Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку "Устаревшие слова.Крылатые выражения"»
Конспект внеклассного занятия по русскому языку.
Тема: Устаревшие слова. Крылатые выражения
Цель: Познакомить детей с некоторыми устаревшими словами, которые встречаются в современном русском языке. Познакомить детей с крылатыми выражениями и
Задачи: Образовательная: наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений, замена синонимами), ввести понятие устаревшие слова, наблюдать за значением устаревших слов. Проследить появления крылатых выражений.
2. Развивающая: развивать речь учащихся, умение работать в парах, развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса учащихся, умение употреблять крылатые выражения в своей речи;
3. Воспитывать желание знать историю своего края, его прошлое, бережное отношение к слову.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме, карточки с заданиями.
План занятия
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний, целеполагание.
3. Изучение нового.
- Описание русского богатыря
-Описание частей тела человека.
-Жизнь слова.
4. Физкультминутка
5. Знакомство с крылатыми выражениями
6. История происхождения крылатых выражений
7. Выполнение заданий
-Замените одним словом
-Найдите устойчивые выражения и дайте объяснение
-«Сказочные» выражения
-Игра «закончи фразу»
-Животные в фразеологизмах
8. Итог
9. Рефлексия
Ход занятия
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Организация рабочего места. Приветствие.
- Сейчас пройдет не совсем обычный урок. Внимательно послушайте запись, которая сейчас прозвучит.
(Звучит мелодия из русских былин)
-Нас приглашают в путешествие
- В путешествие не простое, а во времени.
- У меня нет машины времени, но сегодня я предложу вам работу, которая позволит вам узнать, какие слова были в обиходе людей много-много лет назад. Сегодня на уроке мы будем говорить о словах и их значениях, но о словах особенных.
- Кто может сказать что изображено на слайде?
- Одни слова живут долго-долго, другие, послужив людям, исчезают.
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми устаревшими словами, которые встречаются в современном русском языке.
- А как вы, понимаете, слово «устаревшие»?
- Жизнь людей всё время меняется. Со временем уходят из жизни какие-то предметы, явления. А, слова, которые обозначали эти предметы, постепенно забываются – устаревают.
- Слова, которые перестали употребляться в современном языке, называются устаревшими.
- Сейчас эти слова мы можем встретить в сказках, былинах, в книгах о истории Руси.
Работа по теме занятия.
Описание русского богатыря
- Вы смотрите мультфильмы про богатырей.
- Кто может вспомнить, кто является героем былин? (богатырь)
- А каких богатырей вы помните? (рисунок)
- А что значит богатырь? (значение слова)
- А зачем на Руси нужен был богатырь? (защищать)
- Знаете ли вы, как называются их доспехи?
- Для чего служили доспехи русского богатыря? (Для защиты тела)
- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах.
- Послушайте задание 1. На карточках я вам предлагаю подписать название доспехов у богатыря. (На карточке изображение богатыря, на которой стрелочками указаны доспехи. Ребятам нужно дать им название).
- Если не знаете, как называются доспехи, ставим знак «?».
- Проверка. Как подписали части доспехов? (Шлем, науши, бармица, плащ, щит, кольчуга, колонтарь, меч)
-Кто знает для чего нужен был шлем? (Шлем — средство индивидуальной защиты головы человека, надеваемое на голову, для защиты от травм и ранений.
Науши-защита ушей от ветра.
Бармица — элемент шлема в виде кольчужной сетки, обрамляющей шлем по нижнему краю. Закрывала шею, плечи, затылок и боковые стороны головы;
- Какие новые слова вы узнали?
- Чего вы не знали из доспехов воина?
Описание частей тела человека.
- Может кто-нибудь сможет сказать, почему слова «стареют»? (Они «стареют» из-за того, что их мало употребляют в речи).
- Устаревшими слова оказываются потому, что ушли из жизни предметы, которые этими словами назывались. Но есть и такие слова, которые устарели, а предметы, называемые ими, остались.
- Что значит зеница, око? (Глаз).
- Вот перед вами рисунок человека. На рисунке указаны названия частей нашего тела. Сейчас давайте поиграем в игру. Которая называется «Я знаю…».
- Я буду называть часть тела, а вы говорить ответ: «Я знаю, что современное слово выя… (шея)».
