Конспект логопедического занятия с воспитанниками 6-7 лет по обучению элементам грамоты
Тема: Звук [у], буква «У».
Цель: Закрепить навыки четкого произношения звука [у].
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- Учить детей правильно артикулировать звук [у].
- Познакомить воспитанников с буквой «У».
- Учить выделять звук [у] из ряда гласных и определять его место в слове.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать навыки звукового анализа.
- Развивать слуховое внимание и память.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать усидчивость и интерес к новому.
- Воспитывать уважение друг к другу.
Оборудование: картинки на звук [у], счетные палочки, мяч, тетради для занятий, цветные карандаши, ксерокопии прописи, пластмассовые крышки, цветные скрепки.
Ход занятия
1. Организационный момент
– Ребята, встаем красиво, ровно. Сядет тот, кто назовет фрукты на звук [а].
(Ананас, айва, абрикос, апельсин)
2. Пальчиковая гимнастика (с прищепками)
– Кусается сильно котенок малыш.
Он думает, это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, глупыш.
А будешь кусаться,
Скажу тебе: «Кыш!»
3. Знакомство со звуком [у]
– Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Уля.
– На какой звук начинается ее имя? Кто скажет?
– Уля приготовила для вас задание. Послушайте и назовите первый звук в
словах, которые я назову: уши, улитка, утюг, утка, улица.
– Какой звук вы слышите в начале каждого слова?
– Правильно, слышится звук [у]. Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда
его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: едет поезд
и дает гудок «УУУУ».
4. Артикуляция звука.
– Давайте вместе произнесем звук [у], нужно губы вытянуть трубочкой.
Губы трубочкой потянем
И нисколько не устанем.
(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
– Повторите за мной стихотворение:
Утки плавают в пруду,
Ищут там себе еду.
– Какой звук слышите в стихотворение чаще других? (Звук [у])
5. Развитие навыков звукового анализа
– Посмотрите на свои листы с заданием, назовите картинки, которые вы там
видите: утка, удочка, слон, попугай, стул, груша, бабочка.
– Раскрасить нужно только те картинки, в названиях которых есть звук [у].
– Будем произносить название каждой картинки и слушать, есть ли там звук [у]. – Какие картинки нужно раскрасить?
(Мы раскрасим грушу, удочку, попугая, стул, утку)
6. Физкультминутка
Я возьму мяч большой (Руки в виде мяча)
Подниму над головой (Поднять руки вверх)
Прогну спину (Наклонить туловище назад)
И мяч кину. (Выпрямиться, руки вниз)
7. Игра «Покажи символ звука, если услышишь звук [у]»
– Вспомните, каким цветом обозначаем гласные звуки и буквы. Теперь
посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «У».
– Я буду называть разные звуки, а вы покажите мне красную крышечку, если
услышите звук [у].
а, у, о, а, у, и, а, у, ы, у, а, о, ы
8. Игра с мячом «Один-много»
– Я буду называть предмет, а вы много, например: стол-столы.
улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка
9. Знакомство с буквой «У»
– Послушайте стихотворение:
Буква «У» напомнит ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву «У» похожи!
– Посмотрите, вот буква «У».
(Выставляется карточка с изображением буквы «У»).
– Найдите букву «У» на своих листах. Проведите по ней пальчиком (обведите)
и закрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?
(Потому что звук [у] гласный и обозначаем мы его красным цветом)
10. Выкладывание буквы «У» из палочек и скрепок
– Давайте выложим букву «У» из счетных палочек.
– Сколько вам понадобилось палочек? (Три палочки)
– А теперь выложим букву из скрепок.
11. Работа в тетрадях
- Теперь напишем букву «У» в тетради. Открывайте ваши тетрадочки и
посмотрите на образец. Одну клетку пропускаем, в другой пишем.
12. Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? (Со звуком [у])
– С какой буквой? (С буквой «У»)
– Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным цветом)
– Что понравилось вам больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.