Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему: "Путь Маугли от воспитанника джунглей до их вожака".
Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему: "Путь Маугли от воспитанника джунглей до их вожака".
Цель : систематизировать и подытожить знания, полученные в течение изучения темы ;
развивать умение сжато и грамотно отвечать на вопросы, характеризовать героев,
умение работать в творческих группах, излагать собственное мнение,
воспитывать любовь к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле.
Оборудование: иллюстрации к сказке, кроссворд, декорации «джунгли» на доске,
детские рисунки к сказке, маски, аудиозаписи песен: «Маугли»-
Р.Газманов, «Красная книга»- О.Газманов, портрет Р. Киплинга, звуки из
мультфильма «Маугли», бананы, листья на дерево каждому ученику.
ХОД УРОКА:
Орг.момент.
Сообщение темы, целей урока. ( Портрет Р. Киплинга)
Учитель: Мы закончили изучение сказки «Маугли» и сегодня подведём итог, дадим характеристику главным героям, выясним идейно-художественное содержание сказки.
Работа над темой и идейно-художественным содержанием.
- Какова тема сказки? - С чего начинается? ( послушайте запись)
Учитель включает аудиозапись начала сказки «Маугли».
- Как ведут себя волки после сна? - Что происходит потом? Прочитайте.
- Кто появился в пещере? Зачем он пришёл? - Как вёл себя Акела на скале совета? Прочитайте.
- Кто был против Маугли? Почему? - Что решил Совет Стаи? Прочитайте.
Учитель: Послушайте, как отреагировал Маугли на это решение. (Запись «Я – волк!»_)
Работа в командах.1)команда – Объяснить значение слова «джунгли». Назвать Законы джунглей.2)команда – Почему Закон джунглей запрещает охотиться ради развлечения? Кто поддерживал Маугли? Почему?3) команда - Что придумала Багира, чтобы Маугли стал вожаком? Почему жители джунглей называют огонь Красным цветком?
- Вопрос для всех команд: Какие законы – законы человеческого общества или Законы джунглей – справедливее и почему? Чем они похожи?
Творческая работа в группах.
?Учитель: А сейчас, ребята, мы займёмся музыкой. Но не забывайте, что вы работаете в команде и получаете бананы.
Учитель подводит итоги индивидуальной работы и работы команды, награждает номинациями :
- самые дружные - самые умелые - самые смышленые
Вывод о главном герое. Маугли - это Повелитель Джунглей, потому что человек более мудр и умеет пользоваться Красным цветком - огнем. Маугли – хозяин всего тропического леса, отважный, решительный, ловкий, справедливый и мудрый . Но голос крови вынуждает его покинуть Джунгли и вернуться к людям .
Ассоциации. Идея сказки.
Учитель: А теперь покажите, какие вы выбрали цвета и скажите, пожалуйста, что означают эти цвета в природе: черный, синий, зеленый, красный, желтый, голубой, коричневый . Следовательно, сказка "Маугли" - это произведение о природе и зверях, - и на нас, людях, лежит большая ответственность за их судьбу . Мы должны беречь, любить природу, потому что мы с вами являемся её частицей.
Разгадывание кроссворда. ?
- Послушаем песню О. Газманова «Красная книга». В ней говорится о том, что мы должны беречь всё живое на Земле. (Звучит запись песни.)
Заключение. - Как ни хочется, а придется нам покинуть эти чудесные джунгли, потому что путешествие в страну обезьян, к сожалению, заканчивается . Перед вами дерево, на котором нет ни одного листочка, оно голо. Так и мы с вами, когда только начали изучать сказку Киплинга, ничего не знали об этом писателе и его творчестве . А теперь мы вооружились знаниями и можем укрыть это дерево листьями.
И это дерево мы можем назвать "Деревом знаний" .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока по литературе и музыке на тему: "Путь Маугли от воспитанника джунглей до их вожака". »
Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 3 классе.
Тема . Путь Маугли от воспитанника джунглей до их вожака. (Закрепление.)
Цель : систематизировать и подытожить знания, полученные в течение изучения темы ;
развивать умение сжато и грамотно отвечать на вопросы, характеризовать героев,
умение работать в творческих группах, излагать собственное мнение,
воспитывать любовь к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле.
Оборудование: иллюстрации к сказке, кроссворд, декорации «джунгли» на доске,
детские рисунки к сказке, маски, аудиозаписи песен: «Маугли»-
Р.Газманов, «Красная книга»- О.Газманов, портрет Р. Киплинга, звуки из
мультфильма «Маугли», бананы, листья на дерево каждому ученику.
ХОД УРОКА:
Орг.момент.
Сообщение темы, целей урока. ( Портрет Р. Киплинга)
Учитель музыки: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок – интегрированный. Это значит, мы будем заниматься и литературой, и музыкой.
Учитель: Мы закончили изучение сказки «Маугли» и сегодня подведём итог, дадим характеристику главным героям, выясним идейно-художественное содержание сказки.
Вступительная часть.
- Чтобы лучше понять особенности сказки, представим, что мы в джунглях. Ребята будут работать в группах: 1-писатели, 2-артисты, 3-художники. Работа в команде требует от вас слаженности, сосредоточенности, смекалки, товарищества. За правильные грамотные ответы вы будете получать бананы.
Работа над темой и идейно-художественным содержанием.
- Какова тема сказки?
- С чего начинается? ( послушайте запись)
Учитель включает аудиозапись начала сказки «Маугли».
- Как ведут себя волки после сна?
- Что происходит потом? Прочитайте.
- Кто появился в пещере? Зачем он пришёл?
- Как вёл себя Акела на скале совета? Прочитайте.
- Кто был против Маугли? Почему?
- Что решил Совет Стаи? Прочитайте.
Учитель: Послушайте, как отреагировал Маугли на это решение.
(Запись «Я – волк!»_)
Работа в командах.
1)команда – Объяснить значение слова «джунгли». Назвать Законы джунглей.
2)команда – Почему Закон джунглей запрещает охотиться ради развлечения? Кто поддерживал Маугли? Почему?
3) команда - Что придумала Багира, чтобы Маугли стал вожаком? Почему жители джунглей называют огонь Красным цветком?
- Вопрос для всех команд: Какие законы – законы человеческого общества или Законы джунглей – справедливее и почему? Чем они похожи?
Физминутка «Зверобика». (учитель музыки)
- А сейчас, прежде, чем получить новые задания, команды отдохнут.
Творческая работа в группах.
Учитель: Сейчас каждая команда получит творческое задание.
1 команда «Артисты» - инсценирование эпизодов из сказки.
2 команда «Писатели» - напишут эссе о герое, который больше
понравился и почему.
3 команда «Художники» - нарисуют иллюстрации к сказке.
- Во время вашей работы будет звучать песня «Маугли» в исполнении Р. Газманова.
1 команда показывает 2 зпизода:
й отрывок.
Волчица: - Это и есть человеческий детеныш? Какой маленький, а какой смелый.
Волк: - Он совсем безволосый. Я мог бы убить его одним шлепком. Погляди, он смотрит и не боится.
Табаки: - Господин, господин, он вошел сюда !
Волк: - Что нужно Шер-Хану ?
Шер-Хан: - Мою добычу! Человеческий детеныш вошёл сюда. Отдайте мне его!
Волк: - Волки свободный народ. Они слушаются только Вожака Стаи, а не всякого полосатого Людоеда.
Волчица: - Человеческий детеныш наш !
Шер-Хан: - На своем дворе всякая собака лает. Посмотрим, что скажет Стая…
Табаки: - Посмотрим, что скажет Стая.
2-й отрывок.
Акела: - Кто за этого детеныша?
Балу: - Человечий детеныш? Ну что же …я за детеныша. Он никому не принесет вреда. Пусть бегает со Стаей.
Акела: - Балу учитель наших детей, он сказал свое слово. Кто еще будет говорить ?
Багира: - Я знаю, что не имею права говорить здесь, но прошу у вас позволения
Акела: - Говори.
Багира: - Стыдно убивать безволосого детеныша. Кроме того, он станет отличной забавой для вас, когда подрастет. А я к слову Балу прибавлю буйвола.
Акела: - Люди и их детеныши очень умны. Когда-нибудь он станет нашим помощником.
2 команда зачитывает 2 эссе.
3 команда показывает иллюстрации и прикрепляет к доске.
Учитель: А сейчас, ребята, мы займёмся музыкой. Но не забывайте, что вы работаете в команде и получаете бананы.
Слушание музыки «Не дразните собак». Вступительное слово учителя музыки.
Анализ выразительных средств, построения и содержания песни.
Разучивание 1 куплета песни.
Исполнение с солистами под минусовку.
Выводы, итоги изучения песни.
Подведение итогов работы в группах.
Учитель подводит итоги индивидуальной работы и работы команды, награждает номинациями :
- самые дружные
- самые умелые
- самые смышленые
Индивидуальная работа. Характеристика героев сказки.
Учитель : Дети ! Вы показали, что умеете работать в команде, а теперь посмотрим, как вы умеете работать индивидуально . Теперь уже каждый из вас будет зарабатывать себе оценку . Сейчас мы попробуем дать характеристику действующим лицам сказки . Давайте назовем всех персонажей и начнем с главного . ( Дети называют героев сказки ).
