Урок развития речи в 4 классе специальной коррекционной школы 8 вида.
" Слва и крылатые вырожения"
задачи; коррекционно образовательные
коррекционно развивающие
корекционно-воспитательные
оганизационный момент
сообщение темы
физминутка
работа с карточками
5.рефлексия
Урок способствует развитию положительных эмоций и стабилизации эмоционально - психологического состояния. Поможет раскрыть основные значения слов : однозначные, многозначные слова,анонемы. сенонемы, фразеологизмы.
Просмотр содержимого документа
«"Слова и крылатые выражения" »
Урок развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
"Слова и крылатые выражения"
логопед Бальчикова С.Ф.
Задачи:
Уточнение представлений о значении ударения в словах.
Раскрыть основное значение слов: однозначные, многозначные слова, анонимы, синонимы, фразеологизмы.
Продолжать работать над правильным произношением слов, увеличением объёма внимания и памяти
Воспитывать дружеские взаимоотношения при работе парами.
Способствовать развитию положительных эмоций и стабилизацию эмоционально-психологического состояния
Организационный момент
Речевая зарядка
Целый день лежит тюлень
И лежать ему не лень
Жаль тюленье прилежанье
Не предмет для подражанья
Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы будем говорить о многозначности слова, о метких выражениях, которые встречаются в русском языке.
Послушайте стихотворение:
Слова умеют плакать и смеяться
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
- Как вы понимаете смысл этих строк?
- Да, действительно, как сказал поэт:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести
- Итак, мы начинаем урок
У меня написаны предложения и слова. Надо нужными словами закончить предложения.
Слова: уху, ворот, пили.
Мы сегодня ели...
Комар подлетел к ...
Собака сидит у ...
У рубахи вышит ...
Дети ... молоко,
... бревно ровно.
Вывод: если ударение меняется, меняется и смысл слова и предложения.
Работа с карточками:
Сложа руки - бездельничать
Бежать без оглядки - быстро
Повесить нос - грустить, переживать
Красный как рак - кожа на лице красная когда стыдно, неловко
Не верить своим глазам - удивиться
Белая ворона - человек не такой как все, выделяется одеждой, причёской, поведением
Как можно понимать эти выражения? Эти образные выражения - фразеологизмы.
Фразеологизм - это устойчивое неделимое сочетание слов, которые можно заменить близкими по значению словами.
Сравнение прямое и косвенное:
повесить пальто
намылить голову
морская капля
бить баклуши
зарубить себе на носу
повесить нос
намылить голову
капля в море
бездельничать
запомнить
Где можно узнать значение фразеологизма?
- Во фразеологическом словаре
На экране картинка, учащиеся подбирают фразеологизмы:
Короткие засученные рукава - засучить рукава
Спущенные длинные рукава - спустя рукава
С гуся течёт вода - как с гуся вода
Черепаха - идёт как черепаха
Рыба - как рыба в воде
Мальчик висит на телефонной трубке - висит на телефоне
Мальчик в луже - сесть в лужу
Ворота, баран - уставился как баран на новые ворота
Курица пишет - пишет как курица лапой
Физминутка
Работа по карточкам
Дополните предложения:
Голодный как............................................. волк
Упрямый как.............................................. осёл
Хитрый как................................................ лиса
Грязный как............................................... свинья
Трусливый как........................................... заяц
Болтливый как........................................... сорока
Проверка.
Физминутка
Отгадать загадки:
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:...
(водой не разольёшь)
Товарищ твой просит украдкой
Ответ списать из тетрадки
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь... (медвежью услугу)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни... (уши вянут)
Работа по карточкам:
- Что такое синонимы?
Заменить синонимами:
кривить душой - обманывать
во весь дух - бежать быстро
с гулькин нос - очень мало
- Что такое антонимы?
Заменить антонимами:
чесать языком - прикусить язык
спустя рукава - засучив рукава
душа в душу - как кошка с собакой
Работа парами по карточкам
- Что это?
его вешают, когда в унынии
его задирают, зазнаваясь
его всюду суют
его проглатывают
не цветы, а вянут
он в голове несерьёзного человека
его советуют найти в поле
на него бросают слова и деньги
Домашнее задание:
Найти в словаре по 2 фразеологизма. Запомнить и объяснить их смысл.
Вывод:
О чём говорили на уроке?
Что такое фразеологизмы?
Для чего они нужны в речи?