Основной целью формирования у учащихся начальных классов культуры письменной речи является развитие способности создавать собственные тексты, писать грамотно. Работа с деформированными предложениями позволяет развить навык грамотной работы с текстом. Особенно важным данный аспект в работе является для учащихся с ОВЗ. Данная работа позволяет привить у учащихся навыки смыслового чтения и понимания текстов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Работа над деформированными предложениями»»
Логопедическое занятие для учащихся 2 класса(ОВЗ)
«Работа над деформированными предложениями».
Форма занятия: групповое (малые группы) Тема: Работа с деформированными предложениями. 2 класс, ОВЗ.
Развитие инклюзивного образования закономерно приводит к приходу в образовательное пространство массовых школ большого числа учащихся с речевым недоразвитием, нуждающихся в специальных программах и методиках формирования связной устной и письменной речи. Введение Федерального государственного образовательного стандарта требует от современных педагогов привития ученикам начальной школы, наряду с традиционными универсальными учебными действиями, составляющими основу «умения учиться», навыков решения творческих задач, формирования поиска, анализа и интерпретации языкового материала, направленного на извлечение необходимой информации из учебных и художественных текстов. Вместе с тем, именно работа с текстовым материалом является наиболее сложной для детей с ОВЗ и трудоёмкой для педагогов начальной школы и учителей-логопедов.
Текст – это законченное и завершенное произведение, имеющее собственную внутреннюю структуру, определенное строение, состоящее из связанных между собой смысловых частей. Он является той основой, которая объединяет все элементы языка, все его единицы в определенную стройную систему. Именно в тексте все они представлены в естественной ситуации. Текст объединяет в себе как языковые, так и речевые свойства различных единиц, что позволяет квалифицировать его и как единицу языка, и как произведение речи одновременно. Все средства языка становятся в нем коммуникативно значимыми.
По мнению методистов и учителей, текст является основной единицей обучения языку и речи. Работа с текстом носит не только обучающий характер, но и социальный. Умение работать с текстом, понимать его, создавать свой, высказывать собственное мнение о прочитанном – составляет неотъемлемую часть культуры человека в современном обществе.
Основной целью формирования у детей культуры письменной речи является развитие у них способности, создавая собственные тексты, писать грамотно, без орфографических и пунктуационных ошибок. Поэтому при изучении орфографии, пунктуации, грамматических и лексических категорий работа с текстами является базой для формирования собственных коммуникативных умений. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов необходимы учащимся для полноценного формирования их «лингвистической компетенции». Но умение применять навыки анализа языковых явлений, которые достаточно успешно используются школьниками при работе на уровне слова и предложения, при упражнениях с текстовым материалом у подавляющего большинства учеников сформировано на низком уровне. Ведь видеть художественное своеобразие текста можно только при условии хорошего владения системой грамматических знаний и понимания роли языковых средств.
Работа с деформированными текстами позволяет учащимся анализировать в разных направлениях правописание, орфографические и пунктуационные ошибки, влияющие на понимание смысла высказывания, исправлять, сравнивать варианты написания слов в текстах, чувствовать и осознавать нормы употребления языковых средств. Таким образом, в ходе работы ученики наблюдают за функционированием лексических и грамматических единиц в речи и овладевают различными видами анализа языкового материала.
Цель занятия:
Развитие у учащихся ОВЗ навыков работы с деформированными предложениями.
Коррекционно-образовательные задачи:
Работа с деформированным текстом.
Работа с речевыми ошибками: нахождение и исправление ошибок в предложении.
Предупреждение ошибок связанные с нарушенным порядком слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие психических процессов у учащихся (память, мышление, воображение).
Развитие слухового восприятия и внимания.
Развитие мелкой моторики рук, тактильного гнозиса.
Развивитие умения грамотно выражать свои мысли.
Развитие вербально-логического мышления, слоговой анализ.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование усидчивости у учащихся с ОВЗ.
Формирование эмоционально-положительного настроя на работу.
Оборудование занятия: индивидуальные карточки с заданиями, кроссворд, рассыпанные буквы, картинки путаницы, слова из деформированного текста, орехи, рабочие тетради, картинки к схеме пересказа.
Ход занятия.
I. Организационный момент
— Возьмите орех и проведите им между ладонями, по тыльной стороне левой, правой ладони, проведите им по «снежному кому».
II. Основная часть.
Кроссворд
— Посмотрите, у вас на столах карточки. Слава, прочитай задание.
— Вам нужно разгадать ключевое слово. Какая буква пропущена в первом слове, втором, третьем, …?
— Ребята, в нашем кабинете есть подсказка. Мы можем пойти по одному из двух путей, либо разгадывать кроссворд, либо найти подсказку сразу и узнать ключевой слово. (Если дети выбирают вариант с подсказкой, то время у них ограниченно – 1 минута. Не найдя за это время подсказку, они разгадывают кроссворд.)
Подсказка: на доске буквы, из которых можно составить слово: «СНЕЖИНКА».
(учащиеся записывают буквы в карточках).
После того, как слово будет записано, один ребенок выкладывает это слово на доске из букв.
— Посмотрите на доску. Какая-то путаница. На столе сапожки, под столом лепёшки. Исправьте путаницу.
Задание, прослушайте внимательно скороговорку: овечки в речке, караси у печки; дед в печи, дрова на печи; под столом портрет, над столом табурет.
— Как нужно правильно сказать? (на столе лепёшки, под столом сапожки; овечки у печки, караси в речке; дед на печи дрова в печи; над столом портрет, под столом табурет).
Работа с деформированным текстом
— Открывайте тетрадь, отступите одну строчку вниз, запишите число.
— Я сегодня уронила книгу и из нее выпали все слова. Я их собрала, но не знаю правильно ли?
— Леша, прочитай первую строчку.
Подарил, детям, ежика, дедушка.
— Скажите, правильное предложение или нет? (нет)
— Давайте составим предложение правильно. Кто? – Дедушка. Дедушка что сделал? – подарил. Дедушка подарил кому? – детям. Дедушка подарил детям кого? – ёжика.
— Ксения, прочитай предложение, которое у нас получилось.
— Следующую строчку читает Юра.
Летом, сенях, он, в, жил.
— Похоже на предложение? (нет)
— Давайте составим.
Кто? – он. Он что делал? – жил. Он жил в какое время года? – летом. Он жил летом где? – в сенях.
(Один ребенок работает у доски, остальные в тетрадях).
— Следующую строчку читает Слава.
Ёж, в, уснул, норе, зимой.
— Кто? – ёж. Еж что сделал? – уснул. Еж уснул в какое время года? – зимой. Еж уснул зимой где? – в норе.
— Следующую строчку читает Ксения.
Ежик, голодный, весной, придет.
— Какой? – голодный. Голодный кто? – ежик. Голодный ежик что сделает? – придет. Голодный ежик придет, в какое время года? – весной.
— Последнюю строчку читает Юра.
Берегитесь, мыши!
Кто? – мыши. Мыши что делайте? – берегитесь.
— Прочитай еще раз весь текст Ксения.
— Прочитайте два раза весь текст в тетради. Теперь закройте тетрадь и перескажите текст. (На доске опорные картинки)
Все дети пересказывают текст.
III. Заключительная часть
Домашнее задание
— Дома, вам нужно будет самостоятельно прочитать предложения и исправить их. Исправленные предложения записать в тетрадь.
Итог занятия
— Молодцы! Вы очень хорошо выполняли все задания. Закрывайте тетради и наводите порядок у себя на столе.