Цель: показать родителям воспитанников игровые методы и приемы для коррекции и развития речи.
Задачи:
- Закреплять понятия «гласный звук», «согласный», упражнять в их различении.
- Упражнять в подборе слов на заданный звук, определении позиции звука в слове,
в осуществлении звукового анализа слов.
- Упражнять в подборе слов – действий и слов – признаков к словам – предметам.
- Активизация артикуляционной моторики в игровом сюжете.
- Развивать голосовые характеристики.
- Развивать мелкую моторику через массажные упражнения.
- Развивать неречевые психические процессы.
- Упражнять в вежливом обращении к взрослым.
Оборудование:
Символы гласных и согласных звуков. Собака (игрушка), шкатулка с картинками, в названии которых слышится звук «м». «Корона» королевы, изображение сказочных саней, пеналы с синими и красными фишками и демонстрационные фишки для звукового анализа слова. Карандаши с гранями, пуговицы на ножке. Игрушка «Гоша» (для артикуляционной гимнастики). Маски домашних животных, новогодний «чудесный» мешочек, в котором разрезные картинки, палочки и образцы фигурок из них, игра «Танграм», «Сложи квадрат».
Ход.
1. Организационный момент.
Рады мы всегда гостям,
Покажем, что умеем, Вам!
Игра с карандашами в кругу. (Проводится вместе с родителями).
Жили – были на планете,
Удивительные дети.
Маму слушались детишки –
Каждый день читали книжки.
Они гуляли рядом с домом,
На каждом пальчике прокручивать карандаш.
Не брали конфеток у незнакомых.
Движение ладоней вперед – назад, карандаш зажат между ладонями.
Вежливы были, очень старались,
Вещи в квартире у них не бросались.
Катать карандаш по тыльной стороне рук.
И вот однажды, в выходной,
Большие пальцы под карандашом, остальные пальцы на карандаше. (Карандаш держится горизонтально). Катать карандаш между пальцев вперед.
Решили сделать праздник свой…
Большие пальцы под карандашами, остальные – на карандаше. ( Карандаш держать горизонтально). Пальчики «наверху» «играют на пианино».
Праздник случится на нашем волшебном занятии.
2.Установка на занятие.
- А хотите вы узнать,
Что будем делать, как играть?
Слова нужные найдите,
Меня вежливо спросите!
(Дети вежливо обращаются к логопеду).
Вы так вежливы, друзья,
Чуть – чуть открою тайну я:
Я приглашаю в мир чудес…
Закрыли глазки – взгляд исчез.
1,2,3,4,5 – можно глазки открывать!
(Пока дети закрывают глаза, логопед надевает корону).
3. Игры с гласными звуками.
Пока корону надевала,
Я снежной королевой стала!
Летим на сказочных санях,
Тобик громко лает «ав»!
Чтобы с нами не скучать,
Его мы будем развлекать!
А. Поем: а, у, и, о, ы, э. (по символам). Как называются? Почему гласные?
Б. Дети головой подумали,
Слово на гласный звук придумали…
В. Гости тоже звуки знают,
И они нам помогают…
(Родители включаются в игру).
4. Работа над глагольным словарем. Определение позиции согласного звука в слове.
Шкатулка волшебная стоит,
Песик не дает, рычит!
Что еще он умеет делать? (Дети и родители называют слова – действия)
Довольный Тобик не кусается,
И шкатулка открывается!
(В шкатулке картинки со звуком «м». Дети и родители определяют позицию звука «м» ). - Какие еще мы прошли согласные звуки? Почему они так называются?
5. Подбор эпитетов. Работа с масками.
На санках дальше мы летим,
Во все стороны глядим,
Лес остался позади,
Видна деревня впереди.
Превращаю я ребят,
В домашних зверят!
(Выбирается ведущий. На него надевается маска так, чтобы он не видел мордочку животного. Дети отвечают на вопрос «Какой?», подбирая слова – признаки, соответствующие животному. Ведущий в маске угадывает по названным словам в кого его «превратили. После участие в игре принимают и родители).
6. Гимнастика для языка.
В деревне Гоша тоже был,
Слова от холода забыл,
Давайте с языком сыграем,
Что хочет нам сказать – узнаем!
(Проводится гимнастика для языка с «Гошей». Движения – на усмотрение учителя – логопеда. «Гоша» - игрушка человечка с подвижным язычком. Он может «изображать» артикуляционные упражнения).
7. Массаж рук пуговками.
Гоша с нами улетает,
Много сказок Гоша знает.
Про одну расскажем,
С пуговкой покажем.
Веселый визг и хрюканье
Захватить пуговку за «ножку» и двигать «шляпку» пуговки по подушечкам пальцев (кроме большого пальца), влево – вправо.
Слышно на полянке.
Круговые массажные движения по подушечке каждого пальца и в центре ладони.
Два братца непоседливых
Резвятся спозаранку.
На две строчки – «рисование» завитушек по кругу ладони.
Забыли мудрость верную –
Движение влево - вправо «шляпкой» пуговки по ладонной поверхности.
Расплата ждет сейчас.
Постучать «шляпкой» пуговки по ладонной поверхности в произвольном порядке.
Известно: Делу – время,
А потехе час!
На две строчки: «Ощупывать» «шляпку» пуговки по очереди: большим и указательным пальцами, большим и средними пальцами, большим и безымянным пальцами, большим пальцем и мизинцем. На последнее слово – потрясти пуговку между ладонями рук.
Родители включены в работу, после угадывают сказку.
8. Звуковой анализ слова БОМ.
В полночь бьют часы «бом – бом!»
Новый год приходит в дом!
Мы «напишем» слово БОМ
И дорогу в сад найдем.
(Учитель – логопед у стенда разбирает слово демонстрационными фишками).
9. Игры с раздаточным материалом.
К концу наш праздник подошел,
Каждый в нем интерес свой нашел.
И в мешочке новогоднем
Сюрприз последний на сегодня!
Каждый вытаскивает свой пакетик и собирает картинку из палочек, геометрических фигур, разрезные картинки разного формата. Родители подходят и помогают, если это нужно ребенку.
10. Итог.
В вежливый круг становись –
Друг другу скорей улыбнись!
Логопед, дети и родители благодарят друг друга за занятие.