I.Организационный этап | - Здравствуйте дети, меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас занятие. - Какое у нас занятие, как вы думаете? - А чему мы будем учиться на занятии? - Ребята, сегодня к нам в гости пришла девочка Маша. Ты знаешь её? И пришла она, чтобы, как и вы, научиться правильно и красиво говорить. Путь её был нелегкий. И она вам об этом расскажет на занятии. - И прежде чем узнать с какой буквой мы будем работать, вам нужно будет выполнить упражнения. | Приветствуют учителя. - Индивидуальное. - Правильно и красиво говорить. Слушают учителя. | Метод стимулирования и мотивации. |
II. Подготовительный этап Мимические упражнения. Упражнение на дыхание. Упражнение для развития силы голоса. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. | - В руках Маша несла Воздушные шары. Посмотрите на них. - Какие они? - Ребята, давайте познакомимся с каждым шариком. Покажем выражение лица как у них. - Какое упражнение мы с вами выполняли? - Но вдруг подул слабый ветерок и шары раскачались. Подуйте так, чтобы они легонько покачались. Дуть можно один раз. Вдохните и наберите побольше воздуха. Вдох – через нос. Выдох – через рот. А теперь подул сильный ветер и шары вырываются из рук. - Щеки мы не надуваем, плечики ровные, не поднимаем. Вдох – через нос. Выдох – через рот. Подуйте так, чтобы шары улетели. - Чему мы учились, выполняя это упражнение? - Шла наша Маша дальше по лесу. Но вот приключилась беда. Она заблудилась и начала звать кого-нибудь на помощь. А что мы говорим, когда заблудились? Правильно. Вот и Маша кричала «Ау-ау-ау». Давайте произнесем звуки сначала тихо, потом громче, затем еще громче. И наоборот. - Чему мы учились, выполняя это задание? - На зов Маши откликнулись. Но кто же её смог найти? Для того, чтобы вы узнали, Маша вам передала конверты. Откройте их. - Что там? - Приступайте к работе. - Какую гимнастику выполняли? - Машу спас её друг Михаил Потапович. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся. («Улыбка»). - Возьмите зеркала. - Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). - Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). - А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). - Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). Какую гимнастику выполняли? | Смотрят на шары. - С разными эмоциями. Повторяют мимику воздушных шариков. - Мимическое. Слушают учителя. Дуют на «шары» (мыльные пузыри). - Правильно дышать. Слушают учителя. - Ау. Дети произносят звуки от тихого к громкому и наоборот. - Громко говорить. - Пазлы. Собирают пазлы. - Выполняли пальчиковую гимнастику. Выполняют упражнения. - Артикуляционную. | Наглядный и словесный метод. Указание, показ. Иллюстрирование, практический метод. Использование игрового приема. Практический метод, контроль, показ по образцу. |
III. Основная часть Определение темы. Работа с профилем. Развитие фонематического слуха. Постановка звука. 5. Закрепление изолированного звука | - Ребята, сегодня мы с вами будем учиться правильно произносить звук, но какой, вы узнаете, если послушаете стихотворение, которое сочинила Маша. Дали Маше манной каши. Маше каша надоела. Маша кашу не доела. Маша, кашу доедай, маме не надоедай! - Возьмите букву и обозначьте ею этот звук. - Возьмите зеркала, поставьте перед собой и произнесите звук [ш]. - Как располагаются губы при произнесении? - Как располагаются зубы? - Произнесите еще раз звук [ш]. - Какой это звук? - Каким сигналом (буквой) обозначим? - Маша предлагает вам поиграть в игру «Охотник» и поймать звук [ш]. - Сейчас я буду произносить звуки, и если вы услышите звук [ш], то покажите букву Ш. - м, н, Ш, л, Ш, Ш, д, в, Ш. - Будем искать звук [ш] в слогах. Когда услышите [ш], покажите букву. - ША, ро, та, ШУ, ло, жа, ШЕ. - Сейчас мы будем искать звук [ш] в словах. Когда услышите [ш], покажите букву. - ШАПКА, гора, жираф, дом, ШУБА, ШАРФ, нос. - Среди чего мы искали звук [ш]? Постановка звука [ш] по подражанию. Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони. Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш]. - По дороге к вам Маша встретила змейку. Она попросила её проводить до её домика. Давай и мы поможем. | Показывают букву ш. Звук [ш] Произносят звук. - Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними - Звук [Ш] согласный, глухой, твердый. - Синим без звоночка. Слушают внимательно. Ловят звуки в: звуках, слогах и словах. Показывают букву. - Среди звуков, слогов и слов. Повторяют за учителем. - Ш- ш- ш- ш- ш. Выполняют задание. | Художественное слово. Практический метод. Контроль, практический метод. Практический метод. Наглядный метод, практический метод. |
IV. Рефлексия | - Ребята, вы большие молодцы, и вы прекрасно справились со всеми упражнениями. - Какое занятие у нас прошло? - А какой дежурный звук был сегодня на занятии? - Какие упражнения мы выполняли? - Что понравилось на занятии? - Я предлагаю вам оценить вашу работу на занятии. - Если у вас всё получалось, то подарите Маше красный шарик, а если не получалось что-то, то синий. Плакат «Маша». - За вашу хорошую работу Маша вручает вам вот такие подарки. (радуга-пружинка и ластики-смайлики) - А наше занятие подошло к концу, до свидания. | - Логопедическое. - [ш]. Ответы детей Прощаются с учителем. | Предъявление учебных требований. Формирование понятия личной значимости учения. |