kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Звук [ц]. Автоматизация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповое занятие для учащихся начальной школы с диагнозом ринолалия. Автоматизация звука Ц  в слогах, словах и предложениях; развитие общей мелкой и артикуляционной моторики; активизация мышц мягкого нёба; воспитание нижнедиафрагмального дыхания на основе трёхфазного дыхания по Лукьяновой; развитие фонематического слуха и восприятия; развитие  связной речи;    расширение и активизация словаря.    Знакомство с жизнью растений.

Просмотр содержимого документа
«Звук [ц]. Автоматизация. »

К о н с п е к т занятия по ринолалии

1. Тема: «Звук Ц» (этап автоматизации)

2. Задачи: Автоматизация звука Ц в слогах, словах и предложениях; развитие общей мелкой и артикуляционной моторики; активизация мышц мягкого нёба; воспитание нижнедиафрагмального дыхания на основе трёхфазного дыхания по Лукьяновой; развитие фонематического слуха и восприятия; развитие связной речи; расширение и активизация словаря. Знакомство с жизнью растений.

  1. План занятия:

    • Организационный момент.

    • Объявление темы занятия.

    • Логопедическая зарядка: расслабление для пальчиков, массаж лица, мимическая гимнастика, упражнение для нижней челюсти, массаж твердого неба, активизация мышц мягкого нёба, упражнение на выработку диафрагмального дыхания.

    • Артикуляционная гимнастика.

    • Анализ артикуляции звука.

    • Характеристика звука «Ц».

    • Связь звука с буквой.

    • Физкультпауза.

    • Автоматизация звука «Ц» в слогах.

    • Упражнение на развитие фонематического слуха и восприятия.

    • Автоматизация звука в словах.

    • Автоматизация звука «Ц» в предложениях.

    • Автоматизация звука «Ц» в тексте.

    • Итог занятия.

  1. Основные методические приёмы: активизация познавательной деятельности (использование наглядности, творческие упражнения, знаково-символическое моделирование, оречевление деятельности, применение метода сравнения), игровая деятельность, сочетание индивидуальной и фронтальной работы.

  2. Оборудование занятия: Сюжетная картинка «В цветнике», таблица артикуляционно-акустического образа звука, дид. мат. для упр. «Найди букву Ц среди других букв», дид. мат.: слоговые дорожки, деформированное предложение, деформированный текст (карточки для инд. работы).

  3. Подготовка конспекта занятия: «Поле речевых чудес» З.А. Репина, «Логопедия» Л.С. Волкова, «Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса» С.Л. Таптапова;


Ход занятия.



Этапы

занятия


Содержание

Методические

рекомендации.


1.






2.

















3.


























4.









































5.




6.



7.




8.





9.







10.








11.









12.











13.





14.






Организационный момент.





Объявление темы занятия.

Прослушивание образца нормированной речи.












Логопедическая зарядка.
























Артикуляционная

гимнастика.









































Анализ акустико –

артикуляционного образа звука.


Характеристика звука «Ц».


Соотнесение звука «Ц» с буквой.



Физпауза.





Автоматизация звука «Ц» в слогах.





Упражнение по развитию фонематического слуха и восприятия.




Автоматизация звука «Ц» в словах.







Автоматизация звука «Ц» в предложениях.









Автоматизация звука «Ц» в тексте.



Подведение итогов.





-Ребята, давайте вспомним наше правило:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, четко говорим,

Никогда мы не спешим.


Текст: Вот и выпал снег. На лугах завяли последние цветы. Только в теплых теплицах умелые цветоводы выращивают цветы. В природе цветы быстро отцветают, а в цветнике долго будут цвести и радовать глаз своим цветением. Один цветочек отцветает, а другой ярким цветом зацветает.

-Какой звук чаще других слышится в тексте?

- Положите перед собой столько фишек, сколько слов со звуком «Ц» вы услышите.


-Сегодня на занятии мы поговорим о цветах, но при этом будем постоянно следить за правильным произношением звука «Ц».


1). Расслабление для пальчиков.


Вырос высокий цветок на поляне,

Утром волшебным раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землёй корешки.


2) Подготовка к артикуляционной гимнастике.

-Последим за посадкой.

-Представим себе, что мы находимся в массажном кабинете. Перед нами крем, изготовленный из цветков. Нежно наносим крем на лицо:


  • от середины лба к вискам

  • от внутренней стороны глаза вокруг век

  • постукивание крыльев носа, затем подключаем звук

  • от крыльев носа к ушной раковине

  • от середины подбородка к

ушным раковинам

  • массаж круговой мышцы рта.


  1. Мимические упражнения.

-После массажа любуемся собой .

  • удивились

  • нахмурились

  • возмутились

  • обрадовались

  • улыбнулись


  1. Упражнения для нижней челюсти.

-Вправо, влево, сделать круговые движения, удержать под счёт.


5)Массаж твёрдого нёба.

6)Активизация мышц мягкого нёба.

  • Из некоторых цветов можно готовить целебные растворы, вот приготовили раствор из каланхое, давайте полечим горлышко. Через соломинку наберём раствора, прополоскали горлышко, проглотили.

