Конспект логопедического занятия с воспитанниками 6-7 лет по обучению элементам грамоты
Тема: Звук [и], буква «И».
Цель: Закрепить навыки четкого произношения звука [и].
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- Учить детей правильно артикулировать звук [и].
- Познакомить воспитанников с буквой «И».
- Учить выделять звук [и] из ряда гласных и определять его место в слове.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать навыки звукового анализа.
- Развивать слуховое внимание и память.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать усидчивость и интерес к новому.
- Воспитывать уважение друг к другу.
Оборудование: картинки со звуком [и], счетные палочки, мячи, тетради для занятий, цветные карандаши, ксерокопии прописи, пластмассовые крышки, цветные скрепки.
Ход занятия
1. Организационный момент
– Ребята, встаем красиво, ровно. Сядет тот, кто назовет слова на звук [у].
(Утюг, утка, улитка, улей, узор, укроп)
2. Пальчиковая гимнастика (с массажными мячиками)
– По ладошке мяч катаю,
Я ладошку разминаю.
Покатаю по другой,
И зажму его рукой.
3. Знакомство со звуком [и]
– Ребята, у нас в гостях сегодня другая кукла. Ее зовут Ира.
– На какой звук начинается ее имя? Кто скажет? (На звук [и])
– Ира тоже приготовила для вас задание. Послушайте и определите первый
звук в словах, которые я назову: ириски, индюк, изюм, Инна, Игорь, Илья.
– Какой звук вы слышите в начале каждого слова?
– Правильно, слышится звук [и]. Этот звук гласный, он поется и мы во рту,
когда его произносим, не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: идет
пароход и дает гудок: «И-и-и-и».
– А здесь мишка катится с горы и кричит: «И-и-и-и».
4. Артикуляция звука.
– Давайте вместе произнесем звук [и]: нужно губы сделать «улыбочкой», а
языком упереться в нижние зубы.
Свои губы прямо к ушкам,
Потяну, я как лягушка.
(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
5. Развитие навыков звукового анализа
– Посмотрите на картинки и назовите их.
(Иголка, индюк, брюки, санки, лист, лиса)
– Будем произносить название каждой картинки и слушать, есть там звук [и].
– Берите свои схемы слов и кладите красную крышку туда, где слышится звук.
– Потянем первое слово и-и-и-голка, где слышится звук [и]. (В начале слова)
– Кладите крышку в первый квадрат и т. д.
6. Физкультминутка
Я возьму мяч большой (Руки в виде мяча)
Подниму над головой (Поднять руки вверх)
Прогну спину (Наклонить туловище назад)
И мяч кину. (Выпрямиться, руки вниз)
7. Игра «Покажи символ звука, если услышишь звук [и]»
– Вспомните, каким цветом обозначаем гласные звуки и буквы. Теперь
посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [и].
– Я буду называть разные звуки, а вы покажите мне красную крышечку, если
услышите звук [и].
а, у, и, о, а, у, и, а, у, и, ы, у, а, и, о, ы
8. Игра с мячом «Один-много»
– Я буду называть предмет, а вы много, например: утюг-утюги.
Индюк, игрушка, ириска, иголка, ива, изба, индеец
9. Знакомство с буквой «И»
– Посмотрите, вот буква «И».
(Выставляется карточка с изображением буквы «И»).
– Найдите букву «И» на своих листах. Проведите по ней пальчиком (обведите) – Каким цветом мы ее закрасим? Почему?
(Красным, потому что буква «И» - гласная.)
– У вас на листочках написано много букв, послушайте задание. Все буквы «И»
нужно обвести в кружок, буквы «А» зачеркнуть, а буквы «О» подчеркнуть.
10. Выкладывание буквы «И» из палочек и скрепок
– Давайте выложим букву «И» из счетных палочек.
– Сколько вам понадобилось палочек? (Три палочки)
– А теперь выложим букву из скрепок.
11. Работа в тетрадях
- Теперь напишем букву «И» в тетради. Открывайте ваши тетрадочки и
посмотрите на образец. Одну клетку пропускаем, в другой пишем.
12. Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? (Со звуком [и])
– С какой буквой? (С буквой «И»)
– Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным цветом)
– Что понравилось вам больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.