Логопед: «Назови первый звук в словах рак, рыба, робот».
Ученик: «Звук Р».
Логопед: «Посмотри на карточку — символ звука. Как мы называем эту букву?»
Ученик: «Буква Р».
Логопед: «Звук Р мы слышим и произносим, а букву Р мы видим и пишем. Букву Р мы можем писать, а звук Р мы должны научиться правильно произносить».
II. Основная часть.
1. Ознакомление со звуком Р.
Логопед дает характеристику звука Р (согласный, твердый), показывает правильную артикуляцию звука Р и просит повторить ученика.
2. Логопед показывает подготовительные упражнения для правильной артикуляции звука Р.
Упражнение №1.
Логопед: «Как стучат копыта лошадки по мостовой? Вот так (цокает — прищелкивает языком, а ученик подражает)».
В этом упражнении цоканье является подготовкой для артикуляции звука Р, так как ребенок учится поднимать язык.
Упражнение №2.
Логопед проводит артикуляционную гимнастику, направленную на развитие силы и подвижности языка.
Ученик беззвучно произносит звук А, открывая и закрывая рот, держа кончик языка у нижних резцов. Логопед помогает фиксировать нижнее положение языка у резцов с помощью шпателя.
Упражнение №3.
Ученик слегка приоткрывает рот, кладет язык на нижнюю губу и производит им движения вперед-назад. Затем язык убирает назад в рот. Далее ребенок кладет язык на верхнюю губу и производит те же движения вперед-назад. Затем язык убирает назад в рот. Каждое упражнение повторяется 5-7 раз.
Эти упражнения развивают мышцы языка и развивают его подвижность.
Упражнение №4.
Логопед просит ученика подуть на бумажные полоски/снежинки. Это упражнение направлено на выработку дыхания.
III. Физкульт минутка.
Упражнения на мимику: улыбка, грусть, злость, смех, удивление.
IV. Закрепление связи звука и буквы Р.
Логопед просит ученика сложить из палочек букву Р.
Логопед: «Итак, букву Р мы можем писать и читать, а звук Р мы слышим и произносим. Для того, чтобы правильно произносить звук Р, мы проделали упражнения на укрепление мышц языка и выработку дыхания».
V. Итог занятия.
Чем мы сегодня занимались? Как произносится звук Р?