Цели: воспитывать потребность к логопедическим и физкультурным упражнениям, закреплять умение выполнять статистические упражнения, артикуляционную гимнастику, сосредотачивать внимание на дыхании, закреплять правильную артикуляцию шипящих звуков, развивать фонематический слух.
Оборудование: карандаши с гранями, индивидуальные зеркала и ленточки с колечком на конце (по количеству детей), аудиозаписи «Звуки природы», «Звуки животных»
Предварительная работа: прочитать сказку Р. Киплинга «Маугли».
Ход занятия:
1. Игровая мотивация.
- Ребята, вы любите сказки? Какие? Сегодня я вам предлагаю отправится в сказку «Маугли» (на экране появляется картинка маугли). Слайд № 1. Хотите? (Да.)
Как мы можем добраться до сказочных джунглей? (Пойдем пешком.) Слайд №2.
2. Игровая гимнастика «Прогулка в лес»
В джунгли мы отправимся гулять, Дети маршируют.
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем Ходят «змейкой» между
Друг за дружкою гуськом. «кочками».
На носочки встали
И к джунглям побежали. Бегут
Ноги выше поднимаем, Ходят высоким подниманием
На кочки мы не наступаем. бедра,перешагивая через «кочки»
И снова по дорожке мы весело шагаем. Маршируют
Слайд № 3.(Картинка джунгли). Вот мы и оказались в сказочных
Осветило дальний лес,Поднять руки через стороны вверх
И сцепить пальцы над головой.
Полный сказок и чудес. Чуть отклониться вправо- влево.
Холод ночи раскидало,Опустить руки через стороны вниз.
Всех детишек приласкало.Скрестить руки на груди, как бы обнимая себя
В густых джунглях может подстерегать опасность. Ходит, бродит хромой тигр Шер-Хан (изображение тигра) Слайд №5.
Посмотрите на него, какое мы изобразим выражение лица?
4. Поза «Лев ищет добычу». Сесть на колени, спина прямая, язык прижат к нёбу. Медленно поворачивать голову направо и налево.
Логопед: Прогоним сердитого и злого тигра, можем громко зарычать, а можем развести огонь и он убежит!
5. Самомассаж рук «Добываем огонь».
Дети энергично растирают ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь:
Взяли палочку в ладонь
Сильно палочку покрутим
И огонь себе добудем. (Слайд №6)
Логопед: Вот мы и прогнали сердитого Шер-Хана! (Слайд № 7)
Улыбнемся друг другу.
Логопед: Волки принимают Маугли в свою семью и защищают его от Шер –Хана. (на экране изображение волчат с Маугли, (Слайд № 8).
У волчат была игра «Кто дольше пропоет свою песню». Давайте и мы попробуем поиграть.
6. Игра для развития речевого выдоха. (Слайд № 9)
Дети стоя делают вдох через нос, задерживают дыхание и на выдохе долго тянут «у-у-у…» (3 раза)
Логопед: Когда волки собирались на совет, приходил и медведь Балу. (на экране изображение медведя, (Слайд № 10) Он очень любил делать гимнастику для языка:
7. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков (Слайд № 11)
«Заборчик» Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И».
«Слоник» Сделав «Заборчик», вытянуть губы вперед, округлив как при звуке «О».
Чередование «Заборчик» - «Трубочка»
«Блинчик» Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.
«Вкусное варенье» Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать
«Остудим чаек» Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки.
Логопед: А еще на совет приходила черная пантера Багира
(на экране изображение пантеры, слайд №12).
Пантера – большая кошка, но ведет она себя как наши обычные домашние кошки.
8. Поза доброй кошки (Слайд № 13, 14)
И.п. – стойка на коленях, руки и бедра перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно понять голову, обращая внимание на позвоночник. Плавно максимально прогнуться в пояснице. Удерживать позу 5 – 10 секунд. Дыхание спокойное.
9. Поза сердитой кошки. (Слайд № 15)
И.п. то же. Голову опустить, спину плавно прогнуть вверх. Дыхание произвольное. Удерживать позу 5-10 секунд. Как кошка голос подает?
Логопед: Другом и помощником Маугли становиться удав Каа.
(на экране изображение удава.) (Слайд № 16)
- «А как змея шипит?» Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш. Очень любит Каа проговаривать чистоговорки: Ша - ша - ша - как погода хороша! Шу -шу - шу - никуда я не спешу. Ши - ши - ши - свежим воздухом дыши! Шо - шо - шо - солнце греет хорошо! Шэ - шэ - ше - как приятно на душе!
Маугли очень любит ловить рыбу, но для этого нам нужно размять свои пальчики.
11. Пальчиковая игра «Наши пальцы» (Слайд № 17)
Пальцы встали дружно в ряд: Дети показывают ладони с
Десять крепеньких ребят выпрямленными пальцами,
сжимают пальцы
в кулаки.
Эти два - всему указки, Показывают два указательных пальца,
Все покажут без подсказки. остальные пальцы придерживают большими
Пальцы - два середнячка, Касаются средними пальцами друг друга.
Два здоровых бодрячка.
Ну а эти – безымянны, Показывают безымянные пальцы, .
Молчуны, всегда упрямы. придерживая остальные пальцы большими
Два мизинца – коротышки, Показывают мизинцы.
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них- Показывают два больших пальца, остальные
Два больших и удалых. сжимают в кулаки
Логопед: Давайте и мы с вами порыбачим.
12. Подвижная игра «Ловись, рыбка» («Ловишки с ленточкой»). (Слайд № 18)
Дети закрепляют сзади за пояс ленточку с кольцом. Перед участниками стоит задача – как можно больше «наловить рыбок», оторвав ленточку у соперников, стараясь сохранить свою игрок, потерявший свою «рыбку», выбывает из игры.
13. Самомассаж ушей, щек и рук.
Наши ушки не простые, Погладить ушки
наши ушки золотые, массажировать мочки ушей
ученые, смышленые,
замечательные
Логопед: Маугли очень любит полежать на песочке, закрыв глаза, послушать как паучок поет свою песню.
14. Релаксация «Шавасана - медитация» (Под музыку «Звуки природы»)
(Слайд № 19)
Логопед предлагает детям лечь на спину, под музыку читает фразы расслабления:
Ножки расслабились, ручки расслабились, спина расслабилась, живот расслабился, лицо расслабилось. Все тело полностью расслабилось. Тело становиться легким и невесомым, как воздушный шарик. Подул ветерок, и мы полетели вдоль земли.
Над нами голубое небо, а под нами большая поляна с красивыми цветами и веселыми птицами. Опускаемся на поляну, слушаем, как шелестит трава, журчит ручей, поют птицы. (2- 5 минут дети лежат, слушая музыку.)
Опять подул легкий ветерок. Мы, как легкие шарики, поднялись в воздух и полетели обратно. Прилетели, вдохнули и с выдохом опустились на коврик. Почувствовали свое тело, свой коврик. Мы здесь и сейчас. В детском саду. Открыли глаза. Перевели ручки за голову и потянулись ножками и ручками. Повернулись на левый бок, легли на спинку, повернулись на правый бочок, полежали немного, сели, потянулись сидя и улыбнулись.