kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

НОРМАЛИЗАЦИЯ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОРМАЛИЗАЦИЯ  МОТОРИКИ  АРТИКУЛЯЦИОННОГО  АППА­РАТА

 

Учитель-логопед  Мубаракшина  Е. Б.

 

Работа по развитию подвижности губ.

 

1. Рассмешить ребёнка (непроизвольное растягивание губ).

2. Намазать губы сладким («облизывание» - поднятие кончика языка вверх или вниз).

3. Поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребёнка вперёд).

    После этих непроизвольных движений, они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На 1-ых порах - движения будут выполняться не в полном, не в точном объёме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка,«хоботок», чередование их).

Работа по развитию подвижности языка.

 Начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастики последуют следующие упражнения.

а. Помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов.

б. Вытягивание языка вперёд и убирание его назад.

в. Стимуляция мышц корня языка. Сначала произвольно, путём рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движения закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных  «кашлевых» движениях.

г. Выполнение тонких, дифференцированных  движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учётом нормальной артикуляции звука и характера дефекта.    Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игры, которые подбираются с учётом возраста ребёнка и характера и степени органического поражения.

Вот некоторые примеры

  • Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно)
  • Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
  • Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
  • Облизать тарелочку, как это делает киска.
  • Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
  • Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, "сделать хобот"; "набирать им водичку", слегка причмокивая.
  • Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-"орешки".
  • Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
  • Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы. Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
  • Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
  • Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).
  • Поиграть в паровозик: погудите, "у-у", губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
  • Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук "ы-ы-ы".
  • Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.

 

Работа по формированию артикуляционной моторики будет эффективной в том случае, когда она будет сочетаться с развитием общей и особенно ручной моторики. С этой целью при выраженной дизартрии методист по лечебной физкультуре развивает у ребёнка опорную, хватательную деятельность рук, а так же дифференцированные движения пальцев. Эта же работа проводится и логопедом на логопедических занятиях, где в специальных упражнениях формируются чёткие пальцевые кинестезии, и подготавливается рука к письму. Так же можно использовать различные дидактические пособия и такие виды работ, как сжимание и разжимание резиновых груш, захватывание  кончиками пальцев мелких предметов, мозаика, пластилин, рисование, обводка, штриховка трафаретов, вырезание, шнуровка, пришивание пуговиц и т.д.

20 Артикуляционных упражнений,

 выполняемых с функциональной нагрузкой.

1. «Забор»

Методические рекомендации: перед зеркалом попросить ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос.

2. «Окно»

Методические рекомендации: перед зеркалом из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны.

3. «Мост»

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско.

4. «Парус»

Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: « Забор»-«Окно»-«Мост».

Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы.

     5. «Трубочка»

Методические рекомендации: из положения «Забор» выдвинуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки.

Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась.

     6. «Чередование «Забор»-«Трубочка»»

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5-6 раз под определенный ритм.

7. «Лопата»

Методические рекомендации: перед зеркалом последовательно выполнять упражнения: «Забор»-«Окно»-«Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы.

8. «Лопата копает»

Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения: «Забор»-«Окно»-«Мост»-«Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны.

9. «Вкусное варенье»

Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2-3 раза.

10. «Теплый ветер»

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель за альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык.  Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю.

11. «Пароход»

Методические рекомендации: из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук «Ы».

Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась.

12. «Пароход гудит»

Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук «А».

13. «Холодный ветер»

Методические рекомендации: Из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха

14. «Молоток»

Методические рекомендации: Из положения «Парус» стучать языком и произносить звук  (д). Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта.

15. «Дятел»

Методические рекомендации: Из положения «Парус» стучать языком и произносить звук  (д) в ускоренном темпе дд – ддд – дддд с паузами.

16. «Пулемет»

Методические рекомендации: Из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю – ддд – ддд + воздушная струя. Возникает вибрация языка - дрр.

17. «Цокает лошадка»

Методические рекомендации: Из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. 

 

18. «Маляр»

Методические рекомендации: Из положения «Парус» продвигать язык по небу в переднезаднем направлении. Челюсть должна оставаться неподвижной.

19. «Качели»

Методические рекомендации: Из положения «Парус» перейти ук упражнению «Мост». Чередовать 5-6 раз

 

20. «Фокус»

Методические рекомендации: Из положения «Вкусное варенье» подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3 на 1 см.) и сдуть ее.

Для свистящих

1 этап – артикуляционная гимнастика

2 этап – выработка основных артикуляционных укладов

«Забор» - «Окно» - «Мост» - «Забор» - «Холодный ветер» - ссс

«Забор» - «Окно» - «Мост» - «Забор» - «Холодный ветер» - добавили голос – ззззз

Для шипящих

1 этап – артикуляционная гимнастика

2 этап – выработка основных артикуляционных укладов

«Забор» - «Окно» - «Мост» - «Лопата» - «Лопата копает» - «Вкусное варенье» - «Теплый ветер» - шшшш

(добавили голос – жжжж)

Для звука Р

1 этап – артикуляционная гимнастика

2 этап – выработка основных артикуляционных укладов

«Забор» - «Окно» - «Мост» - «Парус» - «Молоток» - «Дятел» - «Пулемет» - дррррр

Для звука Л

1 этап – артикуляционная гимнастика

2 этап – выработка основных артикуляционных укладов

«Забор» - «Окно» - «Мост» - «Лопата» - «Забор» - «Пароход» - «Пароход гудит» - ллла

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«НОРМАЛИЗАЦИЯ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
НОРМАЛИЗАЦИЯ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Автор: Мубаракшина Елена Борисовна

Дата: 13.03.2016

Номер свидетельства: 305263

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Автоматизация звука ч в закрытых слогах, словах, чистоговорках."
    ["seo_title"] => string(68) "avtomatizatsiia_zvuka_ch_v_zakrytykh_slogakh_slovakh_chistogovorkakh"
    ["file_id"] => string(6) "626239"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1676908809"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Консультация для педагогов: "Индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда"."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_individualnaia_rabota_s_detmi_po_zadaniiu_uchitelia"
    ["file_id"] => string(6) "615059"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1665903127"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Индивидуальное логопедическое занятие в 1 классе. Тема: Звук С (этап автоматизации) "
    ["seo_title"] => string(90) "individual-noie-loghopiedichieskoie-zaniatiie-v-1-klassie-tiema-zvuk-s-etap-avtomatizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "123101"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414415752"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Консультация для педагогов «Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логопедической группе»."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_vzaimosviaz_raboty_logopeda_i_vospitatelia_v_logope"
    ["file_id"] => string(6) "615058"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1665902786"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука» "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-na-tiemu-avtomatizatsiia-zvuka"
    ["file_id"] => string(6) "188658"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426704662"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства