Урок направлен на развитие навыков словообразованияимен существительных, образование профессий суффиксальным способом. Способствует развитию навыков дифференциации звуков [ч],[щ].
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
в) воспитательная: - развитие интереса и уважения к лицам разных профессий.
Ход занятия
I. Организация начала занятия
- Будьте внимательны: сейчас первыми сядут те ученики, у кого в отчестве есть согласный звук [Ч].
- А теперь сядут все остальные.
II. Речевая разминка
а) чи – щи, чё – щё, че – ще, ..
б) щу — щу – щу — щу, ..
в) ача — аща — ача – аша ..
Чинила чайка чайник.
Щенок щенку лизнул щеку.
У черепахи четыре черепашонка.
III. Определение темы.
Тренировочные упражнения по теме занятия
Характеристика звуков
- Прослушайте слова и постарайтесь определить в них «общий» звук:
- часовой, учитель, почтальон, врач.
- сыщик, уборщица, кладовщик, заведующий.
- Что между ними общее? Чем они отличаются?
- На что похожи эти звуки? Со звучанием чего вы бы могли их сравнить?
2-й слайд (буквы)
- Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и догадайтесь, о чем пойдет речь:
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
- О ком говорилось в тексте?
- Правильно, в стихотворении собраны лица разного рода трудовой деятельности. А как иначе можно назвать род занятия или трудовой деятельности, которым занимается человек?
2. Слуховая дифференциация (сильные левой рукой показывают – Щ, правой – Ч)
- Сейчас я буду называть слова-профессии, а вы, если услышите звук [Ч] – поднимите букву Ч, если услышите звук [Щ] – то букву Щ. Если в слове встретятся оба звука – то поднимите обе буквы сразу:
Трут ладонь о ладонь. Производят круговые движения рукой в кулаке – «мешают кашу».
Каждый день они варили и друзей своих кормили.
Птичек, бабочек, ужей, и больших, и малышей!
«Мешают кашу» быстрее. Отводят и подносят руку. Тянутся вверх и приседают.
В понедельник с ежевикой, вторник - с ягодкой брусникой,
С земляникою по средам угощали всех обедом.
Шагают и загибают пальцы, отсчитывая дни недели.
А в четверг и по субботам в лес ходили на работу,
Широкий шаг, продолжая загибать пальцы.
А наступит воскресенье - надо вновь варить варенье!
Быстрые круговые движения рукой.
Так и жили гномики в чистых своих домиках
На лесной опушке на радость всем зверюшкам
Идут медленно, на цыпочках.
Разводят руки в стороны, показывая опушку.
VI. Упражнения на закрепление усвоенных навыков.
1.Вставка пропущенных букв (4-й - 10 слайд)
- Проворные гномы приготовили для вас задания. Гномы постарались зашифровать слова. Они нарочно пропустили в них буквы. Расшифруйте и вставьте в них Ч и Щ.