Цели: выявить уровень знаний учащихся по математике; способствовать развитию математической логики, гибкости ума, мышления; выявить одаренных учащихся; прививать любовь и интерес к математике; содействовать развитию чувства коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование: задания на карточках; геометрические фигуры, чертежи; модель часов; корона для королевы Математики; рисунок гнома; магнитная доска; счетные палочки.
В конкурсе участвуют 7 – 8 учеников. Они сидят за отдельными столами. Остальные учащиеся – болельщики.
Ход занятия.
Болельщики исполняют песню «Чему учат в школе».
В класс входит к о р о л е в а М а т е м а т и к а.
К о р о л е в а. Здравствуйте, дети! Я – королева, и я очень люблю математику. Мне нравится считать, измерять и решать задачи, но управлять государством не легко, так как приходится много размышлять. Пришло время думать о наследнике. Вот я и решила: моим наследником станет тот, кто лучше других умеет мыслить и любит математику. Именно для этого я вас пригласила на конкурс математических эрудитов в мой замок! Напоминаю правила конкурса.
1. Быть веселыми и находчивыми.
2. Не оставлять ни одного вопроса без ответа.
3. Вести себя спокойно, не выкрикивать, быть терпеливым.
4. Не подглядывать и не подслушивать.
5. Не терять надежды в борьбе за победу.
Участники конкурса читают стихи:
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием сегодня
Будем в конкурсе играть!
Мы отвечаем дружно,
И в том сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед!
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Ведет к победе не судьба,
А только наши знания!
Королева Математика представляет жюри.
Конкурс 1
Домашнее задание.
Участники рассказывают о себе, своей семье, классе, школе, используя как можно больше математических понятий.
Конкурс 2
Соревнование смекалистых.
Учитель предлагает участникам решить задачи.
1. В семье существует традиция: назвать сына в честь деда. Деда зовут Максим Леонидович. Как зовут его сына и внука? (сын – Леонид Максимович, внук – максим Леонидович.)
2. У Лены, Оли и веры дома есть животные. У одной кошка, у другой собака, у третьей попугай. У кого какое животное, если у Лены не попугай и не кошка, а у Оли не кошка? (У Лены живет собака, у Оли – попугай, у Веры – кошка.)
3. Рыболов за 2 минут поймал 4 рыбки. За сколько минут он поймает 8 таких же рыбок? (Ответить нельзя.)
4. Задумано число, в котором 2 десятка, а единиц на 6 больше. Какое число задумано? (28)
5. В каждом классе нужно поставить 1 стол и 2 шкафа. На сколько классов хватит 5 столов и 7 шкафов? (На 3 класса, а 2 стола и 1 шкаф останутся.)
6. Сумма трех последовательных чисел равна 12. Какие это числа? (3+4+5=12)
7. Сестре 2 года, а брату 5 лет. Сколько лет будет сестре, когда брату будет 8 лет? (5 лет)
Пока участники выполняют задание, болельщики отгадывают загадки.
1. Два кольца, в середине нет гвоздя, если я перевернусь, то совсем не изменюсь. Какая цифра я? (8)
2. Вид её – как запятая, хвост крючком, и не секрет: любит всех она лентяев, а лентяи её – нет. (2)
3. Отгадайте – ка, ребята, что за цифра – акробатка? Если на голову встанет, ровно на 3 меньше станет. (9)
4. Есть, друзья, такая птица: если сядет на страницу, очень рад бываю я , а со мною вся семья. (5)
Конкурс 3
Эстафета счетчиков
Участники по очереди решают примеры, записывая не ответ, а букву, соответствующую этому числу на циферблате: