kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедическое занятие "Автоматизация звука Р в словах, предложениях, связной речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был проведен с группой учащихся первых классов, имеющих фонетико – фонематическое нарушение речи. Для данной категории детей характерно дефектное произношение 2 – 5 звуков, распространяющихся на одну – две группы оппозиционных звуков. У детей недостаточно сформированы фонематические процессы, звуковой анализ и синтез.

   Основным направлением данного урока является развитие звуковой стороны речи, развитие фонематического восприятия, с опорой на слуховой и  речедвигательный анализаторы. Занятие проводилось с опорой на наглядный материал, что придало занятию более качественное усвоение темы.

   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие "Автоматизация звука Р в словах, предложениях, связной речи"»


Конспект

открытого логопедического занятия с группой детей, имеющих фонетико – фонематическое нарушением речи.

1класс


Ганноченко Татьяна Анатольевна

учитель – логопед логопедического

пункта при ОШ IIII ступени №8.

г. Макеевка, Донбасс.


Данный урок был проведен с группой учащихся первых классов, имеющих фонетико – фонематическое нарушение речи. Для данной категории детей характерно дефектное произношение 2 – 5 звуков, распространяющихся на одну – две группы оппозиционных звуков. У детей недостаточно сформированы фонематические процессы, звуковой анализ и синтез.

Основным направлением данного урока является развитие звуковой стороны речи, развитие фонематического восприятия, с опорой на слуховой и речедвигательный анализаторы. Ведется сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане, соотнесение звуков с соответствующими буквами. Занятие проводилось с опорой на наглядный материал, что придало занятию более качественное усвоение материала.

Тема: Автоматизация звука Р в словах, предложениях, связной речи.


Цель: Закрепить правильное произношения зв. Р в словах, предложениях, связной речи;

- закрепить умение определять место звука Р в слове;

- развивать фонематический слух, навыки звуко – буквенного анализа;

- обогащать словарный запас детей новыми словами;

- развивать связную речь; память, внимание;

- воспитывать чувство товарищества;

- развивать мелкую моторику рук.


Оборудование: профиль артикуляции звука Р, сказочный персонаж Карлсон, зеркала, раздаточный материал, предметные картинки, фрагмент компьютерной программы « Развитие мелкой моторики».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. 1. Нервно – психологическая подготовка:

- Сегодня на занятии мы будем работать под таким девизом:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.


а) Давайте вспомним, с помощь чего мы разговариваем? Какие органы помогают нам при разговоре?

б) На логопедических занятиях мы учимся правильно и красиво произносить звуки. Чтобы чисто выговаривать звуки речи, надо язык сделать послушным. В корзиночке у меня много слов. Слышите, как они шуршат? А вылезать не хотят. Они не знают, хорошо ли говорят дети, послушны ли у них губы, язык? А это мы сейчас и проверим, сделаем упражнение для губ и языка.

Логопед

Ученики показывают

Толстые внуки приехали в гости.

«Толстячки» надули щёки.

С ними худые, лишь кожа да кости.

«Худышки» втянули в себя щёки.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись.

«Улыбка»

Поцеловать они всех потянулись.

«Трубочка».

Утром проснулись – почистили зубы: влево и вправо, внутри и снаружи.

«Чистим зубы»

Блюдца поставят – положат блины нам.

«Лопаточка»

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.

«Дуем на лопаточку»

Блинчик жуём.

«Жуём блинчики»

Следующий блинчик – с вареньем закусим.

«Вкусное варенье»

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

«Чашечка»

Вкусный был завтрак – мы губки оближем

«Облизываем губки по кругу»


2. К нам на занятие пришел сказочный герой. А кто это – вы должны отгадать самостоятельно:

Он весёлый, заводной,

И пропеллер за спиной,

Поднимает настроенье,

Любит сладкое варенье,

Малыша всегда смешит.

Кто же это? Подскажи!


- Кто это?

- Правильно! Я думаю всем нравится этот сказочный герой, вы все, наверное, смотрели мультфильм про него и полюбили за добрый и веселый характер.


II. Знакомство с темой занятия.

1. Дети! К нам Карлсон пришел потому, что в его имени есть звук, который мы с вами начали учить правильно произносить. Карлсон хочет услышать, как вы это можете делать.


- Вспомните, какой это звук? (характеристика звука Р).

- Какой буквой он обозначается на письме?

- Напомним Карлсону правильную артикуляцию звука Р. Выставляется профиль артикуляции звука Р. (Язык широкий, в форме чашечки, поднят к альвеолами. Кончик языка вибрирует).







2. Активизация знаний учащихся.

а) Все мы знаем, что Карлсон может летать.

- С помощью чего он летает? Давайте заведем моторчик. Как он звучит?

Р-р-р-р-р-р-р-…..

Дети «рычат» перед зеркалами. Проводится индивидуальная работа с учениками, которые требуют произношения зв. Р с механической помощью (с помощью соски или ухочистки).

б) Проговаривание и чтение слогов и чистоговорок;

Ру – ру – ру – я зашью дыру

Ру – ру – ру – посуду уберу

Ра – ра – ра – вставать уже пора

Ру – ру – ру – листья соберу

Ру – ру – ру – скачет кенгуру

Ра – ра – ра – у лисы нора

Ры – ры – ры – летают комары

Ры – ры – ры – у зайца нет норы

Тры – тры – тры – у Вани две сестры

Тру – тру – тру – пыль везде сотру

Дро – дро – дро – новое ведро

Тра – тра – тра – в детский сад идем с утра


в) Игра «Поймай звук».

Карлсон принес небольшое стихотворение. Я его прочитаю, а вам необходимо хлопнуть в ладошки, когда услышите звук Р.

Дни и ночи напролёт

Роет крот подземный ход.

Что же надо там кроту?

Потемнее темноту.


К нам во двор забрался крот.

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот раскроет рот.

- Какие слова со звуком Р вы запомнили.

- На каком месте стоит зв. Р в слове КРОТ?

- Кто такой КРОТ? Где он живет?

-Придумайте предложение с этим словом.


III. Развитие мелкой моторики рук. (компьютерная игра).

Мы капусту рубим, Мы делили апельсин. Эта долька для бобра,

Мы морковку трем, Много нас, а он один. А для волка кожура.

Мы капусту солим, Эта долька для ежа, Он сердит на нас, беда.

Мы капусту жмем. Эта долька для стрижа, Разбегайся кто куда.

Эта долька для утят

Эта долька для котят.


IV. Закрепление произношения зв. Р в словах и предложениях.

а) Карлсон принес нам интересную игру. Посмотрите на рисунки и подберите необходимый фрагмент, используя шарики (каждому ребенку раздается картинка с рисунком и круг с элементом рисунка).

- Назовите все рисунки.

- Найдите рисунки, в названиях которых есть звук Р. Определите место звука Р в этих словах.

- Придумайте предложения с этими словами.


б) Игра « Что пропустил художник». Произнести четко и внятно.


Дед Мороз без бороды. Корова без рогов. Буратино без рта. Самовар без краника. Ведро без ручки. Куртка без рукава. Шторы без карниза.








V.Физминутка.

VI.Работа с тетрадью.

Дети, Карлсон принес вам вот такие интересные тетради. Принес потому, что не может сам разобраться с заданиями. Давайте ему поможем (детям раздаются мини тетради с заданиями).

а)Игра «Найди звук»

Посмотрите на написанные буквы. Карлсон не может найти, как правильно пишется буква Р, давайте ему поможем. Обведите кружочками верное написание буквы Р.




б) Написание буквы Р по контуру с проговариванием.

в) Найти зашифрованную букву:

г) Рассмотрите рисунки. Кто нарисован?

- Дорисуйте шелуху у рыбы проговаривая звук Р. Определите место звука Р в словах. Какое еще слово со звуком Р есть на картинке? Что оно обозначает?

- Записать эти слова в тетрадь.

- Придумать предложения с этими словами. Подчеркнуть букву Р.




д) Сегодня у Карлсона День рождения. Мы приготовили ему подарки. По теням определите, что будем дарить Карлсону:



Выяснить значение каждого слова. Записать в тетради слова «робот», «ракета».

VII.Закрепление звука Р в связной речи.

Карлсон принес нам интересную сказку «Рукавичка», но эта сказка не похожа на ту, которую мы уже слышали.

- Скажите, какое сейчас время года?

- Какая погода стоит зимой?

- Какой праздник мы будем праздновать?

- А теперь слушаем сказку:

Рукавичка.

Тихо падал снежок. На небе блестели глазками звездочками. По лесу шел Дед мороз. Он очень спешил. Скоро Новый год. Ему необходимо вовремя детям принести подарки. Шел он, шел и …потерял рукавичку. Лежит рукавичка на снежку. Тихо вокруг. Вдруг рукавичку увидел крот, потом прибежал цыпленок, за ними прибежал в припрыжку зайка, подполз рак, ежик и муравей. Последним пришел медведь. Все влезли в рукавичку. Там им тепло. Сидят и греются. Вдруг кто-то постучал в рукавичку. Выглянули зверюшки, а около рукавички стоит черепаха.

- Всем привет!- поздоровалась черепаха и начала укорять зверюшек:

- И не стыдно вам? Не ваша это рукавичка. Вы как будто в чужой домик залезли и сидите, греетесь!

- А что же тут плохого? Рукавичку кто- то потерял, значит, она ничья! Нам тут хорошо. Живем дружно, никто не ссориться. Так и зиму переживем. Спасибо тому прохожему, который ее потерял.

- Так вы же хорошо знаете, кто потерял рукавичку. Это же Дед Мороз. Он сейчас идет к детками у него очень замерзли руки. Давайте ему рукавичку отнесем. А дедушка тем временем пропажу обнаружил и вернулся за нею. Вдруг видит - рукавичка сама к нему идет навстречу. Подошли зверюшки ближе и говорят:

- Мы немного погрелись и возвращаем тебе рукавичку.

А дедушка усмехнулся и говорит:

- Спасибо вам за добрые слова! За добро я вам подарю этот маленький двух этажный домик. Но одно условие – на первом этаже будут жить звери, в названии которых есть звук Р, а на втором – картинки, в названии которых нет звука Р.

- Дети раскрашивают картинки.

- Дети расставляют картинки по этажам домика, определяя место звука Р.

- Пересказ сказки.



VIII. Итог занятия. Ребята! Какие вы молодцы. Вы познакомили Карлсона со звуком Р.. Научили его правильно произносить этот звук в словах, предложениях и связной речи. На прощание Карлсон дарит вам вот такие интересные листочки с домашним заданием.

IX. Домашнее задание:

Рассмотри картинки.

Назови картинку на слог РА и обведи ее контур красным карандашом.

Назови картинку на слог РО и обведи ее контур зеленым карандашом.

Назови картинку на слог РЫ и обведи ее контур синим карандашом.

Назови картинку на слог РУ и обведи ее контур желтым карандашом.

Закрой страницу. Припомни и назови все картинки.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Логопедическое занятие "Автоматизация звука Р в словах, предложениях, связной речи"

Автор: Ганноченко Татьяна Анатольевна

Дата: 05.02.2016

Номер свидетельства: 288826

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Автоматизация звука Ш в словах "
    ["seo_title"] => string(34) "avtomatizatsiia-zvuka-sh-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "137973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417454362"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Автоматизация "р" в словах,предложениях. "
    ["seo_title"] => string(45) "avtomatizatsiia-r-v-slovakh-priedlozhieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "189771"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427029314"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Альбом домашних заданий по автоматизации звука Л "
    ["seo_title"] => string(51) "al-bom-domashnikh-zadanii-po-avtomatizatsii-zvuka-l"
    ["file_id"] => string(6) "213853"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432146645"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Открытое коррекционно-развивающее занятие на тему "Автоматизация звука Ш" для ребенка с ОНР 3 уровня"
    ["seo_title"] => string(103) "otkrytoiekorriektsionnorazvivaiushchieiezaniatiienatiemuavtomatizatsiiazvukashdliariebienkasonr3urovnia"
    ["file_id"] => string(6) "309251"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458757688"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Логопедическое занятие на тему: "Суффиксы. В гостях у животных" "
    ["seo_title"] => string(72) "loghopiedichieskoie-zaniatiie-na-tiemu-suffiksy-v-ghostiakh-u-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "106894"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403107052"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства