Конспект логопедического занятия с воспитанниками 6-7 лет по обучению элементам грамоты
Тема: Звук [а], буква «А».
Цель: Закрепить навыки четкого произношения звука [а].
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- Учить детей правильно артикулировать звук [а].
- Познакомить воспитанников с буквой «А».
- Учить выделять звук [а] в начале слова.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать мелкую и речевую моторику.
- Развивать навыки звукового анализа.
- Развивать слуховое внимание и память.
- Развивать плавный длительный выдох.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать усидчивость и интерес к новому.
- Воспитывать уважение друг к другу.
Оборудование: картинки на звук [а], ленточка, счетные палочки, тетради для занятий, цветные карандаши, ксерокопии прописи.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Ребята, сегодня мы с вами поучимся быть учениками и будем знакомиться с
буквами. А вот с какой буквой мы познакомимся, вы узнаете чуть позже.
2. Знакомство со звуком [а]
- У Алины есть маленькая сестренка Аня. У Ани погремушка. В погремушке что-то
зашумело. Аня обрадовалась, машет погремушкой, открыла ротик и громко запела:
«А-А-А».
- Как запела Аня? Повторите. (А-А-А)
3. Артикуляционная гимнастика
- Послушайте сказку о Веселом язычке.
- «Язычку понравилась песенка звука [а]. Он хотел её спеть. Открыл широко свой
домик и звонким голосом запел: «А-А-А».
- Спойте все вместе эту песенку.
- А теперь я буду тянуть ленточку и петь: «А-А-А»
- Смотрите, какую длинную ленточку я вытянула, пока пела песенку.
- Для того чтобы получилась длинная ленточка, нужно сделать глубокий вдох и
длительный выдох.
- А теперь вы спойте песенку звука [а] долго.
- При коротком выдохе голос быстро обрывается, и ленточка получается короткой.
4. Проговаривание слов со звуком [а]
- Ребята, эта песенка слышится во многих словах. Послушайте, как я буду произносить
слова со звуком [а].
Алла, Аня, апельсин, аист, автобус, ананас, арбуз, август
- Давайте скажем эти слова все вместе и потянем звук [а] в начале каждого слова.
5. Физкультминутка. Игра «Делай, как я!»
– А! – со мною вместе пойте.
– А! – пошире рот откройте.
– А! – споем мы высоко.
– А! – протянем низко.
– А! – как будто далеко.
– А! – мы слышим близко.
– А! – шепнем.
– А! – крикнем звонко.
– А, – тихонько.
– А! – так громко!
– Все теперь мы будем знать:
Вот как может А звучать!
6. Выделение звука [а] на слух. Игра «Будь внимательным!»
- Ребята, я буду называть разные звуки, а вы, если услышите звук [а] – хлопните в ладоши:
о у а м и а з а р д а г у а о ы а
- А теперь я буду называть слоги, а вы, слушайте, есть там наш звук или нет, и тоже хлопайте:
ма мо му па по ры ра ру ба бо ва во ву та да са
- А теперь послушаем слова:
аист апельсин грибы ананас лимон аквариум автобус снег арбуз
7. Знакомство с буквой «А»
- Ребята, посмотрите, какая буква «А». На что она похожа?
(На домик, на шалаш, на крышу)
- Давайте выложим букву «А» из палочек.
- А теперь напишем ее в тетради. Открывайте ваши тетрадочки и посмотрите на образец. Одну клетку пропускаем, в другой пишем.
8. Раскрашивание картинок на звук [а]
- Посмотрите на свои листочки, там нарисованы картинки . Вам нужно раскрасить только те рисунки, которые начинаются на звук [а].
- Какие картинки вы раскрасите? (Аист, автобус, аквариум, арбуз, альбом)
9. Подведение итогов занятия
- Ребята, какой звук мы сегодня учились говорить? (Звук [а])
- С какой буквой вы познакомились? (С буквой «А»)