Одной из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике является слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Необходимым условием успешного преподавания является стимулирование, которое призвано привлечь учеников к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес.
Очень часто приходится слышать из уст учащихся обидные слова: «Зачем нам нужна математика?», «Математика – сухой и неинтересный предмет». На уроках математики я постоянно стараюсь включать в учебный процесс сведения из истории математики, делая его увлекательнее и интереснее. По стандартам второго поколения, Историю математики необходимо изучать. Но на уроках подчас на нее уходит не столько времени как бы хотелось. В связи с этим, я разработала сценарий игры для 6 класса, включив в нее раздел «История математики». Надеюсь, что материал будет полезным и интересным для учащихся. И если после проведения мероприятия, из учеников 6 класса, найдется, хоть один ученик, который воскликнет: «А математика все-таки очень интересна и увлекательна!», я с полным правом буду считать, что моя работа достигла цели.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра "Математическая карусель" »
Всероссийский педагогический конкурс «Сценарий медиаурока»
Интернет-портал www.pedkonkurs.ru
Всероссийский педагогический конкурс
Сценарий медиаурока
Игра «Математическая карусель»
6 класс
МОУ СОШ №4
Учитель математики:
Апресян Н.О.
Пояснительная записка
Одной из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике является слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Необходимым условием успешного преподавания является стимулирование, которое призвано привлечь учеников к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес.
Очень часто приходится слышать из уст учащихся обидные слова: «Зачем нам нужна математика?», «Математика – сухой и неинтересный предмет». На уроках математики я постоянно стараюсь включать в учебный процесс сведения из истории математики, делая его увлекательнее и интереснее. По стандартам второго поколения, Историю математики необходимо изучать. Но на уроках подчас на нее уходит не столько времени как бы хотелось. В связи с этим, я разработала сценарий игры для 6 класса, включив в нее раздел «История математики». Надеюсь, что материал будет полезным и интересным для учащихся. И если после проведения мероприятия, из учеников 6 класса, найдется, хоть один ученик, который воскликнет: «А математика все-таки очень интересна и увлекательна!», я с полным правом буду считать, что моя работа достигла цели.
Сценарий игры «Математическая карусель»
Цели: создать условия для проявления познавательной активности каждого учащегося, расширение кругозора учащихся сведениями из истории математики.
Задачи:
В направлении личностного развития:
воспитывать интерес к предмету, настойчивость, целеустремленность;
воспитывать умение работать с имеющейся информацией;
воспитывать уважение к предмету;
воспитывать умение слушать своего товарища, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.
В метапредметном направлении
развивать навыки устного счёта;
развивать логическое мышление, память, внимание;
формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
развивать математическую речь учащихся в процессе решения задач;
расширить кругозор учащихся.
В предметном направлении:
совершенствовать навыки решения заданий по теме «Действия с дробями»;
закрепить умения выполнять арифметические действия над дробями;
обобщить и систематизировать теоретический материал.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УДД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную ранее на уроке.
В игре участвуют 2 команды по 6 человек, жюри - 2 человека и болельщики.
Игра состоит из 6 геймов:
1 гейм – «Домашнее задание. Реклама математики».
2 гейм – «Знаете ли Вы историю математики?»
3 гейм – «Познание истории математики продолжается…»
4 гейм – «А ну-ка, болельщики»
5 гейм – «Математические ребусы»
6 гейм – «Гонка за лидером».
Ход игры:
Звучит музыка. Вступительное слово ведущего: Здравствуйте, уважаемые гости и любители математики. Сегодня Вам предоставлена уникальная возможность - продемонстрировать математическую эрудицию, а отвечая на вопросы игры, Вы узнаете много интересного. Наши команды с нетерпением ждут начала игры, и я прошу их занять свои места.
1 гейм. Представление команд (проверка домашнего задания):
1.Название команды.
2.Девиз команды.
3.Реклама математики.
Жюри оценивает данный конкурс, 5 баллов – максимальный результат.
2 гейм «Знаете ли Вы историю математики?»
В этом гейме задаются вопросы по истории математики. За каждый правильный ответ 2 балла, если ответ неверный, то другая команда может ответить на заданный вопрос, но за ответ получит 1 балл.
Вопросы гейма:
Этому инструменту 220 лет? (линейка)
Сколько книг вошло в книгу «Начала» Евклида? (13)
Математик, который ввел знак деления? (Йоханн Ран)
Где находится памятник, посвященный нулю? (Будапешт)
Во II веке нашел способ отыскания простых чисел? (Эратосфен)
Какое число в Древнем Риме обозначала запись Х? (1000)
В каком году была введена единица длины метр? (1791)
Как называется знаменитая книга Евклида? («Начала»)
Этого математика называют королем математики? (Гаусс)
В каком веке появился знак «=»? (16 век)
В XV веке изложил учение о десятичных дробях? (ал-Каши)
Выдающийся русский математик и механик? (П.Л.Чебышев)
Русский математик, в 1811 окончил Казанский ун-т и был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию? (Н.И. Лобачевский)
Какая цифра была введена последней? (0)
Этому математику приписывают учение о пропорциях? (Пифагор)
Где возникло учение о пропорции? (Древняя Греция)
Где был впервые составлен магический квадрат? (Китай)
Знаменитая книга Магницкого? (Арифметика)
Чемпион олимпийских игр по кулачному бою? (Пифагор)
Стены комнаты этого математика были оклеены лекциями по математике. (Софья Ковалевская)
Жюри подсчитывает итог конкурса, учитывая представление команд.
Ведущий записывает количество баллов на плакате, заранее прикрепленном на доске.
3 гейм «Познание истории математики продолжается…»
Третий гейм называется «Познание истории математики продолжается…» В этом гейме, чтобы разгадать фамилию знаменитого математика и его открытие, надо соотнести букву и соответствующий ей номер (командам одновременно выдается лист с заданием).Данное задание на скорость, отвечает та команда, которая первой справится с заданием.
Ответ: Франсуа Виет буквенное исчисление и Рене Декарт система координат.
Расшифруйте имя знаменитого математика и его открытие
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
9
3
12
16
8
10
24
26
30
7
6
11
5
28
22
2
31
20
13
29
33
14
23
17
15
1
21
32
19
4
25
18
27
20
10
22
10
8
10
11
9
20
29
13
7
13
29
10
28
9
11
2
2
20
8
7
22
9
29
Расшифруйте имя знаменитого математика и его открытие
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
9
3
12
16
8
10
24
26
30
7
6
11
5
28
22
2
31
20
13
29
33
14
23
17
15
1
21
32
19
4
25
18
27
14
20
9
22
13
33
9
12
7
10
29
3
33
11
12
10
22
22
2
10
7
13
15
7
13
5
10
22
7
10
4 гейм «А ну-ка, болельщики». Игра с болельщиками
В данном гейме участвуют только болельщики. Болельщик, правильно ответивший на вопрос, вправе отдать заработанные баллы команде, за которую он болеет.
Назовите математические термины, которые начинаются буквой «п».
Перед тем как начать 6 гейм, жюри оглашают итоги конкурсов.
Командам поочередно необходимо решить следующие задачи.
Задача 1 [4]
Расставьте скобки всеми возможными способами и выберите наибольший и наименьший результаты: 60+40:4-2.
Решение. Скобки ставятся для того, чтобы менять порядок действий; порядок действий можно поменять шестью способами:
+
:
-
Полученный пример
1
2
3
(60+40):4-2=23-наименьший
1
3
2
(60+40):(4-2)=50
2
1
3
(60+40:4)-2=68
2
3
1
Такой порядок невозможен
3
1
2
60+(40:4-2)=68
3
2
1
60+40:(4-2)=80- наибольший
Задача 2 (взята из всероссийской олимпиады школьников 2013-2014г.)
Вася перемножил одну четверку и 27 девяток, а Петя – 55 троек. У кого число получилось ольше? Ответ оснуйте.
Ответ. У Васи больше.
Решение:
Так как две тройки в произведении дают 9, то произведение 55 Петиных троек то же самое, что произведение одной тройки и 27 девяток. Так как произведение тройки и 27 девяток меньше, чем произведение четверки и 27 девяток, то Петино число меньше.
Задача 3 [6]
У Эрудита есть 2 мешка с монетами. В одном из них ровно в 2 раза больше монет, чем во втором. Когда Эрудит выложил все монеты из мешков то, оказалось, что их ровно 20. Объяснить, как такое могло быть?
Ответ: в одном мешке 10 монет и этот мешок вложен в другой мешок (задача на смекалку и с подвохом).
Задача 4 [6]
Передвиньте одну карточку так, чтобы равенство стало верным.
101-102 = 1.
Ответ: 101 – 102 = 1.
Задача 5
Делится ли число 7 76 +1 на 5?
Решение:
Степень
Последняя цифра
71
7
72
9
73
3
74
1
75
7
Из таблицы видно, что образовался цикл из 4 цифр. Значит, число 776 оканчивается цифрой 1 (76:4). Поэтому искомое число оканчивается цифрой 2, следовательно, на 5 не делится.
Ответ: не делится.
Задача 6 [5]
У бабушки есть гуси и кролики. У них вместе 25 голов и 58 лапок. Сколько гусей и сколькокроликов у бабушки?
Решение:
Кол-во гусей
Кол-во кроликов
Кол-во
лапок гусей
Кол-во лапок кроликов
Общее кол-во лапок
24
1
48
4
52
23
2
46
8
54
22
3
44
12
56
21
4
42
16
58
Задача 7 [2]
Как измерить диагональ АВ кирпича с помощью трех таких кирпичей и линейки?
Ответ:
Задача 8 [1]
Сейчас на часах 10.00. Какое время покажут часы через 121036842 часа?
Решение:
10121036842:12=10086403 (ост.6)
10+6=16 ч.
Жюри подводит итоги 5 гейма.
6 гейм «Домашнее задание. Реклама математики».
Участники игры демонстрируют сценку «Реклама математики».
Победители награждаются грамотами.
Ведущий подводит итог игры и желает удачи в изучении математики!
Дальнейшая перспектива игры:
Внести в портфолио учеников результат данной игры;
Выпустить стенгазету по материалам игры «Математическая карусель»;
При необходимости разобрать на уроке задания, вызвавшие у учащихся 6 класса затруднения.
Список литературы
Алгебра: Ученик для 7 класс. Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др. М.: Просвещение, 2004г.
Математика 5 класс. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. — М.: Вентана-Граф,2012г.
Математика 6 класс. А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Е.В.Буцко. – М.: Вентана – Граф, 2012г.
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. М., Просвещение, 1984 г.
Фарков А.В. Математические олимпиады в школе: 5-6 классы. – М.: Экзамен, 2013г.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. М., Просвещение, 1995 г.