I. Организационный момент. В руках у воспитателя ёлочка. Сядет тот, кто стоит перед елочкой. Теперь сядет тот, кто слева от елочки. Сядут те дети, которые стоят справа от елочки.
II. Работа по теме. Воспитатель загадывает загадку: «Лежала между елками подушечка с иголками» (Ёжик).
- В гости к детям пришел ёжик. Он просит ребят назвать изученные гласные буквы (А,О,У,Ы,И,Е,Я). Какие из них указывают на твердость предыдущих согласных? Какие на мягкость? (ответы детей).
Ёжик показывает детям новую букву Ё,ё.
- Давайте послушаем внимательно:
ё[й’ о ]жик , ё[й’о]лка, ё[ й’о]рш, ё[ й’о].
Какие два звука мы слышим? На доске выставляются картинки со схемами:
ё ё
Ёж ёлка
-Ребята, посчитайте, сколько букв в слове «ёж»?(2), а звуков?(3). Почему? Запомните: потому что Ё,ё в начале слова обозначает два звука. (Такую же работу проводим со словом ёлка).
-Послушайте еще слова: мо-ё, сво-ё, по-ёт.
(Дети отмечают, что Ё,ё в этих словах тоже обозначают два звука).
- А после каких букв стоит Ё,ё? (после гласных).
Делаем вывод: Ё,ё в начале слова и после гласных букв обозначает два звука.
I II. Чтение слогов, слов с доски.
ёл ёс ёр ёд ём ён
ёж ёрш ёл-ка мо-ё
ё-жик ёр-шик ёл-ки сво-ё
IV. Работа в тетради.
Звукобуквенный анализ слова «Ёлка».
- Сколько слогов в этом слове?
-Назовите первый слог.
-Сколько в нем букв? А звуков?
Запомните: два звука [ й’о] обозначаются одной буквой Ё,ё. Запишите слово буквами: ЁЛКА.
Аналогичная работа со словом «МОЁ».
V.Игра «Узнай звук».
Покажите букву Ё,ё на карточке, если в слове слышится звучание [ й’о] : слова ЁЛКА, ЕНОТ, ЁЖИК, ЮЛА, ЯБЛОКО, ЕРШИК, ЯША.
VI. Физминутка. Игра на слуховое внимание.
- Дети, будьте внимательны, соблюдайте условие: «Делай то, что слышишь, а не то, что видишь», на слово «Ёлки»- поднимаем руки вверх. На слово «Палки» - руки в стороны, на слово «Шишки»-присесть на корточки. Воспитатель пытается запутать ребят, показывает то правильные, то неверные движения.
VII. Чтение предложений в тетради.
Ёлка растет в лесу.
Мы нарядили ёлку.
Ёж под ёлочкой поёт.
Составление схем к первому и третьему предложениям.
VII. Подведение итогов занятия.
Ёжик спрашивает у ребят:
-Кто лучше справился с заданиями?
- Кому было сложно выполнять задания самостоятельно?
Ёжик вручает ребятам «волшебные ёлочки», которые помогут детям красиво читать и писать слова с буквой Ё,ё.