Оборудование: таблицы с примерами самомассажа, слогов, карточки со словами, таблицы дыхательной гимнастики, предметные картинки, чистоговорки.
Ход занятия
I. Организационный момент. Здравствуй. Присаживайся, начнём наше занятие.
1. Игра «Цепочка слов». Перед тобой картинки, назови их. Подбери слово так, чтобы последний слог первого слова стал первым слогом второго слова. Серия картинок перед тобой.
2. Определение темы занятия. Какой звук повторяется в словах туЧа, каЧели, Чайка? (Звук Ч)
II. Основная часть. Перед тем, как начать закреплять правильное произношение звука Ч,выполним массаж лица и шеи (упражнения и их количество на усмотрение логопеда).
1. Самомассаж мышц лица и шеи.
Массаж лба.
Упражнение №1. Поглаживание лба от середины к вискам.
Упражнение №2. Разминание лба от середины к вискам.
Упражнение №3. Растирание лба от бровей к волосистой части головы.
Упражнение №4. Массаж точек над линией бровей, от середины к периферии.
Массаж щёк и скуловых мышц.
Упражнение №1. Вращательные поглаживающие движения по поверхности щёк.
Упражнение №2. Поглаживающие движения от середины подбородка к мочкам ушей.
Упражнение №3. Спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей.
Упражнение №4. Пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.
Массаж губ.
Упражнение №1. Поглаживание губ от середины к углам.
Упражнение №2. Разминание губ от середины к углам.
Упражнение №3. Пощипывание губ от середины к углам.
2. Дыхательная гимнастика. Вспомни дыхательные упражнения, которые мы делали на прошлом занятии.
3. Артикуляционная гимнастика. Выполнение знакомых ребёнку упражнений.
4. Артикуляция и характеристика звука Ч. Вспомни правильную артикуляцию звука Ч.
Губы округлые и вытянуты вперёд «рупорочком».
Зубы приоткрыты, на расстоянии «большая» дорожка.
Язык широкий, его передняя часть высоко поднята за верхние зубы и образует щель с передними резцами, через которую выдыхаем горячий, прерывистый «ветерок»: Ч-Ч-Ч…
Горлышко молчит.
Звук Ч – согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий, в схемах обозначаем зелёным цветом.
5. Чтение слогов и слоговых цепочек. Повторить слоги и цепочки слогов.
7. Упражнение «Где спрятался звук Ч»? Правильно назови все предметы. Определи место звука Ч в слове(в начале, середине или в конце). Соедини схемы с подходящими картинками. Составь с этими словами предложения.
8. Игра «Назови ласково». Назови картинки. Как можно назвать эти предметы одним словом? Назови каждый предмет на картинке ласково. Например:вилка-вилочка.