Подгрупповое занятие. Автоматизация звуков [р], [р'].
На основе сюжета «Поездка в Простоквашино»
Материал: изображения героев сказки Э. Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес»; предметные картинки (кастрюля, сковорода, кружка, ведро, ведерко, дуршлаг); одежда (куртка, шорты, шарфик, рубашка), резиновые сапоги; игрушечная мебель (кресло, кровать); набор мучных продуктов (вермишель, макароны, ракушки, рожки); гречневая крупа; грабли игрушечные, ручка, карандаш, фоторужье.
Ход занятия Оргмомент
-Дети,сегодня мы с вами продолжим работать над правильным произношением звуков Р и Рь.
Помогут нам сегодня герои сказки Э. Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес». ( Слайд №2)
— Дети, изобразите добродушного Кота Матроскина, испуганного Шарика. Покажите, как Шарик ловит рыбу. Выразите удивление, потом радость от пойманной рыбы. Изобразите ворчливого Матроскина.
Введение в тему занятия
Дядя Федор пишет письмо детям. (Слайд №3)
— Дети послушайте что написано в письме.
Дорогие дети детского сада «Радуга»!
Пишет вам дядя Федор из Простоквашино.
Я знаю, что вы сейчас изучаете звуки [р], [р']. Очень нравятся мне эти звуки. В именах моих друзей есть такие же звуки. Приезжайте к нам в гости. Будем очень рады. Прошу вас привезти.
Далее письмо прерывается. Наверное у друзей возникли проблемы с Гаврюшей. (Слайд №4)
Сообщение темы занятия
— Сегодня мы поедем в Простоквашино и повторим звуки [р] Но прежде мы должны сделать гимнастику для язычка.
Выполнение артикуляционных упражнений:
«Лошадка», «Маляр», «Грибок», «Дятел», «Комарик», «Моторчик»
Завели моторчик и поехали Р-Р-Р-Р-РРРРРРР (Слайд №5)
Развитие фонематических представлений. Произношение звуков [р], [р'] в словах
— Кто нас ждет в Простоквашино? (Дядя Федор, корова Мурка, Шарик, Матроскин, теленок Гаврюша.) Нам надо купить им всем подарки. Зайдем сначала в посудохозяйственный магазин. В названиях покупок должны быть звуки [р], [р']. Что купим?(Кастрюлю, тарелку,термос,поварешка,терка и др.)
(Работа по картине «Магазин»)
Предлагаю детям работу с карточкой. Определить какой звук в выбранных покупках Р или Рь. Соединить картинку с синим или зеленым четырехугольником. (Работа по карточке)
Какое сейчас время года? (Весна.) Значит, дяде Федору нужны. (куртка, брюки) и на ноги. (кроссовки). А к лету ему понадобятся. (рубашка, шорты). А зимой пригодятся перчатки, шарф, варежки. (Слайд №6)
Определение количества слогов в слова: шарф, шорты, рубашка. (Работа по карточке)
Что купим в мебельном магазине?(Кровать, кресло, раскладушку.) На чем мы все это довезем? (На грузовике, на грузовой машине.) Какие продукты питания отвезем в Простоквашино? В их названиях должны быть звуки [р], [р'].(Вермишель, макароны, ракушки, баранки, пирожные, зефир, торт.)
Выбираем подарки в магазине игрушек (Слайд №7)
Звуки [р], |р'] в предложениях. Падежное управление
— А вот и Простоквашино! С кем поздороваемся? (С дядей Федором, Шариком, Матроскиным, Муркой, Гаврюшей, Печкиным.) (Дети здороваются.) Кому и что вы подарите? (
Физминутка
Поможем дяде Федору вскопать огород.
Мы лопатки взяли, Грядки раскопали,
Семена рядами Дружно мы сажали.
Грабли в руки взяли, Грядки разровняли, А потом водою Теплой поливали.
(Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом четверостиший.)
Какие овощи растут на грядках? Определить положение звука Р в слове : начало, середина, конец слова (Работа по карточке)
— Дядя Федор приглашает нас к столу, где нас ждет угощение. Какими молочными продуктами нас угостили? (Сыром, творогом, простоквашей, кефиром.)
Анализ предложения
— Угадайте, кто и какую работу выполняет. (Матроскин доит корову. Шарик ловит рыбу.) (Одно-два предложения обозначаются полосками, определяется количество и последовательность слов.)
Звукослоговой анализ и синтез слов
— Дядя Федор предлагает нам поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу». (Логопед говорит от имени дяди Федора) Ра-ра-ра, начинается игра. Я прошу со слога ра мне сейчас назвать слова. (Ракета, рана, ромашка, раки, радуга.) Продолжаем мы игру — где слова со слога ру? (Рука, рукавицы, ручей, рубашка.) Теперь составьте слова из «рассыпанных» слогов: ра, но.(рано, нора), са, ро. (роса), ро, до, га.(дорога), ре, ка.(река), ки,ра.(раки).
Творческие задания детей
— Какое слово придумал дядя Фёдор, если в нем первый звук [___], последний — [___]? (самовар….)
(Слайд №8)
Чтение стихотворения
— Послушайте, какое стихотворение-шутку сочинил Шарик на рыбалке.
В тихой речке у причала Рыбка рыбку повстречала.
— Здравствуй!
— Здравствуй!
— Как дела?
— На рыбалке я была. Я удила рыбака —Дядю Федю — чудака.
— Где же твой рыбак? Попался?
— Нет, ушел хитрец! Сорвался! ( Слайд №9)
Чтение слов
— Выложим «крылечко» из слов. На верхней ступеньке слова из трех букв. Кто живет в речке? (Рак.) Под ним — слово из четырех букв. Посмотрите на окно, догадайтесь, что это. (Рама.)Ниже — слово из пяти букв. Без чего ученик не ходит в школу?(Без ручки.) (Выкладывается слово ручка.) Что выводит космические корабли в космос? Это слово состоит из шести букв. (Ракета.)(Слова составляются друг под другом и прочитываются.)
Пора возвращаться домой и всем остальным обитателям дома в Простоквашино.
Итог занятия
Подгрупповое занятие. Автоматизация звуков [р], [р'].
На основе сюжета «Поездка в Простоквашино»
Материал: изображения героев сказки Э. Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес»; предметные картинки (кастрюля, сковорода, кружка, ведро, ведерко, дуршлаг); одежда (куртка, шорты, шарфик, рубашка), резиновые сапоги; игрушечная мебель (кресло, кровать); набор мучных продуктов (вермишель, макароны, ракушки, рожки); гречневая крупа; грабли игрушечные, ручка, карандаш, фоторужье.
Ход занятия Оргмомент
-Дети,сегодня мы с вами продолжим работать над правильным произношением звуков Р и Рь.
Помогут нам сегодня герои сказки Э. Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес». ( Слайд №2)