ГБОУ «Школа № 760 имени А.П.Маресьева» г. Москвы
Конспект
логопедического занятия
для детей старшей группы
по теме «Насекомые»
Подготовила и провела
учитель – логопед
Савельева Н.В.
Москва 2015 год
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
1.Уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках.
2.Актуализация словаря по теме.
3. Образование притяжательных прилагательных.
4.Развитие мелкой моторики пальцев рук, скоординированности
движений со словом, чувства ритма.
5.Формирование навыков ориентирования в пространстве и выкладывания фигур по образцу.
Коррекционно-развивающие:
Развитие логического мышления, внимания и памяти.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание внимательного отношения к слову, внимания и интереса, а также
бережного отношения к окружающей среде (насекомым).
Оборудование:
1.Сюжетная картина « На лугу», предметные картинки с изображением насекомых, доска, иллюстрация улья, сот, игрушка божья коровка, мяч
2. Раздаточный материал: 4 насекомых для отгадывания загадок
иллюстрация сот
палочки и круг для составления стрекозы
I. Организация деятельности детей.
II. 1. Ребята, хотите узнать о ком мы будем говорить на занятии?
Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Они помогут
отгадать загадки. Слушайте загадку и поднимайте картинку.
2. Отгадывание и толкование загадок. При назывании отгадки –
вывешивается большая иллюстрация на доску.
Народ рабочий весь день хлопочет
Из лесного сора строит себе город (муравьи)
Огромные очи, летит – стрекочет (стрекоза)
Ночь настанет, тогда перестанет (муха)
Похлопочет над цветком, он поделится медком (пчела)
3. Как можно назвать одним словом пчелу, муравья, стрекозу, муху?
4. Сегодня на занятии мы будем говорить о насекомых.
5. Кто знает, почему они так называются?
- Слово «насекомые» произошло от слова «насечки». Насечки –
поперечные полосы на теле насекомых.
6. А всех ли насекомых мы назвали? Дети рассматривают картинку
«На лугу» и называют насекомых, которых узнали:
- Я узнал …
7. «Угадай, кто это» - игра с мячом
* Порхает (кто?) – бабочка
* Жужжит – жук
* Звенит – комар
* Собирает мед – пчела
* Жалит – оса
* Ползает – гусеница
* Прыгает – кузнечик
* Плетет паутину – паук
* Трудится – муравей
* Стрекочет - стрекоза
8. Рассмотрите насекомых (на больших иллюстрациях) и скажите: Чем
они похожи.
- У всех есть насечки, голова, грудка, брюшко, 6 лапок, крылышки.
У некоторых жало, усики.
Дети показывают части тела насекомых на картинках, которые
лежат на столах.
9. Вывод о строении тела насекомых.
10. Появляется божья коровка (игрушка). « Рассказывает» о том, что она
очень полезное насекомое, так как уничтожает тлю. Тля - насекомое,
которое питается соком растений и наносит им большой вред.
10. Затем божья коровка спрашивает:
- А каких еще полезных насекомых вы знаете?
- Пчела, собирая нектар, опыляет растения, а затем вырабатывает мед.
11.- Где живут пчелки?
- Куда они складывают нектар? (в соты)
12. А когда пчелки собираются и летят все вместе, получается пчелиный
рой (картинка)
Сейчас ваши пальчики превратятся в маленьких пчелок и все вместе
станут пчелиным роем.
Покажите указательный и средний пальчики. Ими мы будем
«ходить» по сотам (на ударные слоги):
Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны.
Чтобы не снились холодные сны?
Молодцы, ребята, ваши пальчики были похожи на веселых пчел.
13.А какое полезное насекомое любит летать возле рек и прудов?
Чем она полезна?
14. Составление фигурки стрекозы из палочек (предваряется
объяснением и зарисовкой на доске)
15. Вспомнить и назвать вредных насекомых, и какой вред они наносят
(муха, комар, таракан – на лапках переносят микробы и опасные
болезни; гусеница, тля – питаются листьями и соком растений)
16. Образование притяжательных прилагательных.
Дидактическая игра «Чье брюшко, чьи лапки?»
Насекомые хотят поиграть с вами в прятки. Чтоб вы угадали, кто где
прячется
- За листком – комар, так как видны комариные лапки.
(пчелиный, стрекозий, шмелиный, муравьиный)
III. 1.О ком мы с вами сегодня говорили?
Что вам понравилось?
2. Подведение итогов.