- Сейчас я вам предлагаю цитаты из текста, а вы,, прослушав их, скажете, каким героям сказки они принадлежат. Отгадав, вы выберете один из цветов, что у меня в руке, который, по вашему мнению, ассоциируется с этим персонажем и почему – опишете его черты характера . Поэтому слушайте.
Шакал Табаки (лицемерное самоунижение) "Для такого ничтожного лица, как я, всякая обгрызанная кость - уже настоящий пир".
Отец Волк (считает необходимым,, чтобы все придерживались Законов Джунглей.) "По Законам Джунглей он не имеет права менять место охоты без заблаговременного предупреждения ".
Мать Волчица (смело выражает свое мнение о Шерхане) "Это я отвечаю тебе. Человеческий детеныш мой! Слышишь ты, Хромой, - только мой. И его не убьют ! Он будет жить и бегать в нашей Стае, будет охотиться вместе с нами ! А теперь убирайся отсюда ! "
Пантера Багира (умная, хитрая, сильная ) "Убивать голых детенышей - просто позор .Он может стать вам помощником, когда подрастет, Балу встал на его сторону. К словам Балу я добавлю буйвола, жирного, только что убитого".
Медведь Балу (умный, пользуется авторитетом среди зверей, немного ленивый ) "Человеческий детеныш ! Я вступлюсь за человеческого детеныша . Он не принесет нам никакой беды. Я не умею говорить красноречиво, но говорю правду .Пусть он бегает в Стае и вступит в неё вместе с другими. Я сам буду его учить ".
Волк Акела (мудрый, добрый, рассудительный) "Свободное племя! Двенадцать лет я водил вас на охоту и за это время никто из вас не попал в ловушку, никого из вас не искалечило. Теперь я не убил свою добычу, вы знаете, что против меня был тайный заговор. Это было хитро подстроено. Теперь вы имеете право убивать меня здесь, на Скале Совета ".
Учитель: А теперь дадим характеристику Маугли.
(Включается запись из сказки «Мы одной крови»)
положительные черты МАУГЛИ отрицательные черты
Воспитание
- С каким цветом у вас ассоциируется этот персонаж ?
Вывод о главном герое.
Маугли - это Повелитель Джунглей, потому что человек более мудр и умеет пользоваться Красным цветком - огнем. Маугли – хозяин всего тропического леса, отважный, решительный, ловкий, справедливый и мудрый . Но голос крови вынуждает его покинуть Джунгли и вернуться к людям .
Ассоциации. Идея сказки.
Учитель: А теперь покажите, какие вы выбрали цвета и скажите, пожалуйста, что означают эти цвета в природе: черный, синий, зеленый, красный, желтый, голубой, коричневый . Следовательно, сказка "Маугли" - это произведение о природе и зверях, - и на нас, людях, лежит большая ответственность за их судьбу . Мы должны беречь, любить природу, потому что мы с вами являемся её частицей.
Физминутка «Звери». (музыкальная)
Учитель: Молодцы, дети, а теперь для закрепления материала я предлагаю вам разгадать кроссворд .
Разгадывание кроссворда. По горизонтали:
Как называлась гора, где решался главный вопрос для жизни человеческого детёныша? (скала Совета)
2. Как звали животное, которое легло чёрной тенью посреди круга? (Багира)
3. Где происходит действие сказки? (Джунгли)
По вертикали:
4. Как называется волчья семья? (Стая)
5. Кто был учителем волчат? (Балу)
6. Какой был волчий народ? (Свободный)
7. Самое злое животное в произведении? (Тигр)
8. Как звали главного героя в произведении? (Маугли)
Итог урока. Рефлексия.
- Давайте ещё раз подчеркнём, чему учит нас сказка «Маугли»?
- Послушаем песню О. Газманова «Красная книга». В ней говорится о том, что мы должны беречь всё живое на Земле. (Звучит запись песни.)
Заключение.
- Как ни хочется, а придется нам покинуть эти чудесные джунгли, потому что путешествие в страну обезьян, к сожалению, заканчивается . Перед вами дерево, на котором нет ни одного листочка, оно голо. Так и мы с вами, когда только начали изучать сказку Киплинга, ничего не знали об этом писателе и его творчестве . А теперь мы вооружились знаниями и можем укрыть это дерево листьями.
У вас на партах лежат листочки, но прежде чем эти листочки вы прикрепите на дерево, напишите на них, чему вас научила эта сказка.
(Меня эта сказка научила любить и уважать природу, животных, сочувствовать чужому горю . (Дети прикрепляют листочки на дерево )