Оборудование: Картинки с изображением героев занятия (Бараш, Лосяш, Крош, Нюша), игрушка - смешарик «Крош», презентация с картинками артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, речевые игры на логопедическом тренажере, компьютеры, колонки, тетради, индивидуальные карточки - задания.
Ход занятия
I Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами вместе отправимся в путешествие.
- Ребята, что означает слово «Путешествие»? Каким вы себе его представляете?
(Учащиеся отвечают на заданные вопросы).
- Мы сегодня отправимся с вами в страну «Смешариков».
(Логопед читает стихотворение и выставляет фигурки героев).
Живут в стране Смешариков
Шарики – смешарики.
Это баран, зовут его (Бараш),
Умный лось, зовут его (Лосяш),
Шустрый кролик, зовут (Крош),
До чего же он хорош!
Пухленькая хрюша, зовут ее (Нюша).
(Учащиеся сами называют имена героев).
II. Развитие фонематического слуха.
- Ребята, послушайте еще раз, как звучат имена наших героев. Что их объединяет?
Какой общий звук вы услышали?
- Правильно, это звук [ш]. И сегодня мы с вами будем играть с этим звуком. А помошником в нашем с вами путешествии будет шустрый кролик Крош. (логопед показывает учащимся игрушку героя). Он будет нашим путеводителем.
- Ребята, а может быть, кто нибудь из вас знает, что означает слово «Путеводитель»?
(логопед знакомит учащихся с новым словом, объясняет его значение).
III. Артикуляционная гимнастика.
- Перед нашим путешествием, нам надо немного размяться ( проводится артикуляционная гимнастика). Учащиеся выполняют упражнения «Часики», «Чашечка», «Качели», «Лошадка» перед зеркалом по картинкам, которые им выставляет логопед.
IV. Автоматизация изолированного звука [ш]
- По дороге в страну подул сильный ветерок, ветки деревьев закачались, листья зашелестели. Давайте, вместе с вами покажем, как шелестят листья (учащиеся длительно произносят звук [ш]). Ручки у Кроша замерзли, давайте поможем ему согреться (учащиеся подносят ладошки ко рту и длительно произносят звук [ш]).
V. Акустика – артикуляционная характеристика звука.
- А вот и звук [ш]. (Логопед показывает на мониторе изображение звука [ш]).
- Ребята, что делают губы, когда мы произносим звук [ш]? Что делают зубки, когда мы произносим этот звук? А что делает наш язычок, когда произносим звук [ш]? (учащиеся отвечают, что губы «Трубочкой», зубы «Заборчиком» с небольшой щелкой, язык поднят вверх в виде «Чашечки»). А какая воздушная струя у нас при произнесении звука [ш]? (учащиеся отвечают, что теплый воздух выходит, и подносят ладонь ко рту, чтоб ощутить тепло).
- Ребята, а какой у нас звук [ш], гласный или согласный? (согласный) Твердый или мягкий? (Звук [ш] всегда твердый). Какую преграду мы встречаем, когда произносим звук [ш]? (зубки нам мешают и язык).
- Ребята, звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. (Логопед показывает на мониторе изображение буквы «Ш»)
Работа на логопедическом тренажере. Задание: Найди 4 буквы «Ш» среди остальных букв. (Учащиеся работают за компьютером).
VI. Автоматизация звука[ш] в слогах.
- Кролик Крош предлагает нам поиграть в игру «Повторялки». Мы с Крошем будем произносить слоги, а вы нас внимательно слушайте и повторите за нами так, как мы их произнесем (логопед произносит слоги, дети следом проговаривают слоговые ряды).
ША – ША – ША АШ – АШ - АШ
ШО – ШО – ШО ОШ – ОШ - ОШ
ШУ – ШУ – ШУ УШ – УШ - УШ
ШИ – ШИ – ШИ ИШ – ИШ - ИШ
ША – ШО – ШУ – ШИ АШ – ОШ – УШ – ИШ
VII. Автоматизация звука [ш] в словах.
-Ребята, скажите, а какие слова со звуком [ш] вы знаете? (Учащиеся называют слова).
- А давайте выполним задания на логопедическом тренажере.
Работа на логопедическом тренажере. Задание 1. Найди 4 слова, начинающихся на буку «Ш». Задание 2. Найди 4 слова в которых есть звук [ш].(учащиеся работают у компьютеров с логопедическим тренажером).
VIII. Физ. минутка
IX. Закрепление навыка звука – буквенного анализа и синтеза.
Работа на логопедическом тренажере. Задание. Посчитай количество звуков [ш] в слове. (Учащиеся вместе с логопедом выполняют задание).
- Ребята, Крош по дороге в страну нашел неизвестные ему предметы. Он не знает что это за предмет, давайте ему подскажем. (На экран выводится картинка с изображением шишек). Ребята, что это за предмет? Сколько звуков [ш] в слове «шишки»? Давайте мы попробуем их посчитать. Я начну, а вы продолжите. Одна шишка…..(Учащиеся продолжают проговаривать две…., три….., четыре…., пять….., много……)
X. Итог занятия. Домашнее задание.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Скажите, что нового мы узнали сегодня на занятии? Чему мы сегодня с вами учились? Ребята, а как вы думаете, все сегодня правильно произносили звук [ш]? Ребята, а что нового у нас сегодня было на занятии? Скажите, а чем наше сегодняшнее занятие отличалось от тех, которые мы с вами проводили? (Учащиеся отвечают на вопросы)
Ребята, у вас в тетрадях лежат карточки с заданием. (Логопед раздает тетради с домашнем заданием). Дома поработайте с этими карточками. Сегодня были все молодцы! Спасибо Вам за занятие!