Тема урока: "Звук [а]. Буква а.
Цели : закрепить навык четкого произношения звука [а]; учить выделять звук [а] из ряда гласных; развивать слуховое внимание; образовывать множественное число имен существительных; познакомить с буквой а.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
2. Артикуляционная гимнастика.
1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ.
6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
7. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
8. Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
9. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
10. Футбол (Спрячь конфетку). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
11. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
3. Знакомство со звуком[а ]
Учитель показывает картинку с изображением мальчика.
- Это Алик. Затем он подчеркивает, что в слове Алик на первом месте звук [а ] (слайд 2 ).
Далее демонстрирует и анализирует еще одну картинку - с изображением девочки Ани (слайд 2 )
Слайд 3 . На слайде картинки, в которых первый звук [а]. (альбом, апельсин, автобус, астра).
Учитель объясняет: чтобы произнести звук [а ], рот должен быть широко открыт.
4. Характеристика звука.
5. Выделение звука [ а] на слух.
Учитель произносит гласные звуки:[ а] -[ у ]- [о -[ы ]-[ а] - [и] -[э - [у]... Услышав звук [а], дети хлопают в ладоши.
Учитель проводит игру " Отгадай звук" по беззвучной артикуляции.
6. Дидактическая игра "Один - много"
Учитель объясняет условия игры.
- Я буду говорить про один предмет, а вы про много.
Арбуз - арбузы; астра - астры, абрикос - абрикосы; альбом - альбомы (слайд 4 - 5 )
7. Физминутка.
Учитель предлагает игру под названием "Пожалуйста". Дети выполняют определенные действия, когда услышат, что учитель произнес слово пожалуйста.
8. Знакомство с буквой а.
Учитель демонстрирует букву а . (слайд 6 )
Дети находят букву в кассе.
Дети отвечают на вопрос, из скольких элементов состоит буква.
Выкладывают букву из палочек.
Прорисовывают букву в воздухе.
Печатают букву в тетрадях.
9. Подведение итогов.