kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Шаги в будущую профессию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы, которые испытывают выпускники образовательных организаций V вида в профессиональном самоопределении, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе-интернате. Поэтому наши дети должны владеть не только комплексом необходимых знаний и умений, но и обладать такими личностными качествами, позволяющими им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. С этой целью на логопедических занятиях большое внимание уделяется профориентационной работе, начиная с 1 класса. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Шаги в будущую профессию»


Филатова Людмила Николаевна

учитель-логопед

ШАГИ В БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ

Полноценная, счастливая жизнь может быть только тогда, когда человек работает творчески, с удовольствием и когда выбранная профессия отвечает его способностям, интересам, профессиональной подготовке, состоянию здоровья.

Современные условия кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.

Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, профессионально мобильными. Она занимает важное место в деятельности школы, связывает потребности учащихся с их будущим.

В школе-интернате профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по воспитательной работе, воспитателями, школьным психологом, библиотекарем, учителями-предметниками, учителями начальных классов, логопедом.

Главными задачами их деятельности в этом вопросе:

- формирование положительного отношения к труду;

-обучение разбираться в содержании профессиональной деятельности;

-умение соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

-умение анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

Основными направлениями профориентационной работе в школе – интернате являются:

-   Профессиональная информация, которая включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии.

-   Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности.

-   Профессиональная консультация - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций, чаще всего носит индивидуальный характер.

Профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к ней привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие  принципы: систематичность и преемственность, дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями, взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений.

Что конкретно делается на логопедических занятиях в школе - интернате по профориентации обучающихся?

С 1-го года обучения учителя-логопеды вместе с учителями начальных классов, воспитателями проводят определённую работу по расширению представлений о труде, знакомству с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. С этой целью разработаны циклы занятий: «Уважение к людям труда», «Работы в саду, огороде, поле осенью», «Бережное отношение к природе».

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «СБОР УРОЖАЯ»

Цель: научить детей выделять звук [у] в начале слова; образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса; пополнять словарный запас по теме «Сбор урожая»; формировать сенсомоторные навыки.

Оборудование: мяч, сигнальные карточки, предметные картинки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Игра с мячом «Не ошибись».

Цель: развитие ловкости, закрепление названий овощей, фруктов. (Дети по кругу передают мяч и называют овощи, затем передают его в обратную сторону – называют фрукты).

  1. Артикуляционная гимнастика.

Цель: подготовка речевого аппарата к произношению звуков.

- «Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Качели».

  1. Знакомство со звуком.

Цель: дать детям понятие о том, как образуется звук [у].

Логопед:

- звук [у] (так дует ветер) – гласный. При произнесении звука [у] губы вытягиваются трубочкой. Этот звук можно долго петь.

- Игра «Тихо – громко».

Цель: развитие слухового внимания.

Логопед (показывает рисунки-символы и объясняет):

- Звук [у] произносим тихо, если крона дерева неподвижна, и звук [у] произносим громко, если ветер клонит ветки дерева.

Задание выполняется по рядам и индивидуально.

- Игра «Слушай внимательно».

Цель: развитие фонематического восприятия, закрепление гласных звуков.

Логопед называет ряд гласных звуков, а дети, услышав звук [у] поднимают красный кружочек: и-а-у-ы-а-у-и-о-ы-у-а-у.

- Игра «Третий лишний».

Цель: развитие фонематического слуха, внимания.

Логопед выставляет на доску три картинки. Проговаривают названия, а затем, дети указывают на лишнюю картинку, в названии которой нет звука [у]:

Дом, утюг, улитка; утка, усы, морковка; берёза, ухо, удочка.

- Дидактическая игра «Ответь на мой вопрос?»

Задание: учить составлять предложения по картинке, расширение словарного запаса.

Логопед задаёт вопросы, дети отвечают.

- Кто плавает в пруду? (В пруду плавают утки.)

- Чем Ваня ловит рыбу? (Ваня ловит рыбу удочкой.)

4. Физкультминутка.

Цель: развитие ловкости, сенсомоторных навыков.

«Засолка капусты»:

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трём, трём,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмём, жмём.

Слова сопровождаются движениями рук.

  1. Дидактические игры.

«Скажи ласково».

Цель: обучение образования слов при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса.

Логопед раздаёт детям картинки с изображением овощей и фруктов и просит назвать их в уменьшительно-ласкательной форме (у меня огурчик; у меня яблочко; у меня грушка и т.д.).

«Что как храним?».

Цель: закрепление названий овощей и фруктов, место их хранения.

Дети должны разложить картинки с изображением овощей и фруктов к банке или к ящику в зависимости от того, где их хранят зимой.

7. Подведение итогов занятия, оценивание работы детей.

Во 2-м классе продолжаем знакомство детей-логопатов с трудом окружающих людей, углубляем представления о разных профессиях. Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности. Эта работа проводится по средствам бесед о профессиях: «Труд людей осенью», «Будь внимателен на улице», «Профессии наших родителей».

