Индивидуальное логопедическое занятие
в 1 классе по постановке звука «С»
Тема: Автоматизация звука «С». Продукты питания.
Цели: 1. Закреплять произношение звука «с» в открытых слогах типа са, со, су, сы; словах и предложениях.
2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, силу выдоха, голоса.
3. Развивать фонематический слух.
4. Способствовать формированию фонематического восприятия:
- умение определять место звука «с» в слове;
- количество звуков в словах.
5. Коррекция мышления, на основе упражнений в подборе обобщающих слов, исключении лишнего.
6. Воспитывать желание говорить красиво и правильно.
Ход занятия: I. Организационный момент.
II. Объявление целей занятия.
- Послушайте слова. Какой звук чаще слышите в словах?
Сахар, соль, мясо, сало, сухарь, сыр.
- Правильно, звук «с». Сегодня продолжим учиться говорить звук «с».
- Как можно назвать одним словом эти слова? (продукты питания).
- Помогут нам сегодня в этом Соня и Саня. Логопед вывешивает картинки девочки и мальчика.
- С какого звука начинаются их имена? (с)
III. Нормализация мышечного тонуса.
- Встали, встряхнули руки, свободно покачали ими, погладили.
IV. Упражнения на развитие дыхания.
- Руки подняли – вдох, опустили – выдох, свободно покачали руками (3 раза).
V. Массаж лица.
- Сели удобно. Глазки закрыли. Легко погладили лицо (умылись).
VI. Развитие мелкой моторики.
- Мы знаем, ребята, чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить.
Выполняют упражнение «Ушки-рожки-кольцо».
- А теперь тоже самое, только закрытыми глазами.
- Мама попросила Соню и Саню перебрать горох для супа. Поможем им.
VII. Развитие мимики.
- Они очень довольны, улыбаются. Улыбнёмся и мы.
Мама удивилась: « Какие молодцы!» Покажем, как мама удивилась.
- А как мама грустит? Показывают грустное лицо.
- Но, мы не будем грустить и снова улыбнёмся.
VIII. Изолированное произношение звука.
- Соня и Саня хотят услышать, как вы научились говорить звук «с». Утрированное произношение звука.
IX. Артикуляционная гимнастика.
- Хорошо, но чтоб ещё лучше говорить, сделаем гимнастику.
Для губ: «Улыбка» - «Трубочка» (3 раза).
Для языка: «Иголочка», «Почистим зубки», «Кошечка сердится».
Для выработки плавной воздушной струи: «Подуем на чай»
X. Анализ артикуляции звука.
- Давайте, ещё раз произнесём звук «с» перед зеркалом.
- Скажите, как произносили звук «с»?
Дети рассказывают по плану-схеме, говоря о положении губ, зубов, языка, о воздушной струе (опираясь на тактильные ощущения тыльной стороны ладошки).
- Что ещё знаем про звук «с»? (согласный, твёрдый и глухой).
- Молодцы, вы всё сказали правильно.
XI. Автоматизация звука в слогах.
- Решил звук «с» сходить в гости к гласным (чтение слогов с длительным произношением звука)
XII. Упражнения на развитие фонематического слуха.
- Решил звук «с» спрятаться среди других, узнайте его и хлопните в ладоши.
Логопед произносит ряд звуков : с, ш,п,р,с,х,в,с, и т.д.
слогов : са, па, су, во, шо, сы и т.д.
слов: сыр, зонт, собака, колбаса, рыба, шуба, лиса, кусок, сухарь.
- Молодцы, справились с заданием.
XIII. Развитие фонематического восприятия.
Работа со схемами .
- Узнайте, где стоит звук «с», в начале слова, середине или в конце.
Логопед называет слова, ребята кладут кружок на соответствующее место в схеме. Слова: сахар, кусок, сыр, сухарь, сок, колбаса, собака .
- Какое слово встретилось лишнее? Почему?
2. Составление схемы.
- Составим схему к слову сахар.
- Сколько слогов в слове? Звуков?
- Каким по счёту стоит звук «с»?
- Нарисуйте схему в тетрадь.
с
Аналогичная работа проводится со словом мясо.
3.Подбор слов к схемам.
- Ребята, поможем Соне правильно разложить продукты по шкафам. Назовите, что это? Выставляются картинки сухарь, сыр, кусок, соль, колбаса.
XIV. Автоматизация звука в словах.
Игра «Один-много»
Суп-супы, сок - …, сухарь - …, собака - …, колбаса - …, сыр - … .
Подбери к слову кусок подходящее по смыслу другое слово.
Кусок чего? (колбасы, сыра, мяса, сахара).
XV. Автоматизация звука в предложениях.
Составьте предложения с получившимися словосочетаниями.
Составление схемы предложения с выделением данного звука.
Например, Соня ела сыр.
С с
Соня и Саня тоже постарались – они составили рассказ о том, как они готовили обед, но некоторые слова в рассказе обозначили рисунками. Прочитаем.
Соня и Саня варят … (картинка суп). В суп кладут … (картинка мясо), … (картинка соль ). Соня греет чай. В чай кладут…(картинка сахар ). Саня любит …(картинка сок). К чаю …(картинка сыр), (картинка колбаса).
И …обаке дали ку…ок мя…а.
-Как Соня и Саня позаботились о собаке?
XVI. Итог занятия.
- Какой звук учились говорить?
- Оценка деятельности детей.