Конспект занятия по обучению грамоте "Необычный звук"
Конспект занятия по обучению грамоте "Необычный звук"
В конспекте представлен материал по ознакомлению старших дошкольников со звуком [ы]. Материал может использоваться учителями-логопедами, работающими с детьми дошкольного возраста
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Логопед. А откуда доносился плач, с какой стороны?
Логопед с детьми определяют, откуда доносился плач, и находят там мышонка.
Логопед. Ребята, давайте спросим мышонка, что же он плачет.
Дети. Мышонок, что ты плачешь?
Мышонок. Я шел к детям в детский сад и заблудился.
Логопед. Не плач, ты как раз и пришел в детский сад. Пойдем с нами.
2. Знакомство со звуком [ы].
Дети подходят к столам и садятся на стульчики.
Логопед. Ребята, давайте вспомним, как плакал мышонок.
Дети. Ы-ы-ы.
Логопед. Возьмите, пожалуйста, зеркала и произнесите звук [ы].
б) Дети произносят хором и индивидуально звук [ы], наблюдая за артикуляцией звука в зеркале.
в) Анализ артикуляции звука [ы].
Логопед. А сейчас давайте скажем, в каком положении у нас находятся губы, зубы и язык при произнесении звука [ы].
Дети. Губы в улыбке, но не напряжены, зубы разомкнуты, кончик языка отодвинут от нижних зубов.
Логопед. Как проходит воздушная струя?
Дети. Воздушная струя выходит свободно, нет никакой преграды во рту, голос работает.
Логопед. Хорошо. Если воздушная струя выходит свободно и нет преграды во рту, значит это какой звук?
Дети. Это гласный звук.
Логопед. Каким значком мы обозначаем гласные звуки?
Дети. Красным квадратиком.
Логопед. Дети, а вы знаете, мне мышонок прошептал на ушко, что он очень любит бегать по лесенке. Давайте покажем мышонку, как мы играем в игру «Лесенка».
Дети встают перед столами.
г) Работа над голосом. Произнесение звука [ы] с усилением
и ослаблением голоса.
Логопед. Дети, посмотрите, с чем к нам пришел мышонок.
Дети. С рюкзаком.
Логопед. А вы хотите узнать, что у него в рюкзаке.
Дети. Да.
Логопед. В рюкзаке он принес задания для вас.
3. Массаж рук.
Логопед достает массажные мячики.
Логопед. Ребята, что мы можем делать массажными мячиками?
Дети. Мы можем делать массаж рук.
Я мячом круги катаю, Мяч между ладоней
Взад-вперед его гоняю. Смена рук
Им поглажу я ладошку, Соответственно
Будто я сметаю крошку. Смена рук
И сожму его немножко, Сжимаем мяч
Как сжимает лапу кошка. Смена рук
Каждым пальцем мяч прижму Соответственно
И другой рукой начну. Смена рук
А теперь – последний трюк: Перебрасывание мяча
Мяч летает между рук! из руки в руку.
4. Развитие фонематического слуха.
Логопед достает из корзинки фонарик.
Логопед. Посмотрите, мышонок принес нам фонарики.Давайте поиграем в игру «Зажги фонарик». Выходите все ко мне. Сейчас вы присядете на корточки, а я буду произносить звуки. Как только услышите звук [ы] вы будете вставать и поднимать фонарик.
Выделение звука [ы] из ряда гласных: о, ы, э, у, ы, а, ы, у, э, ы.
Логопед. Молодцы! А теперь вы стоите, а я произношу слоги. Как только услышите звук [ы] - поднимайте фонарики.
Выделение звука [ы] из ряда слогов: ма, мы, ты, ну, ка, пы, по, ба, вэ, бы.
Логопед. Хорошо! Ну, а сейчас вы сядете по-турецки, а я буду произносить слова. Как только вы услышите, что в слове есть звук [ы] поднимайте фонарик.
Выделение звука [ы] из состава слова: дом, дым, мак, усы, бык, кот, мох, эхо, дыня, зубы, сок, весы.
Логопед .Молодцы! Какие вы внимательные. Ребята, а мышонок просит нас подойти к доске.
б) Дети подходят к доске и встают полукругом.
Логопед. Посмотрите, мышонок принес нам картину с изображением своей семьи. Давайте рассмотрим ее и назовем только те предметы в названиях, которых есть звук [ы].
Дети рассматривают картину «Мышиная семья» и называют слова со звуком [ы], выделяя его голосом. (Мышь, мышонок, сыр, мыло, часы, весы, рыба, бусы, буквы, умывальник.)
Логопед. Молодцы! А скажите мне, пожалуйста, кого больше всего боится наш мышонок?
Дети. Кота.
Логопед. Правильно. Вот сейчас я и хочу вам предложить поиграть в игру «Черный кот».
5. Физминутка.
а) Дети произносят стихотворение «Черный кот» с имитацией движений.
Вот идет черный кот,
Ходьба на месте
Притаился, мышку ждет.
Присесть.
Мышка норку обойдет
И к коту не попадет.
Ходьба на носочках по кругу.
Логопед. Хорошо поиграли. Давайте посмотрим, что же еще принес нам мышонок.
Дети подходят к столам, логопед достает корзинки..
6. Звуковой анализ.
Логопед. Ребята посмотрите, что это на корзинках?
Дети. Схемы слов.
Логопед. Правильно. Скажите, пожалуйста, где место звука [ы] в этой схеме?
Дети. Здесь звук [ы] должен стоять в начале слова.
Логопед. Хорошо. А в этой схеме?
Дети. Здесь звук [ы] должен стоять в середине слова.
Логопед. Правильно. А здесь?
Дети. Здесь звук [ы] должен стоять в конце слова.
Логопед. Молодцы, все правильно. Посмотрите, у нас еще есть картинки с изображением продуктов в названиях, которых есть звук [ы]. Сейчас вы подойдете, возьмете каждый по одной картинке, назовете то что на ней изображено и скажите в корзинку с какой схемой нужно положить эту картинку.
а) — Ребята в магазин пошли.
Дали им корзины.
Вы продукты назовите,
Их в корзины положите.
Дети, называют картинки (сыр, брынза, леденцы, сливы, шашлык, ягоды) и «раскладывают» продукты по корзинам.
Логопед. Посмотрите, ребята, одна корзинка у нас осталась пустой. А знаете почему? Потому, что нет слов с начальным звуком [ы].Звук [ы]«трусливый», как и мышки, прячется в середину и в конец слова. Он никогда не стоит в начале слова. А сейчас давайте пройдем на свои места. Мышонок что-то еще приготовил для нас.
Дети садятся за столы. Логопед достает и раздает каждому по картинке.
7. Упражнение в образовании множественного числа существительных.
Логопед. Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Я буду называть один предмет, а вы много.
На берегу растет сосна,
А рядом с нею ... (сосны).
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею ... (звезды).
Стал красным-красным помидор,
А рядом ... (помидоры).
Вот гном один,
Вот гном второй.
А вместе это ... (гномы).
Логопед. Молоды! Хорошо справились с заданием.
8. Упражнение в согласовании прилагательных и существительных.
Логопед. Мышонок нарисовал картинки, в названии которых есть его любимый звук [ы]. Давайте назовем их. (Крыша, язык, ягоды, мыло.)
Мышонок хочет с нами поиграть:
«Я буду слово называть, а вы к слову картинку подбирать».
спелые ... (ягоды)
длинный... (язык)
душистое ... (мыло)
дырявая ... (крыша)
9. Итог занятия.
Логопед. С каким звуком мы с вами сегодня познакомились?
Дети. Со звуком[ы].
Логопед. Что было самым интересным? Какие задания были для вас сложны?
Логопед. Мышонку очень понравилось, как вы занимались, играли с ним. Он хочет подарить вам по маленькому подарочку.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(198) "Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте в средней группе на тему "В гости к Лисичке" "
["seo_title"] => string(127) "konspiekt-zaniatiia-po-razvitiiu-riechi-s-eliemientami-obuchieniia-ghramotie-v-sriedniei-ghruppie-na-tiemu-v-ghosti-k-lisichkie"
["file_id"] => string(6) "210174"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1431370843"
}
}