строительного материала и найму рабочих.
Дается время на обсуждение в подгруппах.
Для решения поставленной задачи подготовлен кейс, в котором имеются характеристики квартиры, условия проведения ремонта, прайс-листы фирм. Обучающиеся должны произвести соответствующие практические расчеты и обоснованно объяснить выбор той или иной фирмы.
Кейс содержит:
План работы группы с кейсом
План работы группы:
1. Определить организатора, перед которым будет стоять задача руководить работой группы
2. Определить секретаря, который будет фиксировать предложенные решения ситуаций
3. Внимательно изучить материалы кейса
4. Обсудить изученную информацию
5. Обменяться мнениями и составить план работы над задачей (ситуацией)
6. Проанализировать материал
7. Определить сущность ситуации
8. Зафиксировать основные и второстепенные проблемы
9. Работать над проблемой (дискуссия)
10. Выработать решение задачи.
требуется найти:
стоимость всех материалов;
стоимость проводимых работ.
11. Подготовить проект (оформить)
Цель
Цель: произвести отделочные работы в 3-х комнатной квартире.
Для отделки комнаты необходимо провести следующие работы:
Выровнять стены гипсовой штукатуркой. Средний расход штукатурки на 1 квадратный метр поверхности при толщине в 0,1 см составляет 0,9 кг.
Покрасить пол масляной краской 2 раза. В первый раз на каждый квадратный метр пойдет 125 г краски, а во второй – 75 г.
Сделать потолок в каждой комнате. Для выполнения работы используются плитки квадратной формы со стороной 50 см, по периметру бордюр.
Отделочные материалы выбрать в одной из трех предлагаемых фирм, исходя из наиболее экономичного варианта стоимости материала.
Для проведения отделочных работ выбрать наиболее экономически выгодную бригаду в тех же фирмах.
Посчитать сколько будет стоить самый выгодный вариант.
Размеры квартиры:
1 комната: 4×5×2,8, имеется окно, длина которого 2 м и высота 1,5 м, расположенное в стене с меньшими размерами. Напротив окна находится дверь высотой 2 м и шириной 1 м.
2 комната: 3×3,5×2,8, имеется окно, длина которого 1,5 м и высота 1,5 м, расположенное в стене с меньшими размерами. Напротив окна находится дверь высотой 2 м и шириной 1 м.
3 комната: 3,5×4×2,8, имеется окно, длина которого 2 м и высота 1,5 м, расположенное в стене с меньшими размерами. Напротив окна находится дверь высотой 2 м и шириной 1 м.
Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.
Метод кейс-стади – это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащегося и преподавателя.
Использование кейс- метода теперь не ограничивается только обучением, очень активно метод кейс-стади используется как исследовательская методика.
Таким образом, происходит быстрое распространение метода в образовании, кейс-метод может стать реальным средством повышения профессиональной компетентности преподавателя, способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении
Кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
В нем наглядно характеризуется практическая проблема и демонстрируется поиск способов её решения. А также по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.
Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках получения знаний, когда нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
Кейс-метод используют не только в виде педагогического метода, но и в виде эффективного метода исследования.
Создание кейса и вопросов для его анализа включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность учителя.