Логопедическое занятие «Дифференциация С-Ц»
Цели:
Образовательная:
Уточнить правильную артикуляцию звуков С-Ц, дать их сравнительную характеристику, формировать умение различать на письме С-Ц в словах и предложениях;
Формировать навыки звукового анализа и синтеза слов сложной звуковой структуры;
Коррекционно-развивающая:
Развивать фонетико-фонематические процессы;
Развивать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;
Развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательная:
Воспитывать культуру речи, прививать интерес к занятиям;
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи во время совместной работы.
Ход занятия:
I.Орг.момент.
-На место сядет тот, кто назовет вежливое слово.
II.Артикуляционная гимнастика.
III. Основная часть.
1.Введение в тему.
-Отгадайте загадки.
В будке живет,
Кости грызет,
Лает и кусается-
Как называется? (собака)
На болоте я живу,
По болоту я хожу.
Если прыгнет вдруг лягушка,
Будет «прыгать» в моём брюшке! (цапля)
На доску вывешиваются картинки с изображением отгадок.
-Назовите первый звук в слове собака, цапля.
-Вы догадались, что тема нашего сегодняшнего занятия - различение звуков С-Ц.
2. –Дадим характеристику звукам С-Ц.
-Звук С-согласный, твердый, глухой.
-Звук Ц -согласный, твердый, глухой.
3.Послушайте загадки и запишите отгадки.
Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос
Лет тыщу рос. (слон)
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая………(сорока)
Он весною прилетает,
Садоводам помогает.
Строим мы ему дворец,
Называется….(скворец)
Кто там очень громко лает,
Никого в дом не пускает?
Злая видимо, однако,
Ведь зовут ее-…..(собака)
Ходит-бродит по болоту
На ходулях тонких кто-то;
Без сетей, без закидушек
Ловит рыбу и лягушек. (цапля)
Во дворе стоит дворец,
Там живет один певец.
Очень ловкий молодец,
И зовут его (скворец)
-Подчеркните букву С-одной чертой, Ц-двумя чертами.
4. К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика.
-Запишите предложения. Подчеркните С – одной чертой, Ц – двумя чертами.
солнце расцвели
цветы отрывается
водица светит
курица созревает
пуговица льется
огурец клюется
5. Физминутка
6. Работа у доски.
-Закончите предложения, вставив пропущенные слова.
-Запишите предложения.
На дереве сидит …………………….
На небе ярко светит…………………
На цепи сидит……………………….
У курицы желтые…...……………….
В сахарницу насыпали………………
На грядке вырос зеленый……………
На клумбе расцвели………………….
7.Работа со словом.
-Определите положение звуков С-Ц – в начале, середине, конце слова.
8. Работа по карточкам.
-Вставьте в слова пропущенные буквы С-Ц.
Ли.и.а, кури.а, куни.а, зая., плове., молоде., храбре., .кворе., медведи.а, ку.т, оте., гу.ени.а.
-Подчеркните С-одной чертой, Ц-двумя.
9. Работа с предложением.
-Составьте с этими словами предложения.
-Записать 3 предложения.
III. Итог занятия
– Какие звуки мы сегодня различали?
–Какие задания было легко выполнять?
– Какие задания вызвали трудности?
– Спасибо за занятие!