Ученикам раздаются картинки, изображающие различные предметы, например кота, корову, сапоги. Логопед вперемешку называет слова и соответствующие им по структуре звукосочетания. Услышав слово (например, кот, пул, сапоги, бакуса и т. д.), ученики должны поднять соответствующую картинку и объяснить, почему на слово кот они подняли картинку, а на слово пул — не подняли. (Кот — это слово, а пул — это не слово, а набор звуков.) Слова, обозначающие предметы. 1Логопед указывает на предметы, находящиеся в кабинете, и задает вопрос: что это? Ученики должны ответить одним словом, например: стол, доска, стул и т. д. Вопросы ученикам: Кто спрашивал? (Вы.) Кто отвечал? (Мы.) Как я спрашивала? (Что это?) Логопед уточняет: ч т о это? — вопрос. Какой вопрос я задавала? (Что это?) Вопрос что это? ставим к словам, которые обозначают предметы. Слова, обозначающие живые и неживые предметы. 2Показ картинок на экране. Логопед спрашивает -Какой вопрос можно поставить к этим предметам? Почему? Вопросы ученикам: Какой вопрос вы задали сначала? (Что это?) Какой вопрос вы задали потом? (Кто это?) Почему к одним предметам мы ставим вопрос что?, а к другим —кто? (Потому что одни предметы неживые, а другие — живые.) К каким предметам ставили вопрос что? (К неживым.) К каким предметам ставили вопрос кто? (К живым.) К словам, обозначающим неживые предметы, ставим вопрос что? К словам, обозначающим живые предметы, ставим вопрос кто? Логопед ставит на доску вперемешку картинки, изображающие живые и неживые предметы, и предлагает ученикам разложить их на две группы: в одну — изображающие живые предметы, в другую — неживые, и поставить соответствующие вопросы. |