7)Упражнения на выработку диафрагмального дыхания.

Стоя

Выдох - пфф

Пауза

Возврат дыхания

Выдох -пфф

Пауза

Возврат дыхания .


Упражнение для губ: у-у-у, какая туча (трубочка), улыбка (раскрывается цветок).

Для языка: * массаж губами

  • массаж зубами

  • удержание языка на нижней губе

  • удержание языка за нижними зубами

  • кончик языка упереть в нижние зубы, выгорбить переднюю часть спинки, подключить ротовой выдох


- Какой звук «Ц» согласный или гласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий?

- Почему звук «Ц» согласный?

- Почему звук «Ц» глухой?

- Почему звук «Ц» твердый?


- Какой буквой обозначается звук «Ц» на письме?

Найдите среди других букв букву «Ц».


Текст: Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

А тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок.


- Соберите цветок из лепестков, четко проговаривая слоги.

- Прочитай слоги в следующей последовательности: ац-оц-уц-ыц-иц-ец, аца-оцо-уцу-ыцы-ици-еце, ца-цо-цу-цы-це.



- Произнесите слово «цветок», четко проговаривая все звуки.

- Сколько слогов в слове «цветок», почему?

- Сколько звуков в слове «цветок», назовите их по порядку.

- Определите место звука «Ц» в слове «цветок».


- Давайте вернемся к нашей картинке и вспомним слова со звуком «Ц», которые вы нашли в начале нашего занятия.

- Назовите слова, отвечающие на вопрос - «кто?»,

- «что?»,

- «что делать?»,

- «какой?».



Детям предлагается деформированное предложение: цветет, в, цветок, цветнике.

- Сколько слов в предложении?

- Назовите слова в предложении по порядку.

- Составьте графическую запись этого предложения.

- Прочитайте предложение по графической записи.

- Запишите предложение в тетрадь с проговариванием.


Работа с деформированным текстом:

Цветы радуют нас своим цветением. Цветовод посадил цветы в теплицу. В цветнике цветут цветы зимой и летом.


- Вспомните, над каким звуком мы работали на занятии?

- Закончите предложение, вставляя слово «цветок» в нужной форме:

В цветнике расцвел …...

В мире лучше нет …….

Очень рады мы …….

Мы несем домой …….

Мы любуемся …….

И поем мы о ……..


- Ребята, большое спасибо вам за занятие. Вы сегодня все хорошо работали.


Дети произносят стихотворение все вместе.





Текст читается два раза.


На доску вывешивается картинка: «В теплице».











Изображают руками бутон цветка:

Руки поднимаются вверх, пальчики закрыты, (изображают бутон цветка)

медленно открывают пальчики, руки перевернули, соединили тыльной стороной,

пальчики внизу

изображают корешки.











Дети смотрят в зеркало и выполняют движения.










Дети смотрят в зеркало.








Логопед оречевляет деятельность, показывает на себе.







Расслабили мышцы

живота.

Левая рука на груди.

Правая - на животе в области диафрагмы.


















Используется акустико-артикуляционный образ звука «Ц» из книги З.А.Репиной «Поле речевых чудес».


Дети отвечают на вопросы, пользуясь карточкой.




Детям раздаются конверты с различными буквами.


Дети выполняют соответствующие движения под счет.



Каждый ребенок работает индивидуально со своим цветком.












При выполнении задания используется оральный, акустический и тактильно-вибрационный контроль.




Предложение написано на карточках.


Дети составляют предложения с опорой на графические карточки. Располагают предложения так, чтобы получился рассказ. Каждый зачитывает то, что у него получилось.




На доску вывешивается текст, вместо пропущенного слова «цветок» нарисован цветок.



4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Звук [ц]. Автоматизация.

Автор: Бурдина Вера Григорьевна

Дата: 22.10.2015

Номер свидетельства: 242834

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока на тему: "Автоматизация звука  Л в слогах, словах, предложении. "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-na-tiemu-avtomatizatsiia-zvuka-l-v-sloghakh-slovakh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "219832"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434382805"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Цирк! Цирк! Цирк! (автоматизация звука "Р" в словах)"
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsii-power-point-tsirk-tsirk-tsirk-avtomatizatsiia-zvuka-r-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "250797"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447145767"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука ш в словах. "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-individual-noi-nieposriedstvienno-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-po-avtomatizatsii-zvuka-sh-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "146129"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419087801"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Игровые приемы при автоматизации звуков на примере звука С ( в помощь логопеду)"
    ["seo_title"] => string(80) "ighrovyie_priiemy_pri_avtomatizatsii_zvukov_na_primierie_zvuka_s_v_pomoshch_logh"
    ["file_id"] => string(6) "362772"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480169503"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Логопедический тренажёр "Автоматизация звука Р и слогов Ры, Ра в конце слова""
    ["seo_title"] => string(75) "loghopiedichieskiitrienazhioravtomatizatsiiazvukarisloghovryravkontsieslova"
    ["file_id"] => string(6) "291579"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455132381"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства