Проблемы, которые испытывают выпускники образовательных организаций V вида в профессиональном самоопределении, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе-интернате. Поэтому наши дети должны владеть не только комплексом необходимых знаний и умений, но и обладать такими личностными качествами, позволяющими им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. С этой целью на логопедических занятиях большое внимание уделяется профориентационной работе, начиная с 1 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Шаги в будущую профессию»
Филатова Людмила Николаевна
учитель-логопед
ШАГИ В БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ
Полноценная, счастливая жизнь может быть только тогда, когда человек работает творчески, с удовольствием и когда выбранная профессия отвечает его способностям, интересам, профессиональной подготовке, состоянию здоровья.
Современные условия кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, профессионально мобильными. Она занимает важное место в деятельности школы, связывает потребности учащихся с их будущим.
В школе-интернате профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по воспитательной работе, воспитателями, школьным психологом, библиотекарем, учителями-предметниками, учителями начальных классов, логопедом.
Главными задачами их деятельности в этом вопросе:
- формирование положительного отношения к труду;
-обучение разбираться в содержании профессиональной деятельности;
-умение соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
-умение анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
Основными направлениями профориентационной работе в школе – интернате являются:
- Профессиональная информация, которая включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии.
- Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности.
- Профессиональная консультация - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций, чаще всего носит индивидуальный характер.
Профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к ней привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы: систематичность и преемственность, дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями, взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений.
Что конкретно делается на логопедических занятиях в школе - интернате по профориентации обучающихся?
С 1-го года обучения учителя-логопеды вместе с учителями начальных классов, воспитателями проводят определённую работу по расширению представлений о труде, знакомству с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. С этой целью разработаны циклы занятий: «Уважение к людям труда», «Работы в саду, огороде, поле осенью», «Бережное отношение к природе».
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «СБОР УРОЖАЯ»
Цель: научить детей выделять звук [у] в начале слова; образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса; пополнять словарный запас по теме «Сбор урожая»; формировать сенсомоторные навыки.
Цель: развитие ловкости, закрепление названий овощей, фруктов. (Дети по кругу передают мяч и называют овощи, затем передают его в обратную сторону – называют фрукты).
Артикуляционная гимнастика.
Цель: подготовка речевого аппарата к произношению звуков.
- «Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Качели».
Знакомство со звуком.
Цель: дать детям понятие о том, как образуется звук [у].
Логопед:
- звук [у] (так дует ветер) – гласный. При произнесении звука [у] губы вытягиваются трубочкой. Этот звук можно долго петь.
- Игра «Тихо – громко».
Цель: развитие слухового внимания.
Логопед (показывает рисунки-символы и объясняет):
- Звук [у] произносим тихо, если крона дерева неподвижна, и звук [у] произносим громко, если ветер клонит ветки дерева.
Задание выполняется по рядам и индивидуально.
- Игра «Слушай внимательно».
Цель: развитие фонематического восприятия, закрепление гласных звуков.
Логопед называет ряд гласных звуков, а дети, услышав звук [у] поднимают красный кружочек: и-а-у-ы-а-у-и-о-ы-у-а-у.
- Игра «Третий лишний».
Цель: развитие фонематического слуха, внимания.
Логопед выставляет на доску три картинки. Проговаривают названия, а затем, дети указывают на лишнюю картинку, в названии которой нет звука [у]:
Дом, утюг, улитка; утка, усы, морковка; берёза, ухо, удочка.
- Дидактическая игра «Ответь на мой вопрос?»
Задание: учить составлять предложения по картинке, расширение словарного запаса.
Логопед задаёт вопросы, дети отвечают.
- Кто плавает в пруду? (В пруду плавают утки.)
- Чем Ваня ловит рыбу? (Ваня ловит рыбу удочкой.)
4. Физкультминутка.
Цель: развитие ловкости, сенсомоторных навыков.
«Засолка капусты»:
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трём, трём,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмём, жмём.
Слова сопровождаются движениями рук.
Дидактические игры.
«Скажи ласково».
Цель: обучение образования слов при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса.
Логопед раздаёт детям картинки с изображением овощей и фруктов и просит назвать их в уменьшительно-ласкательной форме (у меня огурчик; у меня яблочко; у меня грушка и т.д.).