В 3-м классе продолжаем развитие общетрудовых знаний, умений и навыков, вырабатываем первые навыки организации своей работы и работы товарищей. С этой целью проводим ролевые игры: «Наши магазины», «Служба 101», виртуальные экскурсии «На строительной площадке», «Работа шеф-повара».

В 4-х классах  учителя-логопеды обобщают и развивают представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжают воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда, расширяют и углубляют представления о различных профессиях.

К средней и старшей школе у детей – логопатов, чаще всего, уже выявлены интересы и склонности к профессиональной деятельности. В этой возрастной категории занятия логопедии способствуют самоопределению ученика относительно своей будущей профессии, знакомству с элементами профессиональной деятельности, помогают осознать его возможности, интересы, предпочтения (проводятся занятия по темам: «Моя будущая профессия», «Современный дизайн», «Компьютерные технологии»).

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»

Цель: развитие самоконтроля за речью, расширение словарного запаса, обсуждение будущих перспектив, выбора профессии, развитие личностных качеств, важных для будущей профессиональной деятельности.

Оборудование: маркеры, бумага, компьютер.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Цель: настрой детей на работу, создание рабочей атмосферы.

  1. Упражнение «Моя любимая профессия – это…»

Цель: создание положительных эмоций, автоматизация поставленных звуков, отработка умения правильно строить предложение.

Дети работают в группах, используя материал для схематического изображения разработанных проектов. Готовят ответы на вопросы логопеда: 1. Для чего нужны новые профессии? 2. Какую из этих профессий вы бы выбрали для себя? 3. Как выбрать профессию, чтобы ваша уникальность была выражена полностью?

  1. Упражнение «Профессиограмма».

Цель: коррекционные задачи, совершенствование умения чётко отвечать на вопросы логопеда, накопление словаря по данной теме.

Логопед. Задаёт вопросы детям: Все ли мы осознаём, какие требования предъявляет к вам ваша будущая профессия? Все ли её требования будут нами приняты? Что мы должны в себе усовершенствовать и изменить для того, чтобы чувствовать себя комфортно, работая в выбранной специальности?

Дети делают профессиограмму личностных характеристик будущей профессии, учитывая черты, которые нужно выработать или изменить.

  1. Упражнение «Один день из жизни»

Цель: умение составлять рассказ, практическое накопление словаря, имён существительных по теме, выработка положительного отношения к труду взрослых.

Логопед: нужно составить рассказ об обычном рабочем дне представителя определённой профессии. Этот рассказ должен состоять только из существительных. Например, день из жизни учителя мог быть таким: звонок – завтрак – звонок – ученики- оценки – вопросы – ответы – тетради – учительская – коллеги – директор – журнал – звонок – дом – тетради – оценки – конспект – чтение - сон.

  1. Подведение итогов.

Логопед. О чём новом, важном вы сегодня узнали? Всегда ли мы чётко представляем, какие требования ставит перед нами выбранная специальность? Чувствовали ли вы нехватку информации? Изменилось ли ваше мнение о профессии, какую вы хотели выбрать? Какие выводы вы сделали для себя?

Литература:

  1. Луцевич Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению: от теории к практике / Л.В.Луцевич– 2006-№ 12.

  2. Формування життєвих навичок у випускників шкіл-інтернатів (Методичний посібник для практичних психологів, соціальних педагогів) Упорядники: Гордійчук С.Ф., Дьомкіна В.В…За заг.ред.В.Г.Панка. – Донецьк:вид-во«Вебер»(Донецька філія), 2011.

  3. О.Н.Лиманская Конспекты логопедических занятий – Москва, 2009

  4. Кухарчук А.М. Человек и его профессия: учебное пособие / А.М.Кухарчук. – Мн., Современное слово, 2006.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Шаги в будущую профессию

Автор: Филатова Людмила Николаевна

Дата: 26.02.2016

Номер свидетельства: 299218

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА  "Моя будущая профессия" "
    ["seo_title"] => string(61) "mietodichieskii-pasport-proiekta-moia-budushchaia-profiessiia"
    ["file_id"] => string(6) "140534"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417965005"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Консультация для родителей на тему: «Шаг в профессию»."
    ["seo_title"] => string(54) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_shag_v_professiiu"
    ["file_id"] => string(6) "591048"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1636619900"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Классный час "Моя будущая профессия""
    ["seo_title"] => string(41) "klassnyi_chas_moia_budushchaia_professiia"
    ["file_id"] => string(6) "598180"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1642524776"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Эссе на тему "Моя будущая профессия""
    ["seo_title"] => string(43) "essie_na_tiemu_moia_budushchaia_profiessiia"
    ["file_id"] => string(6) "357755"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478862218"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Презентация "Моя будущая профессия""
    ["seo_title"] => string(44) "priezientatsiia-moia-budushchaia-profiessiia"
    ["file_id"] => string(6) "338975"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1470822622"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства