kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Звук и буква "Л"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направление логопедической работы:  подготовка к обучению грамоте.

Этап обучения:      закрепление нормированного произношения звука Л в слогах,  словах, предложениях. Знакомство с буквой Л ( II период )

Форма занятия:     фронтальное занятие на тему: «Звук и буква Л»

Характеристика состава группы. Логопедическое заключение: занятие с детьми 6-7 лет подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи, 3-уровень. Дизартрия ст. форма.

 Фронтальная форма занятий – это наиболее эффективная форма занятия, т.к.            дети не просто знакомятся с новым материалом, но и получают навык работы в коллективе, учатся слушать объяснения педагога, исправлять и дополнять ответы других детей, вместе искать ответы на трудные вопросы. Сформированность таких умений необходима для успешного обучения в школе. Данное занятие имеет место в системе комплексного и систематического обучения детей с ОНР, носит комбинированный характер, который выражается не только в углублении и систематизации знаний, обогащении словаря, подготовке к обучению грамоте, но и коррекции грамматического строя речи, в совершенствании двигательных навыков, активизации высших психических функций.

 Конспект занятия на тему: «Звук и буква Л», составлен исходя из структуры

 дефекта, его степени, перспективы коррекции.   С учетом уровня речевого развития и характерных этому уровню особенностей фонетико-фонематической стороны речи, определена цель занятия:

      Цель занятия: 

      Развитие фонетико-фонематической системы речи, формирование начальных

       навыков чтения.

     Исходя из цели, определены задачи:

 Коррекционно-образовательные:

·        уточнить фонематическое представление детей о звуке Л ;

·        продолжать учить анализировать слова, используя визуальные опоры

     (схемы, символы);

·        учить звукобуквенному анализу и синтезу слогов и слов;

·        закрепить умение работать со схемой предложения;

·        упражнять в произношении звукокомплексов, слоговых цепочек, слов со стечением согласных;

·        познакомить с буквой Л, учить ее печатать.

·      

·      

·   

·       

·     

·       

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Звук и буква "Л"»

Тема занятия: «Звук и буква Л»


Цель занятия: развитие фонетико-фонематической системы речи,

формирование начальных навыков чтения и письма.

Задачи занятия:


Коррекционно-образовательные:


  • уточнить фонематическое представление детей о звуке Л ;

  • продолжать учить анализировать слова, используя визуальные опоры

(схемы, символы);

  • учить звукобуквенному анализу и синтезу слогов и слов;

  • закрепить умение работать со схемой предложения;

  • упражнять в произношении звукокомплексов, слоговых цепочек, слов со

стечением согласных;

  • познакомить с буквой Л, учить ее печатать.


коррекционно-развивающие:


  • развитие эмоций, мимики детей;

  • повышение физической и умственной работоспособности детей,

  • стимулирование активных точек в речевой зоне головного мозга;

  • развитие тактильно-кинестетического восприятия;

  • развитие общей, сенсорной, речедвигательной моторики;

  • развитие графических навыков;

  • развитие фонематического восприятия;

  • развитие внимания, памяти, мышления.


коррекционно-воспитательные:


  • формирование позитивного отношения к окружающему;

  • воспитание чувства сопереживания, желания прийти на помощь;

  • способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки;

  • воспитание инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества;

  • воспитание доброжелательности, отзывчивости.


Оборудование : дидактическое пособие «солнышко», разноцветные прищепки, многофункциональное пособие «Чудо-домик», фишки, схемы, предметные картинки, металлические колечки для массажа биологически ных точек на пальцах рук, поделки из бумаги «лодочки», ростовая кукла, одноразовые тарелочки с песком, карточки для чтения, тетради по обучению грамоте С.П.Цукановой, Л.Л. Бенц, карандаши, сюрпризный момент (наклейки), пиктограммы.

Ход занятия


1. Организационный момент.


- Ребята, проходите. Посмотрите, сколько пришло к нам гостей.

Поприветствуйте наших гостей. Молодцы!


2. Психогимнастика . Упражнения на расслабление (релаксацию)


- «Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро я людям дарю,

И улыбаются добрые люди,

Видно, слова они добрые любят!»


- Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, радость,

а выдохните через ротик все обиды, огорчения, злобу. Молодцы, проходите на

свои места.

3. Введение в тему:


- Вот и наступила весна. Послушайте загадку, догадайтесь, что это?

«Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,

улыбаешься в оконце и зовут тебя все … (солнце)»


- Давайте сделаем необыкновенное солнышко:

Перед вами «лучики» разного цвета, значит они какие? (Разноцветные)

Выберите лучики, на которых написаны буквы. (Дети выбирают «лучики» с буквами)

Составьте слово из этих букв и прикрепите «лучики» по кругу.

Дополните солнышко другими «лучиками», (Дети выполняют задание)


- Какое замечательное солнышко у вас получилось! Вам понравилось?


4. Сообщение темы:

- К нам заглянули солнечные лучики и стало светло, тепло, весело.

Какой звук чаще всего встречается в этом предложении? (Звук Л) - Сегодня мы будем говорить о звуке Л и узнаем букву Л


. 5. Характеристика звука по акустическим признакам.

Дидактическая игра: «Чудо-домик»

Я приглашаю вас в наш «Чудо-домик»

Найдите место звука Л в домике. Какой это звук?

( Вызываю ребенка, и он работает с многофункциональным

пособием «Чудо-домик»)


- А вы, ребята, определите место звука Л у себя на схеме.

- Посмотрите, кто согласен с … (имя ребенка)?

- Кто думает иначе?


- Почему вы положили фишку напротив синего квадратика?

- Почему это согласный звук? Докажите.

- Почему выбрали синий квадратик с колокольчиком?

- Как можно проверить? (Дети отвечают, дополняя друг друга)

- Сделайте вывод. Какой звук Л? (Звук Л - согласный, твердый, звонкий)


6. Произношение звука Л в слогах, слоговых сочетаниях.

Использование Су-Джок терапии.


- Я приглашаю вас в путешествие. Оно будет нелегким,

вы готовы к трудностям? Тогда в путь!


- Наденьте колечко на большой пальчик и давайте произнесем заклинание:

ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЫ

ПЛА – ПЛО - ПЛУ - ПЛЫ

(дети называют слоги и перемещают колечко)


7. Развитие фонематического восприятия.

Дидактическая игра: «Составь слово»

- Добавьте к слогу ПЛА слог ТОК

Какое слово получилось? (Платок)

- Добавьте слог ЛО тремя звуками: Д, К, А

Что получилось? (Лодка)


8. Работа над просодической стороной речи.


А это лодочки, которые вы сделали на занятии в группе. (Раздаю лодочки)

Соедините пальчики в «замочек»- получилось

маленькое озеро. Спустить лодки на воду!

- Подул ветерок и наши лодочки поплыли. (Дети дуют на лодочки)

Струя воздуха плавная, длительная

9. Произношение звука Л в словах. Появление сказочного героя.

- Наши лодочки причали к берегу.

Но что это? Вы слышите, кто-то плачет.

«Девочка заболела, не пила она… не ела.

Целый день она… молчала, книжек новых…не читала.

Кажется, она забыла, как звук Л произносила.».


- Как вы думаете, как зовут эту девочку, если в ее имени есть звук Л ?

(Элла, Алла, Клава, Мила, Лола).


Проблемная ситуация.


- Ребята, помните, я говорила вам, что наше путешествие будет нелегким?

Решайте сами, поможем девочке вспомнить звук Л ?

Молодцы, я горжусь вами!

Тогда продолжаем наше путешествие.

В этом конверте задания, если вы выполните их, девочка вспомнит звук Л.


10. Развитие фонематических представлений. Усвоение глаголов прошедшего времени.


- Вот первое задание:


- Расскажите, что вы делали сегодня утром?


- Сначала мальчики: (Я встал, умылся, оделся, пошел в садик)

- А теперь девочки: (Я встала, умылась, оделась, пошла в садик)


11. Определение места звука Л в слове. Работа в тетради.


- А это второе задание:


- Откройте тетради на странице 7. Назовите предметы, которые вы видите.

Определите место звука Л в этих словах.

Закрасьте нужный квадратик.

(проверяю задание)

- Положите карандаши и закройте тетради.


12. Динамическая пауза. «Лодочка».

- Лодочки плывут дальше.

Встаньте. Большие пальцы прижаты к ладоням.

«Лодочка плывет, к берегу не пристает. (Руки сложены «лодочкой»)


Ветерок ее несет вверх по волнам, («лодочка» вверх),

Вниз по волнам. («лодочка» вниз)

К берегу пристала лодка, (руки опущены),

Мы на берег прыгнем ловко». (делают прыжок)

13. Развитие функции языкового анализа и синтеза.

- Третье задание:


- У меня три коробочки. В первой коробочке – «трудные слова»,

во второй – «средние слова»,, а в третьей коробочке –«простые слова». - Вам нужно подобрать слова к схеме. Выберите задание, которое сможете

выпонить. (дети берут из коробочек схемы слов)

- Если задание вызвало у вас затруднение, можно подойти к столу и выбрать нужную картинку. ( На столе разложены предметные картинки, соответствующие схемам слов)


14. Составление предложений. Произношение звука Л в предложении.

Четвертое задание:

- Придумайте вместе предложение с вашими словами.

Дети придумывают предложение и решают, кто будет отвечать )


Кукла Клава: - Вспомнила! Вспомнила! Спасибо, ребята, теперь я знаю так много слов со звуком Л.

15. Знакомство с буквой Л.


- Садись, Клава, сейчас ты узнаешь и букву Л.


Кукла Клава: - Ребята, а зачем нужно знать букв. (Ответы детей)

- А зачем нужно уметь читать? (Ответы детей)


- «Буква Л плывет на лодке,

Заплывает в каждый порт.

Мы с ней вместе поплывем

И заселим ее в дом».

(Дети помещают букву Л в наборное полотно)


- На что похожа буква Л? (Ответы детей)

- Из каких элементов она состоит? (Из двух палочек)

- Посмотрите, как пишется буква Л: из середины клеточки сверху вниз в левый угол проводим линию, а затем из верхней точки проводим в правый угол вторую линию.

Вот и получилась буква Л.

- Обведите в воздухе букву Л правым пальчиком. (Дети обводят букву Л)


16. Развитие тактильно-кинестетического восприятия.

- Напечатайте букву Л пальчиком в тарелочке с песком . Молодцы!


17. Чтение слогов с буквой Л.

«Лодка по реке плыла, букву Л она везла,

Подплыла к причалу А, прочитаем, дети … (ЛА).

Подплыла к причалу О, прочитаем вместе … (ЛО).

Подплыла к причалу Ы, прочитаем тихо … (ЛЫ).

Подплыла к причалу У, прочитаем дружно … (ЛУ).


18. Чтение слов со звуком Л.


- Прочитайте слова по цепочке:

ЛАПА ПОЛЫ МОЛОКО ГОЛОВА

ЛУЖА ЛУПА ЛАДОНИ СОЛОМА


19. Итог занятия:

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Ребята, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

- А какое задание было для вас самым сложным?

- А теперь, как всегда, оцените свою работу. Выберите нужную фишку. (Дети выбирают фишки на магнитной доске и располагают их в ряд)


- Кукла Клава: - Ребята, какие вы молодцы! А это мои подарки –

приклейте наклейки на свои тетради.

Спасибо вам, мне очень понравилось у вас.

До свидания, до новых встреч!



























Направление логопедической работы: подготовка к обучению грамоте.

Этап обучения: закрепление нормированного произношения звука Л в слогах, словах, предложениях. Знакомство с буквой Л ( II период )

Форма занятия: фронтальное занятие на тему: «Звук и буква Л»

Характеристика состава группы. Логопедическое заключение: занятие с детьми 6-7 лет подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи, 3-уровень. Дизартрия ст. форма.

Фронтальная форма занятий – это наиболее эффективная форма занятия, т.к. дети не просто знакомятся с новым материалом, но и получают навык работы в коллективе, учатся слушать объяснения педагога, исправлять и дополнять ответы других детей, вместе искать ответы на трудные вопросы. Сформированность таких умений необходима для успешного обучения в школе. Данное занятие имеет место в системе комплексного и систематического обучения детей с ОНР, носит комбинированный характер, который выражается не только в углублении и систематизации знаний, обогащении словаря, подготовке к обучению грамоте, но и коррекции грамматического строя речи, в совершенствании двигательных навыков, активизации высших психических функций.

Конспект занятия на тему: «Звук и буква Л», составлен исходя из структуры

дефекта, его степени, перспективы коррекции. С учетом уровня речевого развития и характерных этому уровню особенностей фонетико-фонематической стороны речи, определена цель занятия:


Цель занятия:

Развитие фонетико-фонематической системы речи, формирование начальных

навыков чтения.


Исходя из цели, определены задачи:


Коррекционно-образовательные:


  • уточнить фонематическое представление детей о звуке Л ;

  • продолжать учить анализировать слова, используя визуальные опоры

(схемы, символы);

  • учить звукобуквенному анализу и синтезу слогов и слов;

  • закрепить умение работать со схемой предложения;

  • упражнять в произношении звукокомплексов, слоговых цепочек, слов со стечением согласных;

  • познакомить с буквой Л, учить ее печатать.





Коррекционно-развивающие:


  • развитие эмоций, мимики:

  • повышение физической и умственной работоспособности детей, стимулиро-

вание активных точек в речевой зоне головного мозга;

  • развитие тактильно-кинестетического восприятия;

  • развитие общей, сенсомоторной, речедвигательной моторики;

  • развитие графических навыков;

  • развитие фонематического восприятия;

  • развитие внимания, памяти, мышления.


Коррекционно-воспитательные:


  • формирование позитивного отношения к окружающему;

  • воспитание чувства сопереживания, желания прийти на помощь;

  • способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки;

  • воспитание инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества;

  • воспитание доброжелательности, отзывчивости.


Методические приемы:

  • игровая мотивация;

  • показ;

  • игра;

  • вопросы;

  • дифференцированный и индивидуальный подход;















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Звук и буква "Л"

Автор: Левина Наталья Ивановна

Дата: 20.03.2016

Номер свидетельства: 307826

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока на тему: "Буква ё. Звуки буквы ё. Написание слогов и слов с буквой ё"."
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-na-tiemu-bukva-io-zvuki-bukvy-io-napisaniie-sloghov-i-slov-s-bukvoi-io"
    ["file_id"] => string(6) "252187"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447341743"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "ЗВУКИ [Ч’], [Щ'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ.  БУКВЫ Чч, Щщ. Время: часы. "
    ["seo_title"] => string(79) "zvuki-ch-shch-vsiegda-miagkiie-glukhiie-zvuki-bukvy-chch-shchshch-vriemia-chasy"
    ["file_id"] => string(6) "209570"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431236801"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока на тему "Обозначение парных согласных звуков буквами на конце слова" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-na-tiemu-oboznachieniie-parnykh-soghlasnykh-zvukov-bukvami-na-kontsie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "183407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425852182"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Тесты . Русская  грамота. Тема. « Звуки.  Буквы.» "
    ["seo_title"] => string(42) "tiesty-russkaia-ghramota-tiema-zvuki-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "168819"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1423306334"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Звук, буква, слог"
    ["seo_title"] => string(16) "zvuk-bukva-slogh"
    ["file_id"] => string(6) "290197"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454931451"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства