Просмотр содержимого документа
«Занятие в старшей логопедической группе "Понятие звук"»
Понятие «ЗВУК»
Цели:
1. Развитие слухового восприятия
2. Привлечь внимание к различному звучанию предметов.
3. Развивать слуховое внимание и память.
4. Познакомить с понятием «звук», показать на практических примерах, что все предметы могут звучать по-разному.
5. Развивать физиологическое и речевое дыхание (вдох носом, не поднимая плеч, выдох ртом, не надувая щек), умение воспроизводить предложенный ритм, внимание, память.
Оборудование: вата, листочки из бумаги, барабан, бубен, колокольчик, погремушка, барабан, ложки, стакан, вода, и т.п., аудиозаписи, ширма.
Ход занятия
Организационный момент.
- Как называется этот кабинет? (Логопедический кабинет.)
- Для чего он нужен?
- Кто в нем работает?
- Что делает логопед?
Построение в ряд (шеренгу) и определение его начала, середины и конца.
Игра «Ветерок».
- Спокойно вдохните воздух через нос (плечи не поднимайте) и выдыхайте через рот, сделав губы трубочкой (5—7 раз).
Возьмите маленький комочек ваты на или листок, положите его на ладошку. Вдохните, не поднимая плеч, подуйте через рот, сделав губы трубочкой, на ватку. Сдуйте ее с ладони как можно дальше (5—7 раз).
Упражнение «Слушай внимательно»
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в удивительную страну звуков. Звуки бывают разными. Закройте глаза, и послушайте записи разных звуков (собака лает, ветер шумит, льется вода, шуршит бумага, воет волк, идет дождь и т.д.).
- Что вы слушали? (звуки)
- Какие звуки вы услышали? (Ответы детей.)
- Что нам помогает слышать разные звуки? (уши)
Игра «Угадай, что звучит?».
Дети рассматривают барабан, бубен, колокольчик,погремушка, барабан, ложки, стакан, переливают воду, слушают, как они звучат. Затем логопед убирает все предметы за ширму и предлагает детям послушать, что звучит.
- Теперь закройте уши. Вы что-нибудь слышали? Что нам помогает слышать?
- Что мы слышим с помощью уха? (звуки).
- Что сейчас звучит?
Прослушивание разных неречевых звуков, называние предметов, которые издают их (шуршание газеты, переливание воды из стакана в стакан, стук мяча, стук ложкой по стакану, звучание погремушки, топот ног, хлопки в ладоши) – за ширмой.
Физкультминутка
Наши руки хлоп-хлоп-хлоп (хлопки)
Наши руки стук-стук-стук (кулаком)
Наши руки шлеп-шлеп-шлеп (ладонью)
Наши ноги топ-топ-топ.
Чтение логопедом стихотворения Э. Нийт «Разные звуки»:
- Молодцы, вы все слушали внимательно, и все запомнили.
Игра «Минутка тишины».
- Звуки можно услышать повсюду, надо только очень внимательно прислушаться. А что вы можете услышать в тишине? Закройте глаза, сидите тихо, послушайте тишину (30—50 сек.). Откройте глаза. Что вы услышали? (Дети называют то, что услышали.)