Просмотр содержимого документа
«Звук [ш], буква «Ш».»
Конспект логопедического занятия с воспитанниками 6-7 лет по обучению элементам грамоты
Тема:звук [ш], буква «Ш».
Цель:познакомить со звуком [ш] и буквой «Ш».
Задачи:
коррекционно-образовательные
учить детей характеризовать звук [ш] по акустическим и артикуляционным признакам;
совершенствовать навыки проведения звукового анализа слов;
учить употреблять приставочные глаголы.
коррекционно-развивающие
развивать фонематический слух, слуховое внимание;
развивать общую и артикуляционную моторику;
коррекционно-воспитательные
воспитывать умение выполнять игровые правила;
учить доводить начатое дело до конца.
Оборудование: цветные крышки, кукла Маша, предметные и сюжетные картинки со звуком [ш], тетради для занятий, счетные палочки.
Ход занятия
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Повторим правила работы на занятиях:
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре.
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
- Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию.
2. Артикуляционная гимнастика
– Сейчас я вам расскажу интересную историю.
Жила-была на свете одна невоспитанная девочка. Приходила она к своему другу и обязательно что-нибудь случалось.
Пришла девочка как-то чай попить из чашки (упражнение «Чашечка)
с вареньем («Вкусное варенье») и пролила весь чай на стол и начала слизывать, как кошка («Киска лакает»).
Но тут увидела, как зайка морковку копает лопатой (упражнение «Лопатка») и побежала к нему, а по пути перепрыгнула через забор («Заборчик»). Устала, споткнулась и села, высунув язычок. («Уставший язычок») Отдохнула, огляделась по сторонам, видит, ее друг Миша сидит и на дудочке играет («Дудочка»).
- Ребята, вы узнали нашу гостью и ее друга?
(Это Маша и Мишка из мультфильма.)
- Правильно, к нам сегодня пришла в гости Маша. (Появляется кукла Маша.) - Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет воспитанной и доброй. Поможем ей в этом?
3. Характеристика звука [ш] по артикуляционным признакам
– Какие звуки повторяются в словах Маша и Миша? (Звук [ш])
– Верно, это звук [ш]. Сегодня на занятии мы с ним поиграем.
– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?
– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на трубочку?
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?
(поднимается вверх как чашечка)
– Покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук [ш].
– А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы
произносим звук [ш]? (Теплый.)
– Поднесем ладонь ко рту и произнесем по цепочке звук ш-ш-ш-ш.
– Итак, когда мы говорим звук [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Выходит струя теплого воздуха.
4. Характеристика по акустическим признакам
– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет?
– Приложите все руку к шее, скажем ш-ш-ш…
– В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?
– В домике было тихо, голос спал, и стенки домика не дрожали.
– Ребята, а звук [ш] какой: гласный или согласный? (Согласный.)
– Правильно, звук [ш] согласный.
– Звонкий или глухой звук [ш]? (Глухой.)
– А звук [ш] твердый или мягкий? (Твердый.)
– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. Еще у этого звука есть особенность — он никогда не бывает мягким, всегда твердый.
5. Произношение звука [ш] изолированно, в слогах
– Ребята, Маша шла к нам на занятие издалека. Она шла через лес и прислушивалась. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! (Маша насторожилась). Шта-што-шту-шты! (испугалась.)» Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Маша успокоилась.
– Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].)
– Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.)
– Давайте разберем это слово по звукам – ШШШ-УУУ-МММ.
– Какой первый звук в слове «шум»? – ШУУУМ.
– Какой второй звук в слове шум? – ШУМММ.
– Какой третий звук в слове шум?
– Назовите все звуки по порядку.
– Назовите гласный звук. (Звук [у])
– Назовите согласные звуки. (Звуки [ш],[м])
– Выложите звуковую схему слова шум из цветных крышек.
6. Автоматизация звука [ш] в словах
(Выставляются картинки). Вышла Маша из леса и увидела, что на опушке росли … (ромашки, ландыши, кашка), на речке … (кувшинки, кубышки). На берегу речушки Маша увидела … (камешки), на сосне — … (шишки), на орешнике — … (орешки). Под кустом росли … (волнушки).
Какую птицу увидела Маша на дереве? (Кукушку).
7. Игра «Добавь словечко» (практическое усвоение приставочныхглаголов)
- Вот что рассказывает Маша о том, как она к нам шла. Я буду говорить от имени Маши, а вы мне помогайте вести рассказ.
– Я по лесу шла и волнушку… (нашла). Дальше я в лес… (пошла), в чащу леса … (зашла) и к избушке … (подошла). Потом в избушку … (зашла), ничего там не … (нашла), дальше … (пошла). К дереву я … (подошла), там я сладкий мед… (нашла). По дорожке …(пошла) и к вам на занятие … (пришла).
8. Физкультминутка
Встаньте дружно, потянитесь!
Пошагайте, покрутитесь.
Руки вправо, руки влево,
А потом присядьте смело.
Снова встаньте, потянитесь,
И друг другу улыбнитесь.
9. Произношение звука в стихотворении
– Ребята, Маша предлагает выучить стихотворение про ее друга Мишку.
Бросил палку сверху Мишка.
- Падай в шапку с елки, шишка!
Шишка — шлеп по голове.
Стало шишек сразу две.
10. Развитие звукового анализа и синтеза
– Ребята, вспомните, какие слова вы услышали в стихотворении.
– Мы будем распределять эти слова на две группы: первая группа – звук [ш] слышится в начале слова, вторая – звук [ш] слышится в середине слова.
– Итак, я показываю картинки, а вы называете, что на них изображено и где расположен звук в слове.