kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Звуки [щ]-[ч] и буквы щ, ч.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на развитие навыков словообразованияимен существительных, образование профессий суффиксальным способом. Способствует развитию навыков дифференциации звуков [ч],[щ].

Просмотр содержимого документа
««Звуки [щ]-[ч] и буквы щ, ч.»»


Тема «Звуки [щ]-[ч] и буквы щ, ч.»

Грамматическая тема: развитие навыков словообразования имен существительных: образование профессий суффиксальным способом.

Цели: а) образовательные: — уточнить правильную артикуляцию звуков [ч], [щ] с опорой на зрительное и слуховое восприятие; — закрепить произносительную и слуховую дифференциацию звуков [ч], [щ]; — предупредить речевые ошибки в письменных работах обучающихся;

б) коррекционно-развивающие: — развивать концентрацию внимания, объём памяти, фонематический слух, фонематическое восприятие; — расширять словарный запас;

в) воспитательная: - развитие интереса и уважения к лицам разных профессий.


Ход занятия


I. Организация начала занятия

- Будьте внимательны: сейчас первыми сядут те ученики, у кого в отчестве есть согласный звук [Ч].

- А теперь сядут все остальные.


II. Речевая разминка

а) чи – щи, чё – щё, че – ще, ..

б) щу — щу – щу — щу, ..

в) ача — аща — ача – аша ..


Чинила чайка чайник.

Щенок щенку лизнул щеку.

У черепахи четыре черепашонка.


III. Определение темы.

  1. Тренировочные упражнения по теме занятия

Характеристика звуков

- Прослушайте слова и постарайтесь определить в них «общий» звук:

- часовой, учитель, почтальон, врач.

- сыщик, уборщица, кладовщик, заведующий.


- Что между ними общее? Чем они отличаются?

- На что похожи эти звуки? Со звучанием чего вы бы могли их сравнить?

2-й слайд (буквы)


- Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и догадайтесь, о чем пойдет речь:

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идёшь мастерской, -

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Куртка шофёра

Пахнет бензином.

Блуза рабочего -

Маслом машинным.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате -

Лекарством приятным.

Рыхлой землёю,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только безделье

Не пахнет никак.


- О ком говорилось в тексте?

- Правильно, в стихотворении собраны лица разного рода трудовой деятельности. А как иначе можно назвать род занятия или трудовой деятельности, которым занимается человек?


2. Слуховая дифференциация (сильные левой рукой показывают – Щ, правой – Ч)

- Сейчас я буду называть слова-профессии, а вы, если услышите звук [Ч] – поднимите букву Ч, если услышите звук [Щ] – то букву Щ. Если в слове встретятся оба звука – то поднимите обе буквы сразу:


лётчик, гонщик, кучер, врач, учитель, учёный, часовщик, аппаратчик, электронщик, арматурщик, сварщик, замерщик, комплектовщик, кровельщик, плиточник, банщик, прачка, кочегар, печник, ведущий, танцовщик, начальник, рабочий, печатник, почтальон, переводчик, радиовещатель, дрессировщик, пчеловод.


IV. Офтальмотренинг


Игра«Чудесный мешочек» (инструменты)

У меня в мешочке предметы людей самых разных профессий. Выходите по одному, называйте предмет и кладите его в коробочку или ящик

щипцы, щётка, мяч, ключ, клещи, крючок, точилка, очки, кусачки

- Как можно назвать одним словом все предметы.

Составьте с одним из слов предложение.


V. Динамическая пауза (3-й слайд)

- Вы наверняка устали. А трудолюбивые гномики никогда не устают. Давайте я вас с ними познакомлю. Встаньте и повторяйте за мной:


Жили-были гномики каждый в своем домике

На лесной опушке у маленькой речушки.

Шагают с высоким подниманием ног. Разводят руками и сводят их.


И любили гномики убираться в домике

Мыли окна и полы, тёрли чуть не до дыры

Плавными движениями в воздухе имитируют мойку окон, быстрыми, нагнувшись, - полов.

Ложки мыли, чашку, где варили кашку

С ягодным вареньем всем на удивленье.

Трут ладонь о ладонь. Производят круговые движения рукой в кулаке – «мешают кашу».


Каждый день они варили и друзей своих кормили.

Птичек, бабочек, ужей, и больших, и малышей!

«Мешают кашу» быстрее. Отводят и подносят руку. Тянутся вверх и приседают.


В понедельник с ежевикой, вторник - с ягодкой брусникой,

С земляникою по средам угощали всех обедом.

Шагают и загибают пальцы, отсчитывая дни недели.


А в четверг и по субботам в лес ходили на работу,

Широкий шаг, продолжая загибать пальцы.


А наступит воскресенье - надо вновь варить варенье!

Быстрые круговые движения рукой.


Так и жили гномики в чистых своих домиках

На лесной опушке на радость всем зверюшкам

Идут медленно, на цыпочках.

Разводят руки в стороны, показывая опушку.



VI. Упражнения на закрепление усвоенных навыков.

1.Вставка пропущенных букв (4-й - 10 слайд)


- Проворные гномы приготовили для вас задания. Гномы постарались зашифровать слова. Они нарочно пропустили в них буквы. Расшифруйте и вставьте в них Ч и Щ.

(вра . , у . итель, рабо . ий, _свар . ик, пограни .ник, сортиров . ик)


После букв д-т, з-с, ж пишется буква Ч, в остальных случаях пишется Щ


2. Словообразование суффиксальным способом-

(11 – 17 слайды)

а) - Ответьте на вопросы и мы узнаем вид деятельности каждого из семи гномов (карточки)

Кто ведет самолет? _ …летчик


Кто чинит часы? …часовщик.

Кто убирает мусор? …уборщик.


Кто вставляет стекла? … стекольщик


Кто дрессирует зверей? … дрессировщик.


Кто переводит с одного языка на другой? …переводчик.

Кто точит ножи? …точильщик


Физминутка

«Поезд» - ч-ч-ч-ч

«Дворник» - щ-щ-щ-щ-щ


б) Составить предложения со словами

Скрипач _ … играет на скрипке.


Пограничник __ …. охраняет нашу границу.

Врач __ …. лечит людей.

Учитель _ … учит детей.


VII. Игра «Что лишнее»

  1. - Ответьте на вопросы одним словом (пещера, щетка, овощи; часы)

Где жили первобытные люди?

Какой механизм показывает время?

Чем чистят одежду?

Огурцы, морковка, лук, свёкла?


Кто детеныш собаки?

Он нужен для игры в футбол волейбол …

Чем пишут в тетради?

Какой знак препинания обычно ставят в конце предложения?


VIII.Подведение итогов

- Вспомните названия профессий с этими звуками.

- А кем бы хотели стать вы?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Звуки [щ]-[ч] и буквы щ, ч.»

Автор: Сафина Гульнара Ферзинатовна

Дата: 30.03.2019

Номер свидетельства: 505407

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока на тему: "Буква ё. Звуки буквы ё. Написание слогов и слов с буквой ё"."
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-na-tiemu-bukva-io-zvuki-bukvy-io-napisaniie-sloghov-i-slov-s-bukvoi-io"
    ["file_id"] => string(6) "252187"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447341743"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "ЗВУКИ [Ч’], [Щ'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ.  БУКВЫ Чч, Щщ. Время: часы. "
    ["seo_title"] => string(79) "zvuki-ch-shch-vsiegda-miagkiie-glukhiie-zvuki-bukvy-chch-shchshch-vriemia-chasy"
    ["file_id"] => string(6) "209570"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431236801"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока на тему "Обозначение парных согласных звуков буквами на конце слова" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-na-tiemu-oboznachieniie-parnykh-soghlasnykh-zvukov-bukvami-na-kontsie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "183407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425852182"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Тесты . Русская  грамота. Тема. « Звуки.  Буквы.» "
    ["seo_title"] => string(42) "tiesty-russkaia-ghramota-tiema-zvuki-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "168819"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1423306334"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Звук, буква, слог"
    ["seo_title"] => string(16) "zvuk-bukva-slogh"
    ["file_id"] => string(6) "290197"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454931451"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства