kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Осень к нам пришла"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                            Лексическая тема: «Осень. Деревья осенью»

Коррекционно-образовательная задача. Обобщать и систематизировать представления об осени и типичных осенних изменениях в природе. Расширение и актуализация словаря по теме.  Совершенствование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных,  Согласование существительных с предлогом.

Коррекционно-развивающая задача. Развитие  дыхание, речевого слуха, слуховой памяти, мелкой моторики.

                                                                       Ход занятия:

Эмоциональный настрой. Здравствуйте мои дорогие  и маленькие и большие

Вижу, как вы подросли.

 До чего же вы хороши.

1.Орг момент. Цели:  закрепить   в   речи   названия   осенних   месяцев,   учить связному монологическому высказыванию.

Воспитатель   предлагает   детям  прослушать   стихотворение.

Проводит   беседу   по   стихотворению,разучивает его с детьми.

 На тёплый юг летит журавль,

Позолотил листву сентябрь,

Сорвал листву с ветвей октябрь,

Укрыл листву снежком ноябрь.

Вопросы и задания:

- Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре)?

- Назовите первый (второй, третий) осенний месяц.

- Перечислите осенние месяцы по порядку.

2. Логопед приглашает детей на ковер. На стенде деревья. Рассмотреть. Назвать деревья.

Логопед: Вы узнали на картинках разные деревья. А занете ли вы, какие листья на деревьях? Например, на березе – березовый. А на клене -… и т.п.

3.Упражнение  Ветер и листья

Ветер по лесу летал,                                Дети бегут по кругу на носочках и взма-

Ветер листики считал.                                хивают руками.

Вот дубовый,                                                        Встают лицом в круг, загибают по одно-

Вот кленовый,                                                     му пальцу на обеих руках на каждую

Вот рябиновый резной,        строку.

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.                               Опускают руки, приседают.

Ветер по лесу кружил,                                      Снова бегут по кругу на носочках и взма-

Ветер с листьями дружил.                          хивают руками.

Вот дубовый,                                                      Встают лицом в круг, загибают по одно-

Вот кленовый,                                                   му пальцу на обеих руках на каждую

Вот рябиновый резной,        строку.

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.                         Кружатся на носочках на месте.

К ночи ветер-ветерок                                       Приседают, опустив руки.

Рядом с листьями прилег.                               Сидят лицом в круг и загибают по одно-

И. Нищева

4. Игра «Три листа»

Цели:  развивать зрительно-пространственные представления, формировать   грамматический  строй   речи   (образование

относительных прилагательных,  согласование существительных с предлогом).

Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с   изображением   трёх   разных  листьев.  

 Ребёнок   должен   их назвать и сказать, как они лежат.

Например:

Дубовый лист — между кленовым и берёзовым.

Или: Кленовый лист — справа от рябинового и слева от дубового и т. д.

За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.

5. Игра «Какое слово не подходит?»

Цели:  развивать   речевой   слух,   слуховую   память, грамматический   строй   речи   (умение  подбирать   однокоренные

слова).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти. 

После этого дети должны назвать,

какое слово лишнее и почему.

Например:

осень, осенний, сено;

листья, лиса, листопад, лиственный;

ветер, ветреный, веретено.

Дождик, дождливый, домик.

Солнышко, соленый, солнечный,

Итог занятия: Что запомнилось на занятии? Какие игры вам понравились?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Осень к нам пришла" »

Лексическая тема: «Осень. Деревья осенью»

Коррекционно-образовательная задача. Обобщать и систематизировать представления об осени и типичных осенних изменениях в природе. Расширение и актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных,

Согласование существительных с предлогом.

Коррекционно-развивающая задача. Развитие дыхание, речевого слуха, слуховой памяти, мелкой моторики.



Ход занятия:

Эмоциональный настрой. Здравствуйте мои дорогие

и маленькие и большие

Вижу, как вы подросли.

До чего же вы хороши.

1.Орг момент. Цели:  закрепить   в   речи   названия   осенних   месяцев,   учить связному монологическому высказыванию.

Воспитатель   предлагает   детям  прослушать   стихотворение .

Проводит   беседу   по   стихотворению,разучивает его с детьми.

 На тёплый юг летит журавль,

Позолотил листву сентябрь,

Сорвал листву с ветвей октябрь,

Укрыл листву снежком ноябрь.

 

Вопросы и задания:

- Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре)?

- Назовите первый (второй, третий) осенний месяц.

- Перечислите осенние месяцы по порядку.

2. Логопед приглашает детей на ковер. На стенде деревья. Рассмотреть. Назвать деревья.

Логопед: Вы узнали на картинках разные деревья. А занете ли вы, какие листья на деревьях? Например, на березе – березовый. А на клене -… и т.п.

3.Упражнение  Ветер и листья

Ветер по лесу летал,                                Дети бегут по кругу на носочках и взма-

Ветер листики считал.                                хивают руками.

Вот дубовый,                                                        Встают лицом в круг, загибают по одно-

Вот кленовый,                                                     му пальцу на обеих руках на каждую

Вот рябиновый резной,        строку.

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.                               Опускают руки, приседают.

Ветер по лесу кружил,                                      Снова бегут по кругу на носочках и взма-

Ветер с листьями дружил.                          хивают руками.

Вот дубовый,                                                      Встают лицом в круг, загибают по одно-

Вот кленовый,                                                   му пальцу на обеих руках на каждую

Вот рябиновый резной,        строку.

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.                         Кружатся на носочках на месте.

К ночи ветер-ветерок                                       Приседают, опустив руки.

Рядом с листьями прилег.                               Сидят лицом в круг и загибают по одно-

И. Нищева


4. Игра «Три листа»

Цели:  развивать зрительно-пространственные представления, формировать   грамматический  строй   речи   (образование

относительных прилагательных,  согласование существительных с предлогом).

Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с   изображением   трёх   разных  листьев.  

 Ребёнок   должен   их назвать и сказать, как они лежат.

Например:

Дубовый лист — между кленовым и берёзовым.

Или: Кленовый лист — справа от рябинового и слева от дубового и т. д.

За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.

5. Игра «Какое слово не подходит?»

Цели:  развивать   речевой   слух,   слуховую   память, грамматический   строй   речи   (умение  подбирать   однокоренные

слова).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти. 

После этого дети должны назвать,

какое слово лишнее и почему.

Например:

осень, осенний, сено;

листья, лиса, листопад, лиственный;

ветер, ветреный, веретено.

Дождик, дождливый, домик.

Солнышко, соленый, солнечный,

Итог занятия: Что запомнилось на занятии? Какие игры вам понравились?








Конспект занятия по лексико-грамматическим категориям и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе.

«Осень. Деревья осенью»

Коррекционно-образовательная задача. Составление описательного рассказа по предметным картинкам и опорному картинному плану.

Задачи: -развивать произвольное внимание, зрительную и сло­весно-логическую память, логическое мышление;

-стимулировать мыслительную и речевую активность;

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

-уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по предметным и сюжетным картинкам;

-закреплять в речи детей правильное употребление предлогов за, перед;

-воспитывать интерес к сезонным изменениям в при­роде;-учить детей работать сообща, помогать друг другу;

-воспитывать бережное отношение, любовь к природе.

Оборудование: предметные картинки с изображениями времен года (иллюстрации 60-63), примет осени, опорный картинный план 1 (иллюстрация 1), фишки (круглые или квадратные, из желтого двустороннего картона, около 30 штук), призовые фишки (круглые или квадратные, из красного двустороннего картона; около 20 штук), мяч, магнитно-маркерная доска.


Ход занятия



I. Интеллектуальная разминка. Логопед просит детей вспомнить количество времён года, их названия и порядок следования. После этого про­водится игра с мячом «Что за чем, что перед чем».

Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любое время года, например: «Осень, а за ней...» — и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «Зима, а за ней...» — и передает следующему ребенку. После того как мяч вернулся к педагогу, логопед задает следующий вопрос: «Осень, а перед ней...» — и передает мяч ребенку слева. Игра продолжается.

Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети долж­ны быть очень внимательными.



II. Основная часть занятия

1.Логопед: Сегодня на занятии мы будем учиться состав­лять рассказ-описание «Осень пришла» по картинкам и опорному картинному плану. Но сначала отгадайте за­гадки о временах года.

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

(Осень)

 

Он идет, а мы бежим,

 Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

 Нет, не впустим, милый друг!(Дождь)

 

Тучи нагоняет,

 Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

(Ветер)

После отгадывания каждой загадки логопед предлагает детям вспомнить и назвать слова-признаки и слова-действия, которые по­могли сделать правильный выбор.

2. Называние примет осени.

Логопед оставляет на доске картинку с изображением осени и просит детей назвать ее приметы. Логопед следит за тем, чтобы дети не отвечали односложно, отмечает де­тей, дающих полные ответы.

-Что вы можете сказать про солнце осенью? ( Греет плохо, солнечных дней стало меньше.)

- А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, дождливое, облачное, серое, темное.)

- Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые)

- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад)

- Листья осенью, что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, окружаться, летят, осыпаются)

- Что делают птицы осенью? (Собираются в стаи и улетают в теплые края)

- Как называют таких птиц? (Перелетные)

-Что делают осенью насеклмые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев).

- Что делают животные осенью? (готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук), другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса), третьи (делают запасы на зиму (белка, еж).

- Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.) – В какую одежду одеваются люди? ( В теплую. (пальто, шапки, куртки, сапоги, зонт).

- Чем занимаются люди осенью на полях, в садах, и огородах? ( Идет уборка урожая, Люди собирают урожай фруктов и овощей). Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму).

Физкультминутка «Осенний ветер». Дети выполня­ют соответствующие движения по ходу стихотворения.

Речевой материал

Выполняемые движения

Был осенний солнечный денек,

Дети улыбаются, подставляют лица и ладошки солнышку.

Набежал вдруг легкий ветерок...

Делают махи руками к себе.

Ветер дуть стал все сильней,сильней,

Поднимают руки вверх и раскачива­ются из стороны в сторону, как де­ревья от сильного ветра.

Побежим сейчас домой скорей!

Сгибают руки в локтях, «бегут».



3.Составление рассказа по картине и опорному картинному плану.

Логопед. Сейчас мы будем составлять рассказ «Осень пришла». Но сначала вам нужно разделиться на три ко­манды по четыре человека в каждой1.В любом рассказе должен быть порядок. Посмотрите на этот опорный картинный план.

Логопед выставляет на доску картинный план, называет пункты плана и показывает порядок их следования.

Логопед. По нему мы составим рассказы о ранней осени. За составление предложений по пунктам плана участники команд получат специальные фишки. А за каждое полное «красивое» предложение, участник может получить еще и призовую фишку.

Логопед по очереди приглашает команды к доске. Участники ко­манды должны составлять предложения об осени по цепочке и объ­единять их в рассказ (каждый участник составляет предложения по двум пунктам опорного плана). Рассказ не должен прерываться. Дети должны следить за ответами товарищей.

III. Итог занятия. Производит подсчет фишек и определяет самую красноречивую команду. Все поздравляют победителей и аплодируют им.















































Лексическая тема: «Овощи. Труд людей в огородах и садах»

Коррекционно-образовательная задача. Обобщать и систематизировать представления об осени и типичных осенних изменениях в природе. Расширение и актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных, образование уменьшительной формы существительных Подбор однородных прилагательных к существительным. Обогащение экспрессивной речи с приставочными глаголами. Совершенствования анализа предложений.

Коррекционно-развивающая задача. Развитие дыхание, речевого слуха, слуховой памяти, мелкой моторики.

Воспитательная:


Ход:


  1. Оргмомент. Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Какой? ,Какая?,Какие?»

Сядет тот, кто ответит на вопрос Какой? ,Какая?,Какие?.

-Осень какая?

-Погода какая?

-Лисья на деревьях какие?

-Трава какая?

-Небо какое?

Я вам предлагаю посмотреть небольшую инсценировку. Логопед показывает театр по стихотворению «Овощи»

-Про что это стихотворение?, Как вы назовете это стихотворение?

Правильно это стихотворение называется «Овощи».


  1. Сегодня на занятии мы будем говорить об овощах. Где растут овощи? (В огороде).

Что делают с овощами осень?

Игра «Подбери слово» Огурец какой? (Зеленый, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный.)

Помидор какой? (Красный, крупный, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый) и  т. д.



Логопед предлагает детям поиграть с мячом. Дети встают  в  круг, воспитатель бросает

  каждому по очереди мяч,  называя какой-либо овощ.  Ребёнок ловит мяч и называет овощ «ласково».

Например:

Морковь — морковка, морковочка и т.д.



Игра «Соберем урожай» (дети берут любую картинку и коментируют: - Я срезаю капусту.

 -Я дергаю морковь.

-Я срываю горох.

-Я снимаю огурцы.

-Я копаю картошку.

- Я срезаю кабачок и т. д.

Пальчиковая гимнастика

Вышла Люба в огород —          (Ставят руки на пояс.)

Сколько у неё хлопот!                (Поднимают руки к щекам, покачивают головой.)

Нелегко полить на грядке           (Разводят руки в  стороны.)

Овощи все по порядку:

Помидоры, лук, капуста             (Поочерёдно загибают пальцы на правой, затем на левой руке на каждое название овоща.)

И горошек очень вкусный.

Репа, огурцы, чеснок,

Свёкла, редька и укроп.

                              И. Михеева



Игра «Погрузим урожай» Логопед: Со словами мы играем и хлопками разделяем. Сейчас ребята вы погрузите урожай овощей в вагоны. В первый вагончик (Желтый) нужно уложить овощи, в названии которых один слог. В Синий вагончик вы погрузите овощи, названия которых состоят из двух слогов. В красный вагончик погрузите овощи, названия которых состоит из трех слогов. Дети выполняют задания.



Игра «Поварята»

Логопед выкладывает перед детьми муляжи или картинки с изображением овощей,   говорит им,  что сейчас дети будут   поварятами,   и   предлагает   «приготовить»   блюда   из   этих овощей.

Например:

Какой суп получится из картофеля? — Картофельный.

Какой сок получится из томатов? — ...

Какие котлеты получатся из капусты? — ...

Какой салат получится из огурцов? — ...

Какие котлеты получатся из моркови? — ...

Какой сок получится из свёклы? — ...

Какой суп получится из лука? — ...

Какое рагу получится из овощей? — ...

Какая икра получится из кабачков? — ...

Какая каша получится из тыквы?

Упражнение «Расскажи, что делают» Рассмотрите картинки. Ответьте на вопросы Что делают?, Что делает?

Дети: Убирают, собирают, выбирают, забирают.

Составьте предложения

Познакомить детей со схемами. Предложить подобрать схемы к предложениям..

Итог занятия: Что запомнилось на занятии? Какие игры вам понравились?














КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

И ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ОВОЩИ»


Тема: «Чиполлино в гостях»

Цель:

Составление загадок-описание про овощи по картинкам-символам.

Коррекционно-образовательные задачи:

усвоение глаголов с различным значением;

подбор однородных прилагательных к существительным;

подбор антонимов к словам;

употребление в речи предложений со значением противопоставления;

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать и активизировать словарный запас по теме «Овощи»;

развивать мыслительную деятельность, внимание;

воспитывать у детей интерес к окружающему;

вырабатывать навыки правильного питания;

Оборудование:

игрушка Чиполлино; картинки в виде силуэтов овощей; картинки-символы;

картинки с изображением овощей; мнемотаблицы.

Ход занятия:


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, хорошее настроение. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Игра «Скажи наоборот»

Хорошая грядка - плохая грядка, старый картофель - молодой картофель, тяжёлый мешок - лёгкий мешок, большой урожай - маленький урожай, чистая морковка - грязная морковка.

Сегодня к нам в гости пришел Чиполлино. Чиполлино, мальчик-луковка из фруктово-овощного города, хочет послушать, как вы расскажете про овощи, а также он хочет запомнить новые игры, в которые вы будете играть.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Логопед загадывает загадки, дети отвечают и достается муляж овощей.

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

(морковь)

Сто одежек и все без застежек.

(капуста)

Что копали из земли, жарили, варили?

Что потом мы испекли ели да хвалили?

(картофель)

На грядке длинный, зеленый,

а в банке желтый, соленый?

(огурец)

Логопед предлагает мнемотаблицы. Знакомит, как с ними работать и предлагает с помощью таблицы загадать загадки. (Быстро запомнить загадки).

Предложить детям самим нарисовать загадку (репка).

Физминутка.

Игра «Что изменилось?» Выставляются муляжи овощей, меняется порядок размещения.

Обсуждение с детьми:

Малоподвижная игра «Вершки-корешки»
Овощи растут в огороде. Некоторые из них вырастают в земле, и такие корнеплоды называют корешки. А некоторые овощи вырастают над землёй - это вершки. Дети под музыку бегают вокруг обруча, как музыка останавливается. Логопед дает команду – вершки дети должны найти вершки и положить в обруч.

Обсуждение с детьми по графическому плану: Что это?, Какой формы?, Какого цвета?, Какой по вкусу?, Где растут овощи?, Овощи употребляют в пищу, сырыми, солеными, жаренными, вареными. Из них делают салаты, добавляют в суп, щи, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны в них много витаминов.


Составление загадок- описания с помощью картинно-графического план.

Дети делятся по парам, договариваются, какой овощ будут загадывать.


ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Вот мы и поиграли с вами в разные игры. Рассказали Чиполлино об овощах Какая вам игра понравилась больше всего? А когда вы испытали трудности? Почему овощи полезно употреблять в пищу? Чиполлино очень благодарен вам. Он запомнил игры, и будет теперь играть в эти игры со своими друзьями.











Тема: Хлеб. Предложение Цель: закреплять представления о составе предложения Задачи: совершенствовать словарь по теме; совершенствовать навыки составления рассказов по картине; совершенствовать навыки образования родственных слов; совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа, анализа предложения, его схемы 1.Оргмомент ЗагадкА Есть у радости подруга, В виде полукруга. На лице она живёт, То куда-то вдруг уйдёт, То внезапно возвратиться. Грусть тоска её боится. Что это? Дети: улыбка. Логопед: подарим друг другу улыбки. 2.Логопед: отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём сегодня будем говорить. -Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый. Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелым. Без него плохой обед, Вкусней его на свете нет. Дети: хлеб. Логопед: вы правильно отгадали. А какие слова в загадке вам помогли догадаться, что это хлеб? Дети: мягкий, пышный, душистый, чёрный, белый, подгорелый. Логопед. Перед вами картинки. Что на картинках вы видите? Дети. Баранки, сушки, батон, хлеб. Логопед. Сегодня, мы с вами будем говорить о хлебе, о вот этих замечательных изделиях, и о людях которые их готовят. А кто знает, как называются эти изделия: булочка, пряник, бублик? Дети. Хлебобулочные. 3.Пальчиковая гимнастика. Из пшеничной из муки, Дети ритмично лепят «кулич», Испекли мы пироги, загибают по одному пальцу, Плюшки, пряники, печенье, перечисляя то, что испекли из муки. Кексы, торты, калачи. Булки, бублики, баранки И достали из печи. Дети одновременно протягивают обе руки, Вот румяный каравай соединяют руки в «каравай»,Приходите к нам на чай. кланяются с движением руки от груди 4.Логопед: Сегодня , ребята когда я пришла в детский сад, увидела письмо на столе письмо. посмотрим, что там? Письмо, прочитаем? Логопед: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам мышата Круть и Верть. Расскажите нам, откуда хлеб берётся? Высылаем вам свои фотографии». Поможем, ребята? Логопед: чтобы помочь мышатам Круть и Верть, необходимо выполнить задания. Справимся? Дети присаживаются за столы. 5.Рассматривание картины и беседа по ней. Логопед. А как же хлеб попадает к нам на стол? Логопед: СЕЮТ В ЗЕМЛЮ ЗЕРНЫШКИ, ЗАТЕМ ВЫРАСТАЮТ КОЛОСКИм. Выложите из палочек колоски по схеме. (РИСУНОК) Дети выкладывают колоски из палочек. Логопед: выросли колоски в поле. Вот и первая подсказка мышатам Круть и Верть. Хлеборобы вырастили из зёрен колосья. В поле вышли комбайны. Что можно сказать о поле? раздольное, большое, широкое, привольное. У комбайнёров трудная и нужная работа. Логопед выставляет первую картину. Логопед: какие зёрна получили из пшеницы? (пшеничные зёрна) Логопед. Люди убирают хлеб. Их называют… Дети. Хлеборобы. Логопед. А еще есть спец.техника, какая? Дети. Комбайн. Логопед. Кто управляет комбайном? Дети. Комбайнер. Логопед. Правильно, комбайнер управляет большой машиной –комбайном. У комбайнера тяжелая и трудная работа. Физ. минутка. Подрастает зёрнышко – Потянулось к солнышку. Потянулись. С ветерком оно играет, Руки вверх. Ветерок его качает, Прогнулись. выставляет вторую картинку. Логопед: зёрна отвозят на элеватор. На элеваторе зёрна перемалывают в муку. Муку отвозят на хлебозавод. Логопед: на хлебозаводе пекари из муки заводят тесто. Что можно приготовить из теста вы узнаете, когда сложите картинки. 6.Дети выкладывают картинки. Дети: хлебобулочные изделия. 7.«Семейка слов» Логопед. Итак, мы сегодня говорим о хлебе. А как ласково назвать хлеб? Хлебушек. Логопед. Как называется магазин, где продается хлеб?Хлебный. Логопед. Как называется ящик для хранения хлеба? Хлебница. Логопед. Как называют гостеприимного человека.Хлебосольный. Логопед. Все эти слова родственные, они имеют одну общую часть-хлеб. 7. Составление звуко-буквенной схемы слова «Хлеб» 8. Анализ предложения. Логопед.Назовите слово-действие к слову хлеб. Что делают с хлебом? Дети.Хлеб пекут. Хлеб едят. Хлеб убирают. Логопед. У вас получились предложения, запишите их, помня то, что слово-предмет обозначается одной линией, слово-действие –двумя. 9. Итог. Оценка деятельности детей.







ТЕМА: “ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.

Задачи: - образовывать множественное число существительных;

- учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;

- учить образовывать относительные прилагательные;

- закрепление понимания и практическое употребление в речи предлогов;

- закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, “собирать”

- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением леса, грибов, ягод, мяч

Ход занятия

I. Организационный момент. (Развитие зрительного восприятия, зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. В корзинке лежат яркие плоскостные изображения грибов.

Логопед. Возьмите по одному грибу, название которого вы знаете, и пройдите за стол.

Дети берут по одному грибу и встают рядом со своими стульчиками, стоящими вокруг стола. Логопед помещает на наборное полотно картинку-загадку



Логопед. Сейчас сядет тот, кто увидел свой гриб на картинке-загадке.

.Логопед. Почему ты не села, ? Ребенок. У меня лисичка. Ее нет на картинке. Логопед. Верно. Садись. А какие грибы есть у меня на картинке, но их нет у вас?

Дети. На картинке есть опята.

Логопед. Правильно. Вот какие вы внимательные! А теперь разделите названия своих грибов на слоги и прохлопайте их.

2. Введение в тему. Игра “Прогулка в лес”. (Картинка с изобр. леса.)

Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.

Собираемся в лес. “Кого ты увидишь в лесу?” или “Что ты увидишь в лесу?”

Дети отвечают: “Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды”.

Называем грибы (по картинкам)- белый гриб, подберезовик, сыроежка, опенок, лисички, подосиновик – съедобные грибы; мухомор, бледная поганка- ядовитые грибы.

Называем лесные ягоды (по картинкам)- брусника, малина, черника, клюква, голубика, ежевика, земляника.

Физкультминутка.

  • Игра «Какое варенье? Какой компот?»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существ ительными).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы девочки Кати. Необходимо следить за правильностью употребления окончаний (малиновое варенье, малиновый компот).Осень — время заготовок. Катя с бабушкой решили запастись на зиму сладким вареньем и ароматным компотом. Рано утром они пошли в лес за ягодами. Путь предстоял неблизкий.

—Бабушка, — спрашивала Катя. — Если мы малину соберём, какой компот получится? (...) А варенье какое? (...)

—А вдруг чернику найдём, — продолжала размышлять Катя.

— Какой компот получится? (...) А варенье какое? (...)

—Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (...) А какое варенье? (...)

—Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (...)

Так незаметно подошли бабушка со своей внучкой к полянке, на которой видимо-невидимо было ягод земляники.

Какой компот сварит бабушка? (...) А какое варенье? (...)

  • Игра «Лишняя ягода»

Цели: учить узнавать знакомые ягоды, закреплять названия ягод и закреплять понятия «лесные» и «садовые ягоды»; тренировать в определении наличия звука [а] в слове и его места в нём (начало, середина, конец), развивать зрительное внимание.


Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением ягод (например: клюква, черника, клубника), просит назвать ягоды и сказать, какая ягода лишняя. Воспитатель просит каждого ребёнка объяснить свой выбор.

Например:Лишняя клубника, т. к. она — садовая ягода, а все остальные — лесные.

Слова: брусника, клубника, малина, земляника, клюква, смородина, черника, крыжовник.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”, начиная с большего.)

В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и средними пальцами по столу.)

За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

За брусникой, за калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем.

  • Игра «Составь схему»

Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и начертить схемы. Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» — предлоги.

Например:Осенний лес богат дарами.

На лесной полянке много земляники. Под еловой веткой спрятался боровик. На болоте поспела кислая клюква.


  • Игра «Собери грибы»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой «н» и предлагает

детям положить в неё только те грибы (муляжи, картинки), в названии которых есть звук [п].

Слова: опёнок, маслёнок, подосиновик, волнушка.


Итог занятия.

















































ТЕМА: “ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.

Пересказ рассказа В. Г. Сутеева «Чей это гриб?»

Цель: Пересказ текста по опорным рисункам. Развитие связной речи.

Задачи:- систематизировать знания детей об осени в лесу;

  • воспитывать интерес к сезонным изменениям в при­роде;

  • уточнять, расширять и активизировать словарь де­тей по теме «Грибы»;

  • развивать произвольное внимание, зрительную и сло­весно-логическую память, логическое мышление;

  • стимулировать мыслительную и речевую активность;

  • учить детей работать сообща, помогать друг другу;

  • воспитывать бережное отношение, любовь к природе.

Оборудование: текст рассказа В.Г. Сутеева «Чей это гриб?»), опорные рисунки символическое изображение сердца, мяч, картинки грибов,ягод.



Ход занятия:


1. Орг. момент. Игра “Подскажи словечко”.

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,

Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали заметных.

Собирай не мешкай, это… (сыроежки).

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”, начиная с большего.)

В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и средними пальцами по столу.)

За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

За брусникой, за калиной. Землянику мы найдем

И братишке отнесем. (обе руки “идут” указательными и средними пальцами по столу.)


II. Основная часть занятия

1. Выразительное чтение и анализ рассказа.

Логопед. А теперь присядьте на стульчики. Сегодня мы познакомимся с рассказом детского писателя Владимира Григорьевича Сутеева и будем учиться составлять его пе­ресказ. Рассказ называется «Чей это гриб?».

Логопед выразительно читает детям рассказ. После этого задает ряд вопросов:

  • Когда произошла эта история?

  • Кто отправился в лес? Как звали мальчиков и их собак?

  • Что мальчики взяли с собой?

  • Чем занимались мальчики по дороге к лесу?

  • Что предложил Васик в лесу?

  • Что нашли мальчики рядом со старой сосной?

  • Почему мальчики стали ругаться и драться?

  • Чем закончилась эта история?

  • Как вы думаете, что чувствовали мальчики?

Логопед предлагает детям повторно послушать рассказ.

Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)



2. Составление пересказа текста по рисункам-пиктограммам.

Логопед. Теперь давайте попробуем пересказать эту ис­торию по опорным рисункам. Только вы должны сначала расставить их по порядку.

Логопед произвольно выставляет рисунки на доску. Дети рассмат­ривают их и расставляют по порядку.

Логопед. Давайте устроим соревнование на составление лучшего пересказа. Для этого вы должны разделиться на две команды. За каждый правильный ответ участники ко­манды будут награждаться специальными фишками. Так­же можно заработать призовые фишки, составив полное «красивое» предложение, сравнение или используя в речи подходящую поговорку или пословицу. После составления рассказов мы подсчитаем фишки и определим победителей.

Логопед приглашает к доске участников первой команды. В конце пе­ресказа логопед указывает на символ «сердце». Дети должны выра­зить свое отношение к героям и сказать, понравился им рассказ или нет. Затем логопед приглашает для пересказа вторую команду детей, просит их составить свой пересказ.



III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги. Оценивает работу детей на заня­тии, благодарит всех за старание. Подсчитывает фишки детей и определяет победителей. Логопед и дети аплодируют им.























































































Словоизменение

1.    Мн.ч.сущ.

2.    Мн.ч.сущ.в р. падеже

3.    Все падежи в ед.ч.

4.    Все падежи во мн.ч.

5.    Согласование прил.с сущ.разн.рода в Им.п.

6.    Согласование прил.с сущ.разн.рода во всех падежах

7.    Согласование прил.с сущ.разн.рода во мн.ч. / во всех падежах

8.    Согласование числит.и сущ. (1,2,5)

9.    Глаголы 1, 2, 3-его лица в ед. числе (местоимения / существительные)

10.           Глаголы 1, 2, 3-его лица во мн.числе (местоимения / существительные)

11.           Согласование глагола в пр.вр.с сущ.разного рода

12.           Употребление глагола в различном времени

13.           Степени сравнения прилагательных

14.           Употребление слов исключений (самим придумать пример слова исключения)

15.           Названия детенышей животных во мн.ч.

16.           И др.

 

Словообразование

17.           Уменьшительно-ласкательные суф.

18.           Увеличительные суф.

19.           Образование профессий от глагола

20.           Образование профессий от существительного

21.           Образование глаголов от прилагательных

22.           Название детенышей животных от существительных

23.           Предметы посуды от вещества

24.           Направление движения с помощью приставок.

25.           Прилагательные от существительных

26.           Создание однокоренных слов.

27.           Образование притяжательных прилагательных

28.           И др.

 

Синтаксис

29.           Употребление предлогов

30.           Предложения с однородными членами (с двоеточием и без)

31.           Сложные предложения с союзами: а, но, так как, потому что и др.

32.           Понимание сложных инструкций (привести свой пример)

А) достань ручку и положи её на тетрадь справа от снизу от карандаша.

Б) Петя ударил Васю. Кому больно?

В) Я пошел в кино, после того, как сделал уроки. Что я сделал раньше – пошел в кино, или сделал уроки?

Г) Володя сломал карандаш, который ему подарила Маша. Что случилось раньше Володя сломал карандаш, или ему его подарили?

33. И др.

 

Примеры игр и заданий на указанные направления работы студенты подбирают самостоятельно, опираясь на собственный опыт и доступную литературу.

 

ПЛАН РАБОТЫ:

I этап: ноябрь-декабрь 

1. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа.

2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число.

3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.

4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои.

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты», «Посуда» и т. п.

7. Согласование числительных два и пять с существительными. 
Лексика 

Расширение и уточнение словаря по темам:

1. «Хлеб», «Осень» (деревья), «Осень» (грибы, ягоды), «Овощи».

2. «Фрукты», «Птицы и насекомые осенью», «Дикие животные осенью», «Поздняя осень».

3. «Наше тело, лицо», «Одежда, обувь», «Семья», «Игрушки». 
Связная речь 

1. Составление простых распространённых предложений.

2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучение составлению описательных рассказов.

4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
II этап: декабрь, январь 

1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.

2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

3. Согласование существительных с числительными.

4. Образование названий детёнышей животных.

5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода).

6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

7. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.

Лексика 

Расширение и уточнение словаря по темам:

1. «Библиотека. Книги», «Домашние животные, птицы», «Зима. Зимующие птицы», «Зима. Новый год».

2. «Зима. Зимние забавы», «Комнатные растения», «Зима. Дикие животные», «Животные севера».

3. «Животные жарких стран», «Животный мир морей и океанов. Рыбы», «День защитников Отечества», «Профессии наших пап».

Связная речь 

1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.

2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин с использованием коллективно составленного плана.

3. Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения.

3 этап: январь, февраль 

Грамматический строй речи 

1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.

2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый – быстро), формы степени сравнения прилагательных (быстрее – самый быстрый).

4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, составлению предложений с данными словами.

5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения (пароход, самолёт, кашевар). 

Лексические темы: « День защитника Отечества», «Весна», «Сад-огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт», «Животные и насекомые весной».

Связная речь 

1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.

2. Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.


Глагол

Задание 1. Уточнить и отработать название отдельных действий, связанных с животными, птицами, насекомыми.

Кошка – мяукает
Корова – мычит
Собака – лает
Конь – ржёт
Бабочка – порхает
Курица – кудахчет
Птичка – поёт, клюёт, летает
Гусь – гогочет
Петух – кричит, кукарекает
Утка – крякает
Голубь – воркует
Кукушка – кукует
Ворона – каркает
Кузнечик – стрекочет
Воробей – чирикает
Комар – пищит
Пчела - жужжит


Игровой приём: Дети встают в круг. Логопед бросает мяч по очереди предлагая ответить: «Воркует кто?», «Жужжит кто?», «Кукует кто?» и т.д.
Задание 2. Научить детей правильно употреблять глаголы с разными приставками. Составлять с ними предложение: по демонстрационному материалу; по картинкам.

Лексический материал:

Дети каждый день ходят в детский сад. Ира входит в кабинет. Глеб переходит дорогу на зелёный свет светофора. Мама уходит на работу утром. 

Серёжа подходит к столу. Серёжа отходит от стола. Поезд приходит на стацию.

Рисовать – нарисовать, дорисовать, подрисовать, зарисовать, перерисовать, срисовать.

Писать – записать, написать, подписать, описать, списать

Шёл – вышел, ушёл, пришёл, зашёл, дошёл, обошёл, подошёл, перешёл.

Летать – прилетать, залетать, влетать, вылетать, улетать.

Фрагмент занятия

Логопед вызывает ребёнка и предлагает ему выполнить ряд действий (завязать бант кукле, расстегнуть или застегнуть пуговицу, одеть или снять платье с куклы и т.д.) Дети наблюдают за ним и говорят, что он делает, составляя предложения по демонстрируемому действию.

Затем проводится игра «Как сказать правильно?» Логопед называет предложение используя неправильный глагол. Дети должны найти ошибку. 

Девочка подбежала из дома. – Девочка выбежала из дома.
Задание 3. Научить различать и подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Лексический материал:

Даша помогает маме (помогла).
Бабушка вяжет носки. (связала)
Максим наливает воду в стакан. (налил)

Ира поливает цветы. (полила)
Серёжа строит дом из кубиков. (построил)
Осенью листья облетают с деревьев. (облетели)

Фрагмент занятия

Логопед предлагает двум дошкольникам выполнить одно и то же действие (например одеть куклу). Когда один из них закончит работу, логопед задаёт вопрос: Про кого из ребят я скажу «Он одел куклу»?, «А что делает Ира?» (одевает куклу)

Затем логопед используя картинки с законченными и не законченными действиями предлагает назвать детям, что нарисовано на картинках.

Имя существительное

Задание 1. Научить образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложениях.

Лексический материал:


Стул – стулья
Дерево – деревья
Лист – листья
Крыло – крылья
Перо – перья
Карандаш – карандаши 

Пень – пни
Книга – книги
Игрушка – игрушки
Машина = машины
Лев – львы
Ребёнок - дети


Предлагается прослушать предложение и закончить следующее.

Ира достала из пачки карандаш. – Максим собрал в пачку (карандаши).
Даша села на стул. – Дети расставили (стулья). т.д.


Задание 2. Научить детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа и составлять с ними предложения.


Лексический материал:
Лев – львы – львов
Пень – пни – пней
Белка – белки – белок
Мальчик – мальчики – мальчиков
Утка – утки – уток


Детям предлагают составить с этими словами предложения. Или ответить на вопросы: Если ты забыл карандаши, как ты об этом скажешь воспитателю? (У меня нет карандашей)


Задание 3. Научить детей правильно употреблять и правильно произносить все предлоги. Составить предложения, включая в них предлоги. Заучить стихотворения.
С предлогом из

Грач вылетел из гнезда.
Дети вышли из дома.
Люди вышли из автобуса.
Мама шьёт платье из ткани


С предлогом за (предложить выполнить действия с помощью игрового материала или самим)
Лисичка спряталась за дерево.
Ира села за стол.
Максим спрятал мяч за спину
Машенька пошла за ягодами.

Глеб следил за порядком на столе.
С предлогом над(использую иллюстрации)
Глеб поднял мяч над головой. Птицы летали над озером. Самолёт летит над лесом.
С предлогами после, около, из-под, из-за, через
Даша села около Глеба. Все дети встали около меня. После занятия мы порисуем. Максим, достань мяч из-за шкафа. Ира встала из-за стола.


Из-под старого валежника,
У сухого пня,
Голубой глазок подснежника
Смотрит на меня.
Через мост перейти
надо нам, ребята
В дальний лес мы пойдём,
Там грибы маслята.

Это чей, это чейДом из красных кирпичей?


Уменьшительно- ласкательные существительные.

Конспект занятия для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии на тему «Совершенствование лексико-грамматического строя речи с использованием дидактических игр»

Цели:-закреплять умение образовывать уменьшительно- ласкательные слова, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки; 
-совершенствовать зрительное внимание и память, слуховое и тактильно- двигательное восприятие, наглядно- образное мышление.

Оборудование: -большие и маленькие изображения животных, игрушек, предметов одежды, мебели, овощей и фруктов в натуральном виде и в виде предметных картинок; 
-флажки большие и маленькие; 
-игра «Чудесный мешочек».

Ход:

1.Оргмомент:
Логопед:

-Дети, мне кажется, вы сегодня хорошо подготовились к занятию, внимательно меня слушайте. Поэтому я хочу вас похвалить и назвать ваши имена ласково. Помогите мне назвать Антона ласково ( поочередно называют все имена детей). А как ласково вы называете маму, папу, бабушку, дедушку?
2.Игра « Назови ласково»:

Показ логопедом предметов натуральной величины из-за ширмы. Называние детьми их уменьшительно-ласкательной формы;. Показ логопедом этих же предметов, только маленьких (яблоко, морковь, лимон, апельсин, картошка, шапка, валенки, мяч, кукла, машина).

«Чем отличается шапка и шапочка? Покажите ручками большую и маленькую шапочку (и еще сравнить аналогично несколько предметов).
3.Игра «Чего не стало?»:

На фланеллеграфе поочередно несколько детей выставляют 3 пары предметов (например, заяц- зайчик, стул-стульчик, скамейка- скамеечка), проговаривая «Я выставляю…» 

Затем один ребенок убирает 1 картинку, остальные отвечают, что пропало?
4. Игра « Будь внимателен».

Логопед называет ряд слов, дети должны поднять большой флажок, если речь идет о большом предмете и маленький, если речь о маленьком.

Примерный перечень слов: скамейка, стул, кроваточка, скамеечка, стульчик, стол, столик, волк, медведь, волчонок, медвежонок, курточка, кофта., куртка, лиса, лисонька, белка, мышь, белочка и т.д.
5.Пальчиковая гимнастика « Белка».

Проговаривание слов логопедом и детьми, загибая поочередно пальцы правой руки.

Логопед:

-Встречались ли вам ласковые слова? Назовите их.
6. Игра «Чудесный мешочек».

Дети поочередно достают по 1 предмету из мешочка, называя их ( предметов 8, 4 контрастные пары по форме). Затем логопед кладет предметы обратно в мешочек, а дети по 1 достают предметы, учитывая инструкцию логопеда « Достань и назови большой предмет; маленький».
7.Игра «Кто быстрее разложит?

Каждому ребенку дают по 1-2 паре картинок, нужно разложить их в 2 стопки. Игра проводиться всеми детьми за 1 столом.
8.Итог: « Мы сегодня учились называть ласково некоторые слова. Назовите их».
Занятие с детьми 






















Предлоги.

Конспект занятия для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии на тему «Совершенствование лексико-грамматического строя речи с использованием дидактических игр»
Цели: -закреплять умение и правильно употреблять предлоги «на», «за», «под», «около», «в», «перед»; 
-отвечать на вопросы «где?», «куда?»; 
-составлять предложения по демонстрации действия с использованием предлогов;
-совершенствовать зрительное и слуховое внимание, пространственную ориентировку, общую и мелкую моторику.
Оборудование: мягкие или резиновые игрушки, машина; фланелеграф; силуэты волка, зайчат, ёлки, горы, счётные палочки.
Ход:
1.Оргмомент:

Дети выполняют движения по словесной инструкции, содержащей предлоги «на - за - под- перед - над» (ставят руки на пояс, хлопают под коленом и т.д.).
2.Игра: «Назови, что сделал Умейка».
Один из детей, подготовленный заранее, выполняет инструкцию логопеда, содержащую изучаемые предлоги (другие дети не должны слышать инструкцию).
Дети оречевляют действия Умейки, выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов.

3.Игра «Прятки»
Игрушка Мишка «водит», а мышка прячется. Дети закрывают глаза, а открыв их, ищут вместе с мишкой мышонка и называют его местонахождение. Затем «водит» мышка.
4.Игра «Поездка на автомобиле»:
Дети выполняют действия с автомобилем, оречевляют их, затем составляют рассказ («Машина выехала из гаража, поехала по дороге, переехала через мост, свернула под мост и возвратилась обратно в гараж»).
5.Физминутка: «Буратино».
6.Чтение логопедом стихотворения А. Барто «Ёлка».
Демонстрация силуэтов, горы, ёлки, волка, зайчат на фланеллеграфе. Ответы на вопросы после прочтения и показ действий детьми на фланеллеграфе:
-Ёлка стояла где?
-Волки бродили где?
-Зайчата и зайчиха встретили волка где?
-Зайчата не хотели куда?
-Они прыгнули куда?
-Зайчата висят где?
7.Выкладывание ёлочки из счётных палочек или из спичек самостоятельно.
8.Итог.

Слова - антонимы.

Конспект занятия для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии на тему «Совершенствование лексико-грамматического строя речи с использованием дидактических игр» 
Цели: 
-закреплять умение использовать в активной речи слова- антонимы; 
-подбирать нужное слово, активизируя представления о признаках предметов;
- совершенствовать слуховое и зрительное внимание, тактильно- двигательное восприятие;
-элементарное логическое мышление;
- развивать пространственную ориентировку;
Оборудование: парные картинки слов- антонимов; «Чудесный мешочек», разрезные картинки.
Ход занятия:
1.Повторение: Игра «Найди парную картинку»- каждому ребенку раздать по 2 картинки. Нужно самостоятельно выбрать пары для этих картинок и назвать слова- антонимы.
2.Игра «Закончи предложение»
Логопед читает начало предложения, а ребенок его заканчивает словом- антонимом:
- Сахар сладкий, а перец….
-Дорога широкая, а тропинка…
- Пластилин мягкий, а камень…
- Папа говорит громко, а сынок…
- Дедушка несет тяжелую сумку, а бабушка…
- Сахар сладкий, а лимон…
- Огонь горячий, а лед…и т.д.
3.Игра «Узнай на ощупь»:
1 вариант- каждый ребенок достает после предварительного анализа из «Чудесного мешочка»
один предмет и описывает его признаки;
2 вариант - по инструкции логопеда: «Найди…» ( например, длинный карандаш ), « А, если карандаш не длинный, а наоборот, какой он? Найди его».
Примерный перечень предметов: длинный и короткий карандаш, тяжелый и легкий шарик, большой и маленький грибы, широкая и узкая лента и т.д.
4. Физкультминутка « Холодный - горячий» (с мячом).
5.Собрать разрезную картинку:
В зависимости от уровня развития пространственной ориентировки картинки разрезаны на 2-4-6 частей; каждому ребенку раздать по 2 картинки слов - антонимов (лимон и груша, высокий и низкий домик и т.д.)
6.Игра «Что может быть…?» (длинным, высоким, легким, сладким, тяжелым и т.д.)
7.Итог:Логопед:
-Как мы назовем тех, кто сегодня хорошо трудился?
Ответы детей (добиться ответа «трудолюбивые»). 
Слова- действия.
Конспект занятия для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии на тему «Совершенствование лексико-грамматического строя речи с использованием дидактических игр»
Цели:-продолжать расширение глагольного словаря;
-образовывая форму настоящего и будущего времени, употребляя форму повелительного наклонения; 
-выделять глагольный ряд, на основании которого построен сюжет;
-развивать зрительное внимание, пространственно-временную ориентировку, мышление.
Оборудование: наборы сюжетных картин.
Ход занятия:
1.Оргмомент: Игра «Почтальон принес открытки».
Логопед раздает открытки, адресованные по одной для каждого ребенка. Дети отвечают на вопрос: что делает? Затем все открытки собираются, логопед их перемешивает, и ребенок отыскивает свою открытку ( чья открытка,? где белка грызет орешки? и т.д.).
2.Игра « Бывает - не бывает?»

Логопед:
-А вот еще открытки прислал почтальон. Никак не пойму, что тут написано? Подскажите мне, такое бывает или нет? 
Примерные картинки «Мальчик по воде на санках едет», «Трактор по небу летит» и т.д.
3.Игра « Закончи предложение» ( для «слабой» подгруппы предлагаются сюжетные картинки, нужно лишь выбрать правильную и закончить предложение ).
Примерные предложения: : « Оля проснулась и…», «Коля оделся и …», « Заяц испугался и...» и т.д.
4.Физминутка:
Один ребенок надевает маску Буратино: «Ребята, поиграйте со мной. Сначала вы мне предложите что- нибудь сделать, а потом я вас попрошу».
Примерные просьбы: «Поскачи, Буратино; попрыгай; потанцуй; помаши рукой; попрыгай на одной ноге» и т.д. 
Каждый ребенок предлагает одно задание.
5.Игра « Что делает и что будет делать ?»
Каждому ребенку раздать - по 2 сюжетные картинки. Нужно назвать действие и определить последовательность картинок, например: 
1. Девочка спит. 2. Девочка встала и умывается.
6.Это задание предлагается в случае выполнения предыдущих заданий.
Ответы на вопросы после прочтения рассказа « Как Мишутка катался на машине». Определить последовательность серии сюжетных картин, устанавливая глагольный ряд (решил покататься…сел…поехал…слышит…остановился…вышел…стал накачивать колесо…накачал…поехал..). Серия из 4 картинок.
7.Собрать разрезные картинки с изображением и назвать это действие.
8.Итог.











































Карточка №1.

1).Образование множественного числа имен существительных:

дом – …(дома)

лес – …

бок – …

глаз – …

берег – …

поезд – …

парус – …

пояс – …

повар – …

вечер – …

2).Согласование существительных с числительными:

Один кот – два кота – три кота – четыре кота – пять котов

Один петух – …
Один волк – …
Один страус – …
Один крот – …

3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

дом – домик

гном – …

слон – …

кот –

… двор – …

ключ – …

бант – …

бинт – …

луч – …

стол – …

4).Образование относительных прилагательных:

Шапка из меха – меховая шапка
Шапка из шерсти – …
Шапка из кожи – …
Платье из шёлка – …
Платье из бархата – …

5).Окончания глаголов:

Я играю, ты… он… мы… вы… они…
Я пилю, ты… он… мы… вы… они…
Я считаю, ты… он… мы… вы… они…
Я рублю, ты… он… мы… вы… они…

Карточка №2.

1).Образование множественного числа имен существительных:

платок – …

венок – …

щенок – …

грибок – …

молоток – …

колосок – …

жучок – …

потолок – …

дубок – …

звонок – …

2).Согласование существительных с числительными:

Один лев – два льва – три льва – четыре льва – пять львов
Один орёл – …
Один муравей – …
Один воробей – …
Один дятел – …

3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

кошка – кошечка

чашка – …

сушка – …

пушка – …

шишка – …

ложка – …

кружка – …

стружка – …

ромашка – …

игрушка – …

4).Образование относительных прилагательных:

Кувшин из глины – глиняный кувшин
Кувшин из стекла – …
Кувшин из хрусталя – …
Кувшин из серебра – …

Кувшин из меди – …

5).Окончания глаголов:

Я читаю, ты… он… мы… вы… они…
Я смотрю, ты… он… мы… вы… они…
Я рисую, ты… он… мы… вы… они…Я спешу, ты… он… мы… вы… они…

Карточка №3.

1).Образование множественного числа имен существительных:

стул – …

лист – …

колос – …

копьё – …

крыло – …

клок – …

ком – …

платье – …

дерево – …

перо – …

2).Согласование существительных с числительными:

Одно кольцо – два кольца – три кольца – четыре кольца – пять колец

Одно кресло – …
Одно стекло – …
Одно окно – …
Одно сердце – …

3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

жук – жучок

паук – …

червяк – …

старик – …

хомяк – …

рак – …

моряк – …

каблук – …

башмак – …

клок – …

4).Образование относительных прилагательных:

Ложка из дерева – деревянная ложка
Ложка из серебра – …
Ложка из стали – …
Ложка из пластмассы – …
Ложка из олова – …

5).Окончания глаголов:

Я вяжу, ты… он… мы… вы… они…
Я строю, ты… он… мы… вы… они…
Я режу, ты… он… мы… вы… они…
Я ношу, ты… он… мы… вы… они…

Карточка №4.

1).Образование множественного числа имен существительных:

поле – …

море – …

озеро – …

число – …

кресло – …

окно – …

ведро – …

весло – …

стекло – …

облако – …

2).Согласование существительных с числительными:

Один корень – два корня – три корня – четыре корня – пять корней
Один врач – …
Один фонарь – …
Один зверь – …
Один корабль – …

3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

конфета – конфетка

осина – …

берёза – …

рябина – …

картина – …

голова – …

трава – …

туча – …

рука – …

река – …

4).Образование относительных прилагательных:

Котлета из рыбы – рыбная котлета
Котлета из мяса – …
Котлета из моркови – …
Котлета из капусты – …
Котлета из картофеля – …

5).Окончания глаголов:

Я делаю, ты… он… мы… вы… они…
Я гружу, ты… он… мы… вы… они…
Я копаю, ты… он… мы… вы… они…Я кошу, ты… он… мы… вы… они…

Карточка №5.

1).Образование множественного числа имен существительных:

день – …

пень – …

рот – …

лоб – …

лев – …

сон – …

ров – …

мох – …

ухо – …

 

2).Согласование существительных с числительными:

Одно море – два моря – три моря – четыре моря – пять морей
Одно поле – …
Одно ухо – …
Одно слово – …
Одно дело – …

3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

зеркало – зеркальце

платье – …

одеяло – …

кресло – …

масло – …

покрывало – …

дело – …

мыло – …

сало – …

тело – …

4).Образование относительных прилагательных:

Сок из яблок – яблочный сок
Сок из клюквы – …
Сок из вишни – …
Сок из клубники – …
Сок из апельсина – …

5).Окончания глаголов:Я лаю, ты… он… мы… вы… они…
Я леплю, ты… он… мы… вы… они…
Я плаваю, ты… он… мы… вы… они…
Я глажу, ты… он… мы… вы… они…


Карточка №6.

1).Согласование существительных с числительными:

Одна голова – две головы – три головы – четыре головы – пять голов
Одна рука – …
Одна нога – …
Одна коса – …
Одна мыльница – …

2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

балкон – …

фонтан – …

росток – …

компот – …

солдат – …

маска – …

масло – …

марка – …

дудка – …

ночник – …

3).Образование относительных прилагательных:

мёд с липы – …
суп с фасолью – …
пух тополей – …
шуба из соболя – …
малина из леса – …

4).Образование названий детёнышей животных:

У мышки – мышонок, мышата
У ежа – …
У ужа – …
У лягушки – …
У осла – …

5).Окончания глаголов:

Я отсутствую … ты… он… мы… вы… они…
Я рассматриваю – …
Я воздействую – …Я подглядываю – …

Карточка №7.

1).Согласование существительных с числительными:

Одна чернильница – 2… 3… 4… 5…
Одна картина– …
Одна люстра– …
Одна шляпа – …
Одна лента – …

2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

чертёж – …

журнал – …

кафтан – …

горшок – …

ломоть – …

ларец – …

желток – …

ковёр – …

карман – …

кирпич – …

3).Образование относительных прилагательных:

жилет из кожи – …
одежда для молодёжи – …
джемпер из трикотажа – …
икра из баклажанов – …
полка для книг – …

4).Образование названий детёнышей животных:

У медведя – медвежонок, медвежата
У верблюда – …
У зайца– …
У белки – …
У волка– …

5).Окончания глаголов:

Я останавливаюсь … ты… он… мы… вы… они…
Я регулирую – …
Я приближаюсь – …
Я разглядываю – …


Карточка №8.

1).Согласование существительных с числительными:

Одна шуба – 2… 3… 4… 5…
Одна роза– …
Одна река– …
Одна конфета – …
Одна сахарница – …

2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

башмак – …

фартук – …

окно – …

огонь – …

утка – …

яхта – …

осёл – …

юбка – …

изба – …

овца – …

3).Образование относительных прилагательных:

сумка из соломы – …
салат из лука – …
морс из клубники – …
воротник из кружев – …
ассорти из фруктов – …

4).Образование названий детёнышей животных:

У барсука – барсучонок, барсучата
У бурундука – …
У кролика – …
У козы – …
У лошади – …

5).Окончания глаголов:

Я вздрагиваю … ты… он… мы… вы… они…
Я встречусь– …
Я разгораюсь – …Я присоединяюсь– …

Карточка №9.

1).Согласование существительных с числительными:

Одно дело – 2… 3… 4… 5…
Одно слово– …
Одно одеяло– …
Одно покрывало – …
Одно лицо – …

2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

пальто – …

полька – …

капля – …

фонарь – …

письмо – …

майка – …

вафля – …

слойка – …

венок – …

лейка – …

3).Образование множественного числа имён существительных и прилагательных:

высокая скала – …
сухой стакан – …
светлая спальня – …
сладкая слойка – …
сломанная скамейка – …

4).Образование названий детёнышей животных и птиц:

У коровы – телёнок, телята
У овцы – …
У свиньи – …
У собаки – …
У утки – …

5).Окончания глаголов:

Я вырисовываю … ты… он… мы… вы… они…
Я приветствую – …
Я раскрываю – …
Я совмещаю – …

Карточка №10.

1).Согласование существительных с числительными:

Одно село – 2… 3… 4… 5…
Одно колесо– …
Одно озеро– …
Одно зеркало – …
Одно письмо – …

2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

банка – …

ноготь – …

винт – …

ветка – …

ведро – …

шорты – …

санки – …

капля – …

норка – …

песня – …

3). Образование множественного числа имён существительных и прилагательных:

свободный студент – …
старый снаряд – …
полосатый свитер – …
усатый старик – …
светлая скатерть – …

4).Образование названий детёнышей птиц:

У гуся – гусёнок, гусята
У вороны – …
У грача – …
У орла – …
У журавля – …

5).Окончания глаголов:

Я взбираюсь … ты… он… мы… вы… они…Я поддерживаю – …Я показываю Ябеседую – …

Список использованной литературы

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда._М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

  2. .Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей: в 9 вып.: вып.5. Звуки С-Сь.-М.; Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения (из опыта работы). Краснодар.1994.

  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием с элементами лексико-грамматического недоразвития. Краснодар.1994.

  5. Лопухина И.С. 550 занимательных упражнений для развития речи : Пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1995.

  6. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.-СПб.: Лениздат; Издательство “Союз”, 2001.











Панель управления



1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Осень к нам пришла"

Автор: Селькова Лариса Владимировна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238496

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конспект урока "Золотая осень ""
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekt-uroka-zolotaia-osien"
    ["file_id"] => string(6) "255649"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447957486"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект урока "Осенние листья" "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-osienniie-list-ia"
    ["file_id"] => string(6) "186061"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426268796"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока на тему "Осенние месяцы" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-osienniie-miesiatsy"
    ["file_id"] => string(6) "186050"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426267542"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока математики "Обратные задачи""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekturokamatiematikiobratnyiezadachi"
    ["file_id"] => string(6) "298836"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456410049"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по грамоте на тему: "Буква Рр. Сочинение по картине "Осень в лесу" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-po-ghramotie-na-tiemu-bukva-rr-sochinieniie-po-kartinie-osien-v-liesu"
    ["file_id"] => string(6) "244003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445869907"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства