Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению! Мяч - прекрасный инструмент для развития у детей общей и мелкой моторики, закрепления правильного произношения звуков и умения ориентироваться в пространстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Первые игрушки в образе любимых детских героев сказок и мультфильмов (Колобок, Лошарик, снеговик, Винни-пух, Крош, Чебурашка) имеют форму шара или состоят из шариков. Мяч имеет форму шара. Детям нравится играть с мячом, шарами. Почему?
Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению! Мяч - прекрасный инструмент для развития у детей общей и мелкой моторики, закрепления правильного произношения звуков и умения ориентироваться в пространстве.
Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью. Это соприкосновение даёт полноту ощущения формы. Игры с мячом считаются самыми распространенными, встречаются они почти у всех народов мира. В наше время любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк. В продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества- выбирай на вкус. Как правило, ребенка привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.
Однако опросы родителей за последнее время показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом , на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители игр с мячом, соответственно не могут научить и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называют футбол.
Игровые действия с мячом ,шариками, бусинами всегда были любимыми средствами организации и надежными помощниками в коррекционной работе. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметом круглой формы, усиливают эффект занятий. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики, назвав его «идеальным средством для упражнений». Поэтому я использую мяч на каждом занятии, проводя игры-упражнения по всем разделам коррекционно-логопедической работы: усвоении грамматических конструкций, автоматизации звуков, совершенствовании просодики речи, увеличении лексических единиц. Ребенок лучше усвоит, если повторит нужные слова 20-30раз, придерживаюсь принципа: «Многократность повторения - залог успеха».
На первоначальном этапе применяю игровые упражнения с воздушными шарами, так как «праздничный» атрибут позволяет установить контакт с самым застенчивым или упрямым ребенком. В непринужденной игре легче выяснить уровень моторной активности, общего развития, ориентировки в пространстве. В ходе таких игр отношения с обследуемыми детьми становятся более доверительными. Далее следует перейти к использованию неречевых игр с мячом, направленных на развитие координации движений и высших психических функций. Такие игры хороши тем, что позволяют педагогу в естественных для ребенка условиях выяснить на сколько ребенок ловок, сообразителен, умеет ли выслушать игровую задачу, как долго способен помнить задание, может ли соблюдать правила, как взаимодействует с партнерами по игре.
На следующем этапе в ходе индивидуального или подгруппового занятия можно использовать игры с мячом в качестве динамических пауз, с целью повышения двигательной активности. Активизации непроизвольного внимания, формирования произвольного внимания, развития пространственных представлений и повышения эмоционального тонуса. Универсальны игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики. Ребенок выполняет действия с мячом, сопровождая эти действия речью.
На всех этапах работы по автоматизации поставленных звуков использую игровые действия с мячом, шариками и фитболом, включая фразы- рифмовки, чистоговорки, стихи. А рифмованные фразы не только помогают уточнять игровую задачу, заинтересовать ребенка, но и побуждают к творчеству: дети включаются в сочинительство. Этот прием особенно важен, так как активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Еще ценность логопедических игр с мячом в том, что игровая ассоциация обладает общей склонностью самосохраняться, конструироваться, даже когда игра уже сыграна. Дети воспроизводят игровые действия с мячом , шариками самостоятельно, дома с родителями, на даче, во дворе со сверстниками. Так например: считалки с мячом «Вот со звуком Р считалка: рукавица, рак, русалка ,
груша, кенгуру, топор,
ранец, зебра, мухомор,
морж, тропинка, барабан,
тигр, парта, таракан»
В работе использую игры с мячом известных петербургских логопедов Т.А.Воробьевой, О.И.Крупенчук, которые представлены в книге «Логопедические игры с мячом» для развития мелкой и общей моторики, отработки звукопроизношения и многие др. Авторы «Двигательного игротренинга для дошкольников» А.А Потапчук и Т,С, Овчинникова разработали нестандартный подход к занятиям на фитболах с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии. Эти игры прекрасны в коррекционной практике. Система логопедических игр может использована в работе логопедами, воспитателями, родителями, дефектологами и др. Итак,игра с мячом несет только положительный результат: оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков, развивает общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, повышает эмоционального тонус и побуждает ребенка к общению.
Литература: 1.Воробьева Т.А, О.И.Крупенчук Логопедичекие игры с мячом –СПб: Изд.Дом «Литература, 2009
2. Филичева Т. Б. , Г. В. Чиркина. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: Школьная пресса, 2002.- 32с
3. Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. – М.: Владос, 2005.- 112с
4. Павлова Л. Н., Теречева М. Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Гласные и свистяшие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 240 с
Интегрированное физкультурно-речевое занятие в подготовительной группе с диагнозом ФФНР
Тема:
Дифференциация звуков «Ш» и «Ж» в слогах, в словах
Цель: Практическое усвоение правильного произношения звуков «Ш», «Ж» и их различие при помощи движений.
Задачи:
-способствовать формированию у детей таких физических качеств , как : ловкость, развитость координации, быстрота реакции с мячом\, развитию глазомера при метании в горизонтальную цель.
- воспитывать интерес к спортивным играм: «Здоровый» соревновательный дух.
-развивать мелкую моторику рук, автоматизировать в упражнениях звуки «Ш», «С», «Ж», «З»,и закрепить звуки «Ш», «Ж» в слогах, словах.
- продолжать работу над развитием фонематического слуха, над диафрагмальным дыханием, зрительно-моторной координации.
Оборудование:
- малые мячи
- фитбол
- корзины для метания
- домики с буквами
-ежик
-предметные картинки со звуками «Ш», «Ж» в разных позициях
-кубики разных размеров
- обручи
-скамейка
-стрелки-указатели
Ход занятия:
1.Сообщение цели занятия:
-Ребята, сегодня у нас необычное занятие и необычный гость-
-чтение загадки: Без тропинки , без дорог
прикатился к нам клубок.
Он в иголках острых сплошь,
Потому что это … (ЁЖ)
он приглашает вас в Лесную школу, чтобы вы научили его различать звуки:
Эти звуки спрятались в начале слов –отгадок:
« на сосну забрался мишка, там росла большая …(шишка)
«Узнать его нам просто, узнать его легко:
высокого он роста и видит далеко» (жираф)
В лесную школу нелегок путь, но вместе мы все преодолеем.
1 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Вам будут помогать схемы звуков. Чем отличается звук «Ж» от «Ш» ( Он звонкий) - губы выдвинуты вперед, м/у зубами небольшая щель, язык поднят к небу « чашечкой», воздух проходит поверху «чашечки»Чтобы легче было идти , мы разделимся на команды : «Жучки»(показ картинки) и команда «лягушата»Если одна команда попадет в беду, то другая поможет. Давайте выбирем детей с помощью чистоговорок на звук «Ш» для команды «лягушат», остальные попадут в команду «Жуков»
ША-ША-ША МАМА МОЕТ МАЛЫША
ШУ-ШУ-ШУ ПАША КУШАЕТ ЛАПШУ
ШИ-ШИ-ШИ ЗАШУМЕЛИ КАМЫШИ
На пути мы встретили непроходимую чащу( заросли леса), чтобы их пройти нам нужны пилы
Игра «Пила»- команда «Лягушата» -Ш-Ш-Ш ( ничего не спилили, потому что звук «Ш» глухой)
-Позовем команду «Жуков» -Ж-Ж-Ж ( у жуков пила острее, так как звук «Ж» звонкий) Молодцы, помогли друг другу, теперь мы можем идти дальше
«Полоса препятствий»:
а) Ходьба с высоким подниманием колен – перешагивание ч/з бруски правой и левой ногой. (Ш-Ж)
Слова: Чтобы нам быстрей добраться
Нужно очень постараться
Поднимайте выше ноги,
Коль идем мы по дороге.
б) вот пенёчки впереди, змейкой их ты обойди(ШИ-ЖИ)
Ждет овраг нас на пути
в)По мосточку ты пройди (ходьба по ребристой доске ,руки в стороны)
г) От лисички убеги ( бег со сменой направления по указателям- стрелкам)
е) Вот мы и нашли тропиночку.( звучит музыка: пение птиц)
Голосов чудесных пенье
Улучшает настроение. Мы на солнечной поляночке.
Дыхательная гимнастика: « Шарик»
-Я надул упругий шарик (пальцы в щепотки, пальцы разжимаются и образуют шарик)-«С»-«С»-«С»-
-Укусил его комарик ( сжимают в щепотки)
Спустился шарик –«Ш»-«Ш-«-«Ш»
Не беда ( качают головой)
Новый шар надую я- С»-«С»-«С»
Лопнул шарик – «Ш»-«Ш»-«Ш»
«Лягушата»
Лягушата улыбаются, лапки выпрямляются( пальцы вверх)-вдох,губы трубочкой –выдох, руки сжать.
Общеразвивающие упражнения: (с малым мячом)
«Полет жука»»- ЖУ-ЖУ-ЖУ-над цветком я покружу –Ж-Ж-Ж
И.П. –основная стойка, руки вытянуты в перед, перенести мяч через стороны перед грудью со звуком «Ж»( 6раз)
2.«Ежик прячется» ( исходное положение- основная стойка)
ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ- спрячусь я от стрекозы- З-З-З
поднять подбородок вверх, положить мяч под подбородок и прижать к груди, руки убрать за спину, после чего откинуть голову назад, поймать мяч в подставленные ладони.:(6-8р)
3.«Покатился ежик вверх по горам- Ш-Ш-Ш
Вниз по долам-С-С-С- прокатить мяч по туловищу и прямым ногам вверх и вниз. ( 6р)
4. «Жи-жи-жи
Мне ежаток покажи» - основная стойка на коленях с мячом в руках . Надо наклониться вперед, после чего вернуться в исходное положение и сказать: Жи-Жи-Жи (повт. 6-8р)
5. «Кобра» - Чу-Чу-Чу – вместе с коброй шепчу- Ш-Ш-Ш- основная стойка- лежа на животе руки под подбородком, мяч рядом на полу. поднять верхнюю часть туловища, заложив руки за голову, зашипеть – Ш-Ш-Ш ( повт. 6-8 раз)
6. «Как лягушонок поскачу»- прыжки вокруг мяча, чередовать с ходьбой.
15 сек.
ΙΙ основная часть:
Вот и «Лесная школа» .
Давайте поможем другу ежика бельчонку собрать шишки на зиму.
«Эстафеты» -соревнование команд будет оценивать все участники (гости) путешествия (у всех по два сигнальчика желтый и зеленый, «желтый»-за команду-«жуков»,а зеленый за команду «лягушат»,а счет сигнальчиков будет вести жюри.
«Слоги с гласными поем мы с мячом моим вдвоем, дружно шишки соберем»
(ша-жа- шо-жо и. т.д..) прыжки на фитболах, метание шишек в корзинку-(гласные буквы на полу.)
2«Ползи и мяч толкай - и животных называй»- ползти на четвереньках и толкать мяч –фитбол головой до домиков, вставить нужную картинку в домик со звуком «Ш» и «Ж»
Конкурс: « Кто лучше расскажет считалку на звук «Ш» «Мяч руками отбивай – считалочку считай»-отбивание мяча двумя руками на стихотворный ритм.(картинки) Пока жюри будет подводить итоги, мы поиграем.
ΙΙΙ часть: Чтобы не попасть в беду, все жители леса всегда очень внимательны. Игра называется: «Кто внимательный?»-дети танцуют под музыку , имитируя животных, птиц , а затем забегают в нужный обруч под хлопок и звучащее слово со звуком «ш» или «ж». (2-3раза)
Итог занятия: Вот путешествие и закончилось, вы помогли выполнить все задания и научили ежика правильно говорить, и различать звуки «Ш» и»Ж». А для чего их различать?( иначе изменится слово.)Назовите ежику слова со звуком «Ш», которые встречались вам на пути, а теперь со звуком «Ж».Вы молодцы, все умения бегать , прыгать, метать, ловить и правильно произносить пригодятся вам в школе. Слово жюри: дети награждаются шариками.