«Что как храним?».
Цель: закрепление названий овощей и фруктов, место их хранения.
Дети должны разложить картинки с изображением овощей и фруктов к банке или к ящику в зависимости от того, где их хранят зимой.
7. Подведение итогов занятия, оценивание работы детей.
Во 2-м классе продолжаем знакомство детей-логопатов с трудом окружающих людей, углубляем представления о разных профессиях. Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности. Эта работа проводится по средствам бесед о профессиях: «Труд людей осенью», «Будь внимателен на улице», «Профессии наших родителей».
В 3-м классе продолжаем развитие общетрудовых знаний, умений и навыков, вырабатываем первые навыки организации своей работы и работы товарищей. С этой целью проводим ролевые игры: «Наши магазины», «Служба 101», виртуальные экскурсии «На строительной площадке», «Работа шеф-повара».
В 4-х классах учителя-логопеды обобщают и развивают представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжают воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда, расширяют и углубляют представления о различных профессиях.
К средней и старшей школе у детей – логопатов, чаще всего, уже выявлены интересы и склонности к профессиональной деятельности. В этой возрастной категории занятия логопедии способствуют самоопределению ученика относительно своей будущей профессии, знакомству с элементами профессиональной деятельности, помогают осознать его возможности, интересы, предпочтения (проводятся занятия по темам: «Моя будущая профессия», «Современный дизайн», «Компьютерные технологии»).
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»
Цель: развитие самоконтроля за речью, расширение словарного запаса, обсуждение будущих перспектив, выбора профессии, развитие личностных качеств, важных для будущей профессиональной деятельности.
Оборудование: маркеры, бумага, компьютер.
Ход занятия.
Организационный момент.
Цель: настрой детей на работу, создание рабочей атмосферы.
Дети работают в группах, используя материал для схематического изображения разработанных проектов. Готовят ответы на вопросы логопеда: 1. Для чего нужны новые профессии? 2. Какую из этих профессий вы бы выбрали для себя? 3. Как выбрать профессию, чтобы ваша уникальность была выражена полностью?
Упражнение «Профессиограмма».
Цель: коррекционные задачи, совершенствование умения чётко отвечать на вопросы логопеда, накопление словаря по данной теме.
Логопед. Задаёт вопросы детям: Все ли мы осознаём, какие требования предъявляет к вам ваша будущая профессия? Все ли её требования будут нами приняты? Что мы должны в себе усовершенствовать и изменить для того, чтобы чувствовать себя комфортно, работая в выбранной специальности?
Дети делают профессиограмму личностных характеристик будущей профессии, учитывая черты, которые нужно выработать или изменить.
Упражнение «Один день из жизни»
Цель: умение составлять рассказ, практическое накопление словаря, имён существительных по теме, выработка положительного отношения к труду взрослых.
Логопед: нужно составить рассказ об обычном рабочем дне представителя определённой профессии. Этот рассказ должен состоять только из существительных. Например, день из жизни учителя мог быть таким: звонок – завтрак – звонок – ученики- оценки – вопросы – ответы – тетради – учительская – коллеги – директор – журнал – звонок – дом – тетради – оценки – конспект – чтение - сон.
Подведение итогов.
Логопед. О чём новом, важном вы сегодня узнали? Всегда ли мы чётко представляем, какие требования ставит перед нами выбранная специальность? Чувствовали ли вы нехватку информации? Изменилось ли ваше мнение о профессии, какую вы хотели выбрать? Какие выводы вы сделали для себя?
Литература:
Луцевич Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению: от теории к практике / Л.В.Луцевич– 2006-№ 12.
Формування життєвих навичок у випускників шкіл-інтернатів (Методичний посібник для практичних психологів, соціальних педагогів) Упорядники: Гордійчук С.Ф., Дьомкіна В.В…За заг.ред.В.Г.Панка. – Донецьк:вид-во«Вебер»(Донецька філія), 2011.
О.Н.Лиманская Конспекты логопедических занятий – Москва, 2009
Кухарчук А.М. Человек и его профессия: учебное пособие / А.М.Кухарчук. – Мн., Современное слово, 2006.