- Вот и закончилась наша игра, мы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать. - Ну что ж, теперь пора учиться произносить звук “С”. - Давай сделаем упражнения, которые так любит наш весёлый язычок. Артикуляционная гимнастика. (Выполняются упражнения для губ). 1. Упражнение “Улыбка”. Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравиться лягушкам. Улыбаются… Смеются…. А глаза у них, как блюдца. (Выполняется упражнение “Улыбочка” – 5-7 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены). 2. Упражнение “Трубочка”. Мои губы – трубочка – Превратились в дудочку. Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, Ду-ду, ду-ду-ду. (Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперёд 5-7 раз). 3. Упражнение “Улыбочка-трубочка”. (Чередуются упражнения “1” и “2” 5 раз). А теперь поиграем с нашим язычком. Смотри, Степан, как мы это будем делать и запоминай. (Выполняются упражнения для языка). 1. Упражнение “Лопаточка”. Язык лопаткой положи. И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать. Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз). 2. Упражнение “Накажи непослушный язычок” На губу язык клади, Пя-пя-пя произнеси Мышцы расслабляются… Лопатка получается…. Ты под счёт её держи… До пяти…до десяти…
3. Упражнение “Горка”. Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубы упирается, Бока кверху устремляются! 4. Упражнение “Чищу зубы” Чищу зубы, Чищу зубы. И снаружи… И внутри. Не болели, не темнели, Не желтели, чтоб они. Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны. 4. Диафрагмальное дыхание: А теперь представьте, что мы с тобой пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давайте подышим: Если уж в лесу гулять Надо воздухом дышать! Подышите, как я. Выдох – пффф Пауза Возврат дыхания – пффф Пауза. Возврат дыхания – с-с-с-с Пауза. Возврат дыхания – пффф Пауза. Возврат дыхания – с-с-с-с. Посмотри, какие кораблики у нас плавают в “море” (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики).Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл. Давайте немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку, на которой всё нарисовано про звук “С” (рассматриваем акустико-артикуляцыонный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с”).- Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”? - Ребёнок – улыбаются. - Что остаётся между зубками? - Ребёнок – щель. - Язычок, какой узкий или широкий? - Ребёнок – широкий. - Куда упирается кончик языка? - Ребёнок – в верхние зубки. - Язычок, что ещё делает? - Ребёнок – выгибается горкой. - Какая воздушная струя? - Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) - Холодная. - Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий? - Ребёнок – глухой. - Какой бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата. - Ребёнок – бывает и твёрдым и мягким. Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили (ребёнок выполняет). Давай встанем и “накачаем насос” (ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука). Моторика пальцев рук: Давай теперь покажем страусёнку Степану, как работают наши ручки: Ты не бойся, это гусь Я сама его боюсь Гусь стоит и всё гогочет Ущипнуть тебя он хочет. |