Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Цветы"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Цветы"
Данное занятие проводилось с детьми третьего года обучения в Школе раннего развития "Родничок" в возрасте 6-7 лет. Тема занятия "Цветы". Занятие органично связано с предыдущими занятиями, опирается на них и является подготовительным к следующей теме.
При разработке конспекта занятия, учитывались речевые возможности детей, особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, индивидуальные возможности каждого ребенка. На занятиии обучение было построено как увлекательная проблемно-игровая деятельность.Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловленны, подчиненны заданной теме и задачам занятия.
Смена видов деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость ип пресыщаемость каким-либо одним видом деятельности. в занятия была включена физминутка, которая отражала лексическую тематику материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Цветы"»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Цветы»
Цель: развитие общих речевых навыков.
Задачи:
Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.
Развивающие: Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
Обучающие: Расширить представления детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают). Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных. Совершенствовать навык звукослогового анализа слов. Упражнять детей в образовании множественного числа слов.
Ход занятия
Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие
- Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое у вас сегодня настроение. Вижу, что у большинства оно хорошее, веселое. У меня сегодня тоже веселое настроение. Давайте же передадим наше веселое настроение друг другу. Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее.
2. Развитие слухового внимания
- Я хочу вам сегодня рассказать одну очень интересную историю, которую я случайно подслушала. Но сначала скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)
(Рассказ о споре времен года «Чьи цветы лучше» Б. Вовк с использование слайд-шоу)
Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…
- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.
- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!
Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…
Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.
- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…
А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…
- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.
Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.
- А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые? (Все цветы самые красивые)
ВЫВОД: Ребята, во все времена года каждый цветок красив по-своему: летом – летние цветы, весной – весенние, осенью – осенние, зимой – комнатные на подоконнике.
3. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний по теме
- Так кто же догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О цветах)
- Правильно, сегодня мы будем говорить о цветах.
- Для чего нужны цветы? (Для красоты, любоваться, чтобы сделать подарок)
- А какой праздник мы отмечали в начале месяца? (Международный женский день 8 марта.)
- И что же было главным из подарков для наших мам, бабушек? (Цветы)
- А какие цветы вы дарили своим мамам, бабушкам?
- А как мы назовем эти цветы одним словом? (Садовые)
- Где растут садовые цветы? (В саду, на клумбах, в теплицах, оранжереях.)
- Назовите, какие еще садовые цветы вы знаете. (Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т.д.)
- Кто ухаживает за цветами в саду? (Садовник)
- А есть еще полевые, луговые цветы. Как вы думаете где они растут полевые, лесные цветы? (В поле, в лесу.)
- Назовите полевые, лесные цветы. (Колокольчик, ромашка, василёк и т.д.)
- Какую пользу приносят цветы? (Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.)
- Ребята, вы знаете, что некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга? (Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.)
- Правильно. А у нас в группе растут садовые или полевые цветы? (В группе растут комнатные цветы.)
- Почему они так называются? (Эти цветы растут в помещении.)
- Как мы ухаживаем за цветами? (Поливаем, рыхлим землю, стираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья.)
4. Развитие зрительного восприятия
- Каждый цветок, как и все предметы, состоит из частей.
Игра «Назови части цветка»
- Мне сейчас нужен будет помощник. И это будет…
(Ребенок выходит к доске и собирает цветок по частям)
- Назовите самую главную часть цветка? (Корень).
- Что идет после корня? (Стебель)
- У цветка есть?... (Листья.)
- Далее после листьев? (Бутон)
- А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок)
- И остались?... (Лепестки)
- Какой цветок у нас получился? (Мак)
5. Развитие звуко-слогового анализа (индивидуальная работа)
- Сколько звуков в слове «мак»? (3)
- Назови первый звук в слове «мак». (Звук [М])
- Какой второй звук в слове «мак»? (Звук [А])
- Какой звук мы слышим в конце слова «мак»? (Звук [К])
- А сколько слогов в слове «мак»?
- А как мы изменим слово «мак», чтобы у нас получилось два слога? (Маки)
6.Развитие логического мышления
Игра «Сложи цветок»
- Для того, чтобы продолжить знакомство с цветами, мы должны разбиться на группы. У каждой группы будет свой конверт.
- Достаньте содержимое конверта и постарайтесь сложить части так, чтобы получилась картинка.
- Как называются цветы, которые у вас получились? (Роза, астра, колокольчик, тюльпан)
- Какой цветок лишний? (Колокольчик) Почему? (Все цветы садовые, а колокольчик - луговой)
7. Развитие атрибутивного словаря, пальчиковой моторики
- Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят комплименты.
Игра «Какие цветы? (игра с прищепками)
- Давайте скажем, какие цветы у нас? На каждый комплимент прицепляем прищепку.
- Много цветов мы сегодня уже назвали. Но есть и такие, которые мы знаем, но еще сегодня не вспоминали. Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». Готовы?
Логопед читает загадки, дети хором добавляют последнее слово. На доске вывешиваются картинки-отгадки.
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (василек)
Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший … (одуванчик)
Цветики — корзинкой
С желтой серединкой,
Белая рубашка.
Хороша... (ромашка)
Желтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В тонких веточках... (мимоза)
В лепестки, как в плащ атласный,
Спрятался цветок прекрасный.
Не раскроется никак
В огороде красный... (мак)
Весной от снега очищаются И хвоя, и валежник.
И первым появляется В проталине ...(подснежник)
9. Развитие общей моторики
- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте за мной.
Раз –два-три выросли цветы
К солнцу потянулись высоко:
Стало им приятно и тепло! Ветерок пролетал, стебелечки качал
сидели на корточках, встаем тянутся на носочках смотрят вверх
раскачивают руками влево - вправо над головой
наклоняются влево
наклоняются вправо
грозят пальчиком
приседают
медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики
10. Развитие зрительного внимания
Игра «Что изменилось?»
- Посмотрите на картинки и запомните их. Закрываем глазки, считаем хором до пяти и открываем. Что изменилось?
11. Развитие словарного запаса
- Ребята, посмотрите еще раз на наши цветы. И скажите, какие из них мы можем уже скоро увидеть. (Одуванчик, мимозу, подснежник)
- Правильно. Это первые весенние цветы. А еще их называют первоцветами.
12. Развитие математических способностей, слухового внимания
- Про цветы написано много песен, рассказов, стихов. А я хочу с вами порешать задачки о цветах.
1. Три ромашки – желтоглазки
Два веселых василька
Подарили маме дети
Сколько же цветов в букете? (пять)
2. У этого цветка
Четыре лепестка
А сколько лепестков
У двух таких цветков? (восемь)
3. Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша,
Кто тут может сосчитать
Сколько будет два и пять? (семь)
13. Развитие грамматического строя речи
Игра «Один - много»
- Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю вам поиграть в игру «Один - много». Я называю цветок, а вы должны сказать, как мы скажем, когда их много.
Ромашка – ромашки
Василек – васильки
Мак – маки
Лилия – лилии
Одуванчик – одуванчики
Роза – розы
Подснежник – подснежники
Ландыш – ландыши
Нарцисс - нарциссы
14. Итог занятия
- Ребята, как вы думаете, сорванный цветок - это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо)
- В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость)
- В чем — плохое? (Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов — пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы)
- Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого? (Плохого)
- Какими цветами лучше любоваться? (Теми, что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на городской клумбе)