Урок развития речи в 1 классе коррекционной школы VIII вида
Ход урока
Организационный момент
Л. Ребята , вы знаете, что в мире много разного разных стран. Некоторые из них находятся близко от нас, некоторые далеко. И называются страны по-разному.
Мне в школу пришло письмо
Прочитайте его: «Дорогие ребята, приглашаем вас в страну Рычандию.
Жители Рынчандии.
Ребята, раз эта страна Рычандия, то мы все должны уметь правильно произносить какой звук?
Давайте прорычим.
Придумайте слова, где есть звук «Р» ( рак, река, ракета, гора, раба, рыбак, ворона, баран)
Основная часть:
Л. Сейчас мы с вами выполним упражнения на развитие движений.
Раз, два – выше голова(учащиеся поднимают голову вверх)
Три, четыре плечи шире(кладут руки на плечи)
Пять , шесть – тихо сесть.(приседаем на корточки )
Артикуляционные упражнения:
«Улыбочка»
«Болтушка»
«Дятел»
«Грибок»
«Чашечка»
А сейчас мы выполним упражнения на развитие мимики.
Мы умеем улыбаться,- улыбаются
Мы умеем огорчатся, - хмуримся
Мы умеем удивляться,- делаем удивительное лицо
Мы умеем улыбаться,- улыбаются
Л. Ребята, как рычит тигр?
Как мурлычет кошка?
Как каркает ворона ?
Утончение артикуляции «Р»
Где находится язычок при произношении звука «Р»
Это гласный или согласный?
Звонкий или глухой?
И так, звук «Р»- согласный, звонкий .
Как вы думаете, звук «Р» радостный или грустный?
Л. В стране Рычандии жил был звук Р. Однажды ему стало скучно и он решил отправится в путешествие . На пути звуку Р встретились горы. Чтобы перейти через них нужно повторить слоги красиво.
Ра, Ро, Ру, Ры.
У нас с вами получилась заклинание: «Ры-ру-ра расступись гора!»
Повторите.
Горы расступились, пойдемте вперед.
Игра «Собери букеты в вазы»
На поляне много цветов, В одну вазу поставьте цветы, в названии оттенков которых есть звук Р (красный, оранжевый, коричневый)
А в другой вазе будут стоять цветы других оттенков (зеленый, желтый, фиолетовый), там встречается звук Л.
Игра «Определи место звука в слове»
Вы должны назвать слово и определить где находится звук Р:
Когда услышите слово со звуком «Р» хлопните в ладоши.
Карта, Вода, Карман, Медведь, Сахарница, Холодильник, Картошка, Дом, Конфета, Шарф.
Звуку «Р» понравилось, как вы работали. Ребята, посмотрите, кто сидит на дереве. Эту ворону зовут Каркуша. Ворона Каркуша предлагает вам повторить чистоговорки:
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ра-ра-ра- на дворе стоит гора.
Ры-ры-ры – покатаемся с горы.
Ра-ра-ра –продолжается игра.
Л. Ворона Каркуша спрашивает: «Знаете ли вы хорошие слова»?
Мы с Каркушей будем произносить слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы будете произносить противоположные по смыслу – хорошие слова.
Зло-
Лень-
Трусость –
Грусть –
Учащиеся называют слова антонимы(добро, храбрость, трудолюбие, радость)
Вот и закончилось наше путешествие в страну Рычандию.
Слова с какими звуками мы повторяли?
Как называется наше село, куда приезжаете учится?
Как называется наша Республика?
Как называется наша страна?
Со звука Р начинается название нашей страны.(Россия)
Звук Р есть в названии нашей Республики (Бурятия)
И в названии нашего села (Турунтаево)
Видите ко важный этот звук.
Никогда не «теряйте» его.
Посмотрите , это бука Р.
Ребята . вы должны вставить пропущенную букву и прочитать слово:
СЫ…..,ПА…….,САХА…,….ЫБА, БА…АН, КО…ЖИК,
Итог: Ребята, что вам понравилось на занятии?
Спасибо, вы мен порадовали своими ответами. И не только меня, но и ворону Каркушу. Она угощает вас фруктами. А как называют эти фрукты? (мандарины)