- Сейчас наоборот. Я буду называть современные слова, а вы их устаревшее название (лоб, глаз, левая рука, правая рука). (Чело, око, шуйца, десница).
- Кто сможет назвать все части тела с устаревшими названиями?
Жизнь слова.
- Жизнь слова очень интересна. Иногда слово живет в течении нескольких столетий с разными значениями. Например, слово «баян».
- Что оно означает в нашем языке? Послушайте внимательно.
- Баян – большая гармошка со сложной системой ладов. Баян был создан петербургским мастером Стерлиговым. В мастерскую к Стерлигову часто заходили рабочие, строившие крейсер «Баян». Под влиянием их рассказов мастер решил назвать так и свой инструмент. А в XII веке слово «Баян» было именем собственным. Так звали древнерусского певца, поэта, который в своих песнях прославлял князей и бояр. В поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» слово употреблено в этом значении.
«Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу – прелесть и Руслана
И лелеем свитый им венец».
- Можно ли сказать, что слово «баян» прожило в языке 3 жизни? Почему? (Слово «баян» в разные времена означало разные предметы: А) древнерусский певец, поэт. Б) название крейсера В) Название инструмента.)
«Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода.
Слова исчезают, как пестери,
Как пряслицы и веретёна.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства,
И я ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его, не растерять
И есть ли такие средства?
А сейчас давайте сделаем физкультминутку. Повторяйте за мной.
Из-за парт мы дружно встали
И все вместе зашагали.
А потом мы улыбнулись,
Выше-выше потянулись,
Сели-встали, сели-встали
За минутку сил набрались.
Плечи ваши распрямите
Поднимите, опустите,
Вправо , влево повернитесь,
Улыбнитесь
И за парты вновь садитесь.
Знакомство с крылатыми выражениями.
-Ребята, посмотрите на экран и скажите, что там изображено?
-Кто и из вас знает, что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения — устойчивый фразеологизм, вошедший в речь из исторических и литературных источников, получивший широкое распространение за свою выразительность.)
- Историю многих оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело работали – работают – засучив рукава.
Все вы конечно слышали выражение кричать во всю Ивановскую. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, под названием Ивановская. На этой площади специальные люди - оглашали указы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, они читали очень громко, т.е кричали во всю Ивановскую.
Я покажу, где раки зимуют связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков их ледяной воды. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки, и после этого человек часто болел. Отсюда и пошло: если хотят серьёзно кого-то наказать говорят: “Я покажу тебе, где раки зимуют”.
– Чтобы лучше усвоить, выполним задания.
Задание1. В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить, одним словом.
Пример:
во весь дух – быстро
мутить воду – путать
Крутиться в голове-вспоминать
Грусть гранит науки-учиться
– Можно ли их понимать в прямом смысле?(НЕТ)!
– Вот какое недоразумение может произойти.
Залание2. 0Я читаю стихотворение. Найдите крылатые выражения. Что они обозначают?
1. За окном едва
-Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава.
Другой, засучив рукава.
– Кто нашел?
– Когда его употребляют?
2 -Оказался молодцом,
Смог, осилить ношу
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.
– Какой здесь оборот?
– Когда употребляют?
3. Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость.
Лампу, плащ или шляпу,
И веревку, и тряпку.
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде.
– Какой здесь оборот?
– Когда употребляется?
Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Многие вам знакомы.
- Из каких сказок появились такие выражения?
- Встань передо мной, как лист перед травой. (Сивка-Бурка)
- Рожки да ножки.
- Кому корешки, а кому вершки.
- Битый небитого везет.
- По щучьему велению.
Игра “Закончи фразу”
- Поди туда – (не знаю куда)
- Скоро сказка сказывается – (да не скоро дело делается)
- Это все присказка не сказка – (сказка будет впереди).
– Как вы их понимаете?
-Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных.
Догадайтесь:
- голоден как (волк)
- хитер как (лиса)
- труслив как (заяц)
- неповоротлив как (медведь)
- надут как (индюк) нем как (рыба)
– Почему появились эти выражения?
Итог:
– С какими выражениями мы познакомились?
-Что нового вы узнали?
-Что вам больше всего запомнилось?
– Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава, работали. Никто не ударил в грязь лицом и не сел в галошу.
Рефлексия:
Раскрасьте звездочки в желтый, если вам все понравилось и было интересно. В синий, если было скучно. И в красный- если вам было не интересно.