Развитие артикуляционного аппарата; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по автоматизации звука [Р].»
Конспект индивидуального занятия, по теме: «Автоматизация звука [Р]».
Тема: Автоматизация звука [Р].
Оборудование: герой Буратино, картинки для выкладывания предметов по образцу, предметные картинки со звуком [Р], домик для определения места звука в слове, мяч спички.
Программное содержание:
Задачи: а) образовательная : способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения; б) коррекционная: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику; в) воспитательная: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.
Предварительная работа:
проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласованию числительных с существительными.
План занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика. 2. Повторение артикуляции звука [Р]. 3. Развитие мелкой моторики. 4. Повторение чистоговорок. 5. Работа с предметными картинками: а) «Назови слово и определи место звука»; б) «Назови ласково»; в) «Посчитай». 6. Физкультминутка. 7. Игра с мячом «Закончи слово». 8. Игра «Путаница».
III. Подведение итогов.
Ход занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
Тарарам, тарарам, Кто спешит в гости к нам? Этот мальчик- друг ребят, С ним встрече каждый будет рад! -Вот наш гость- Буратино. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился правильно выговаривать этот звук. А для этого ты очень старался и долго тренировался.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика. -Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и правильно выполнять следующие упражнения: -«Чашечка»- 5 сек. -«Грибок»- 5 сек. -«Маляр»- 5 раз. -«Вкусное варенье»- 5 раз. -«Лошадка»- 5 раз. -«Мотор»- 5-7 раз. -«Барабанщики»- 5-7 раз.
2. Повторение артикуляции звука [Р]: -Передай рычание злой собаки, карканье вороны, звучание трубы. -Расскажи Буратино о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р]. (Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).
3. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Выложи по образцу». -Буратино принес картинки. Посмотри и назови предметы, которые на них нарисованы. Выложи из спичек по образцу. (Картинки: оранжевая морковь, красный забор, черная ракета).
4. Повторение чистоговорок. Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Чистоговорки внятно, Чтоб было всем понятно. -Научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р]. РА-РА-РА- РУ-РУ-РУ- рама, рак, гора . руки, ружья, кенгуру.
АР-АР-АР- УР-УР-УР- Рома пошел на базар. Валера тянет шнур.
ОР-ОР-ОР- ЫР-ЫР-ЫР- На полу лежит ковер. На кармане много дыр.
5. Работа с предметными картинками. а) «Назови слово и определи место звука». -Наш гость принес конверт с картинками. -Назови слова и разложи правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первое окошко (и т.д.) (Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, трамвай, светофор, помидор). б) «Назови ласково». -Преврати эти слова- предметы в маленькие(назови ласково). Например: ракетка, розочка и т.д. в) «Посчитай». -А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две ракеты,… пять ракет и т.д.).
6. Физкультминутка. -Посмотри, Буратино немного повеселел. Но еще одна беда - он потерял свой золотой ключик. -Пока мы будем искать ключик, он придумает интересную игру. «Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).
Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик видно не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
7. Игра с мячом «Закончи слово». -Вот такую игру придумал Буратино: РА-РА-РА Начинается игра. Я прошу со слогом РА Мне помочь назвать слова! -Я начинаю слово, а ты добавь РА: ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра.
РО-РО-РО Ты закончи слогом РО: вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро.
А теперь договори Ты слова со слогом РЫ: вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры.
8. Игра «Путаница». -И еще одна игра: поправь меня, если я перепутаю слова в конце предложений. *Расцвели на клумбе козы, В огород забрались розы. *Ползает у речки мак, Расцветает в поле рак. *На конверт наклею маску, На лицо надену марку. *Я возьму от сыра кошку, Угощу я нашу корку.
III. Подведение итогов.
-Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил Буратино. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].