kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Звук [ш], буква «Ш».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей 5-7 лет с ОНР.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Звук [ш], буква «Ш».»

Конспект логопедического занятия с воспитанниками 6-7 лет по обучению элементам грамоты

Тема: звук [ш], буква «Ш».

Цель: познакомить со звуком [ш] и буквой «Ш».

Задачи:

коррекционно-образовательные

  • учить детей характеризовать звук [ш] по акустическим и артикуляционным признакам;

  • совершенствовать навыки проведения звукового анализа слов;

  • учить употреблять приставочные глаголы.

коррекционно-развивающие

  • развивать фонематический слух, слуховое внимание;

  • развивать общую и артикуляционную моторику;

коррекционно-воспитательные

  • воспитывать умение выполнять игровые правила;

  • учить доводить начатое дело до конца.

Оборудование: цветные крышки, кукла Маша, предметные и сюжетные картинки со звуком [ш], тетради для занятий, счетные палочки.

Ход занятия

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Повторим правила работы на занятиях:

Каждый день всегда, везде:

На занятиях, в игре.

Верно, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

- Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию.

2. Артикуляционная гимнастика

– Сейчас я вам расскажу интересную историю.

Жила-была на свете одна невоспитанная девочка. Приходила она к своему другу и обязательно что-нибудь случалось.

Пришла девочка как-то чай попить из чашки (упражнение «Чашечка)

с вареньем («Вкусное варенье») и пролила весь чай на стол и начала слизывать, как кошка («Киска лакает»).

Но тут увидела, как зайка морковку копает лопатой (упражнение «Лопатка») и побежала к нему, а по пути перепрыгнула через забор («Заборчик»). Устала, споткнулась и села, высунув язычок. («Уставший язычок») Отдохнула, огляделась по сторонам, видит, ее друг Миша сидит и на дудочке играет («Дудочка»).

- Ребята, вы узнали нашу гостью и ее друга?

(Это Маша и Мишка из мультфильма.)

- Правильно, к нам сегодня пришла в гости Маша. (Появляется кукла Маша.) - Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет воспитанной и доброй. Поможем ей в этом?

3. Характеристика звука [ш] по артикуляционным признакам

– Какие звуки повторяются в словах Маша и Миша? (Звук [ш])

– Верно, это звук [ш]. Сегодня на занятии мы с ним поиграем.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на трубочку?

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

(поднимается вверх как чашечка)

– Покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук [ш].

– А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы

произносим звук [ш]? (Теплый.)

– Поднесем ладонь ко рту и произнесем по цепочке звук ш-ш-ш-ш.

– Итак, когда мы говорим звук [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Выходит струя теплого воздуха.

4. Характеристика по акустическим признакам

– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет?

– Приложите все руку к шее, скажем ш-ш-ш…

– В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

– В домике было тихо, голос спал, и стенки домика не дрожали.

– Ребята, а звук [ш] какой: гласный или согласный? (Согласный.)

– Правильно, звук [ш] согласный.

– Звонкий или глухой звук [ш]? (Глухой.)

– А звук [ш] твердый или мягкий? (Твердый.)

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. Еще у этого звука есть особенность — он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

5. Произношение звука [ш] изолированно, в слогах

– Ребята, Маша шла к нам на занятие издалека. Она шла через лес и прислушивалась. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! (Маша насторожилась). Шта-што-шту-шты! (испугалась.)» Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Маша успокоилась.

– Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].)

– Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.)

– Давайте разберем это слово по звукам – ШШШ-УУУ-МММ.

– Какой первый звук в слове «шум»? – ШУУУМ.

– Какой второй звук в слове шум? – ШУМММ.

– Какой третий звук в слове шум?

– Назовите все звуки по порядку.

– Назовите гласный звук. (Звук [у])

– Назовите согласные звуки. (Звуки [ш],[м])

– Выложите звуковую схему слова шум из цветных крышек.

6. Автоматизация звука [ш] в словах

(Выставляются картинки). Вышла Маша из леса и увидела, что на опушке росли … (ромашки, ландыши, кашка), на речке … (кувшинки, кубышки). На берегу речушки Маша увидела … (камешки), на сосне — … (шишки), на орешнике — … (орешки). Под кустом росли … (волнушки).

Какую птицу увидела Маша на дереве? (Кукушку).

7. Игра «Добавь словечко» (практическое усвоение приставочных глаголов)

- Вот что рассказывает Маша о том, как она к нам шла. Я буду говорить от имени Маши, а вы мне помогайте вести рассказ.

Я по лесу шла и волнушку… (нашла). Дальше я в лес… (пошла), в чащу леса … (зашла) и к избушке … (подошла). Потом в избушку … (зашла), ничего там не … (нашла), дальше … (пошла). К дереву я … (подошла), там я сладкий мед… (нашла). По дорожке …(пошла) и к вам на занятие … (пришла).

8. Физкультминутка

Встаньте дружно, потянитесь!

Пошагайте, покрутитесь.

Руки вправо, руки влево,

А потом присядьте смело.

Снова встаньте, потянитесь,

И друг другу улыбнитесь.

9. Произношение звука в стихотворении

– Ребята, Маша предлагает выучить стихотворение про ее друга Мишку.

Бросил палку сверху Мишка.

- Падай в шапку с елки, шишка!

Шишка — шлеп по голове.

Стало шишек сразу две.

10. Развитие звукового анализа и синтеза

– Ребята, вспомните, какие слова вы услышали в стихотворении.

– Мы будем распределять эти слова на две группы: первая группа – звук [ш] слышится в начале слова, вторая – звук [ш] слышится в середине слова.

– Итак, я показываю картинки, а вы называете, что на них изображено и где расположен звук в слове.

Картинки: кошка, мышка, шуба, шапка, шишка, машина, лягушка

11. Знакомство с буквой «Ш»

– На что похожа буква «Ш». Посмотрите на букву «Ш».

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

– Выложите букву «Ш» из палочек.

– А теперь напишем букву «Ш» в тетради.

12. Итог занятия

–Давайте вспомним, какой звук мы сегодня изучали? (Звук [ш].)

– Правильно, звук [ш].

– Какой это звук? (Это твердый, глухой, согласный звук.)

– Понравилось ли вам занятие? (Да. Понравилось.)

– Маше тоже очень понравилось занятие. Теперь Маша больше не будет хулиганить, а пойдёт в школу и научится писать букву «Ш».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Звук [ш], буква «Ш».

Автор: Наместникова Елена Сергеевна

Дата: 13.02.2018

Номер свидетельства: 457155

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока на тему: "Буква ё. Звуки буквы ё. Написание слогов и слов с буквой ё"."
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-na-tiemu-bukva-io-zvuki-bukvy-io-napisaniie-sloghov-i-slov-s-bukvoi-io"
    ["file_id"] => string(6) "252187"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447341743"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "ЗВУКИ [Ч’], [Щ'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ.  БУКВЫ Чч, Щщ. Время: часы. "
    ["seo_title"] => string(79) "zvuki-ch-shch-vsiegda-miagkiie-glukhiie-zvuki-bukvy-chch-shchshch-vriemia-chasy"
    ["file_id"] => string(6) "209570"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431236801"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока на тему "Обозначение парных согласных звуков буквами на конце слова" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-na-tiemu-oboznachieniie-parnykh-soghlasnykh-zvukov-bukvami-na-kontsie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "183407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425852182"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Тесты . Русская  грамота. Тема. « Звуки.  Буквы.» "
    ["seo_title"] => string(42) "tiesty-russkaia-ghramota-tiema-zvuki-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "168819"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1423306334"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Звук, буква, слог"
    ["seo_title"] => string(16) "zvuk-bukva-slogh"
    ["file_id"] => string(6) "290197"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454931451"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства