Совершенствовать умение соотносить фонему с её зрительным образом;
Предупредить возможность возникновения оптико-графической дисграфии;
Развивать мелкую моторику;
Развивать фонематическое слуховосприятие;
Развивать чувство темпа и ритма;
Совершенствовать умение самостоятельно работать;
Воспитывать гордость за свою Родину;
Прививать любовь к отечественным мультипликационным персонажам.
Оборудование: Чебурашка (мягкая игрушка), видеокассета с мультипликационным фильмом «Чебурашка», видеокассета «Пальчиковые игры», артикуляционный профиль звука Ч, буква Ч, карточка «На что похожа буква?», индивидуальные зеркала, индивидуальные тарелочки с манной крупой, тетради, карандаши, демонстрационный материал «Где звук в слове?», логоритмические палочки.
Ход занятия
Оргмомент.
Сегодня к нам на занятие хотел прийти ещё один гость, но почему-то он задерживается. Пока его нет, попробуйте догадаться кто это.
Сообщение темы занятия.
Звучит песенка Чебурашки:
Я был когда-то странной, игрушкой безымянной,
К которой в магазине никто не подходил.
Теперь я …… (на этом месте прослушивание останавливается).
Вы догадались, кого мы ждём? (Чебурашку). Каким звуком начинается его имя? Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой Ч.
Работа над артикуляционным профилем.
(Перед детьми на доске находится артикуляционный профиль звука Ч. По схеме дети разбирают положение органов артикуляции при произнесении этого звука.)
- что делают губки в момент произношения звука? (открыты, округлены «бубликом»);
- что делают зубки? (закрыты, слегка разомкнуты);
- что делает язычок? (дотрагивается, затем отрывается от «бугорочков», альвеол);
- что происходит с воздушной струёй? (язычок преграждает ей путь, значит это согласный звук);
- что происходит в горлышке? (оно спит, значит это глухой звук).
Я хочу вам открыть ещё один секрет звука Ч, он бывает только мягким, у него нет твёрдой пары. А теперь посмотритесь в свои зеркала, обратите внимание, что делают ваши губки, зубки и язычок, когда вы произносите звук Ч. (Работа с индивидуальными зеркалами.)
Работа со зрительным образом звука Ч.
(Перед детьми выставляется буква Ч.)
Это буква Ч, рассмотрите её и пофантазируйте, на что она похожа? (Ответы детей.) Обратите внимание, с какой стороны от палочки нарисован крючок? (Слева.)
Развитие мелкой моторики.
Чебурашке будет очень приятно, если мы научимся писать его букву. Давайте вначале разомнём наши пальчики. А помогут нам в этом новые друзья Чебурашки. (Зарядка для пальцев выполняется по видеокассете.)
а) Там, в долине, у реки,
Распускаются цветы.
б) Оса села на цветок,
Пьёт она душистый сок.
в) Я – весёлый, майский жук,
Знаю все цветы вокруг.
г) Идёт коза рогатая,
За малыми ребятами.
Кто кашу не ел? Кто молоко не пил?
Забодаю…
Мне новые друзья Чебурашки сказали, что пока мы с вами будем писать букву Ч, они постараются узнать, почему Чебурашка опаздывает.
Написание буквы на манной крупе.
Напишите один раз букву Ч. А теперь напишите букву, если услышите её в слове: цветок, цветочек, оса, жучок, жук, коза, козочка.
Друзья предложили нам посмотреть, что произошло с Чебурашкой.
(По окончании письма включить фрагмент мультфильма «Чебурашка», где он улетает на игрушечном вертолёте.)
Логоритмика.
Раз так далеко занесло от нас Чебурашку, давайте отправимся ему навстречу. Предлагаю поехать на поезде. Как стучат колёса поезда? (Чух-чух.) С какого звука начинается стук колёс? А чей это любимый звук? (Чебурашки.) Поехали.
Паровоз по рельсам мчится, на пути котёнок спит,
Паровоз остановился, и котёнку говорит:
«Ты, котёнок, ты, котёнок, уступи машине путь».
А котёнок отвечает: «Ты проедешь как-нибудь».
Паровозик рассердился, отдавил котёнку хвост,
А котёнок рассердился, поцарапал паровоз.
Машинист лежит в больнице, ему делают укол,
А котёнок на веранде, пьёт парное молоко.
Появляется Чебурашка (мягкая игрушка).
Чебурашка: Вы видели, какая со мной смешная история приключилась. Как хорошо, что мы с вами всё-таки встретились. Я смотрю, вы уже успели написать мою любимую букву?
Предупреждение оптической дисграфии.
Мы с Чебурашкой приготовили для вас ещё одно задание с буквой Ч. Мы специально написали в тетрадях буквы Ч с ошибками. Найдите неправильно написанные буквы и зачеркните их простым карандашом.
Развитие фонематического слуха.
Назовите предметы таким образом, чтобы последний звук предыдущего слова являлся началом следующего. Первый предмет обозначен красной точкой.
Дополнительное задание.
Определите количество слогов в каждом слове, используя предыдущий наглядный
материал и логоритмические палочки.
Подведение итога занятия.
Чебурашка очень доволен нашей встречей. Давайте подведём итог занятию. Чему мы научились сегодня? (Познакомились со звуком и буквой Ч).