Тема: « Домашние животные»
Цель: актуализация словаря детей старшей группы по лексической теме “Домашние животные”.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные задачи: Уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.
2. Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие связной речи через использование компонентов театрализованной деятельности в сочетании с показом (сказка “Спор животных”). Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, глаголов от звукоподражаний: “Собака – (гав-гав) загавкала. Корова – (му-му) замычала. Лошадь – (иго-го) заржала. Коза – (ме-ме) замекала. Овца – (бе-е-е) заблеяла. Кошечка – (мяу-мяу) замяукала”).Свинья- (хрю-хрю) захрюкала. Развивать зрительное восприятие.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитание любви к домашним животным. Индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом логопедического заключения.
Словарная работа: Блеять, лаять, хрюкать, заржал, морда, копыта, конюшня.
Оборудование:
иллюстрации (картинки домашних животных, картинки - корм для животных, детенышей домашних животных); диск с записью песенки про котят для пальчиковой гимнастики, простые карандаши.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед приветствует детей.
Дети здороваются.
Логопед: “Вспомните слова Правителя Города красивой речи: как надо правильно говорить”.
Дети:
Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!
Логопед: “Ребята, отгадайте загадку”.
Глазки изумрудные,
Шубушка пуховая,
Песенки любезные,
Коготки железные. (Кошка.)
Логопед: “Правильно! Это кошка. Кошечка пришла к нам в детский сад! У нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных. Как вы думаете, кто придет к нашей имениннице?”
Дети: “К кошечке придут корова, собака, лошадь, коза, овца, кролик и свинья”.
Логопед: “Как этих животных можно назвать одним словом?”
Дети: “Это домашние животные”.
Логопед: “Почему они так называются?”
Дети: “Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает”.
Объявление темы.
Логопед: “Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных”.
Образование глаголов от звукоподражаний.
Логопед: “Итак, все животные вышли и начали поздравлять именинницу”.
Дети: (образуют глаголы от звукоподражаний). “Собака – (гав-гав) загавкала. Корова – (му-му) замычала. Лошадь – (иго-го) заржала. Коза – (ме-ме) замекала. Овца – (бе-е-е) заблеяла. А кошечка им в ответ – (мяу-мяу) замяукала”. Свинья- (хрю-хрю) захрюкала.
Логопед: Кошка приготовила угощенье для гостей. Как вы думаете кто что будет есть из гостей?
Дети: лошадь – овес, собака косточку,корова-траву,коза-капусту,овца-траву,свинья-кашу, кролик –морковку.
Логопед: Кошка накормила гостей и решила с ними поиграть, и мы тоже сними поиграем.
Пальчиковая гимнастика:
"Котята"
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
Сочинение сказки “Спор животных”.
Логопед: “Вышли животные на лужок погулять, и вдруг между ними возник спор: кто самое полезное животное. Каждый из них доказывал, что именно он – самое полезное. Мы сейчас с вами вместе вспомним, какую пользу приносит каждое животное, и попробуем сочинить сказку “Спор животных”.
Дети: (по цепочке придумывают сказку).
“Собака сказала: “Гав-гав. Я охраняю дом, хозяйку с хозяином, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.
Кошка не согласилась: “Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я – самое нужное домашнее животное.
В спор вмешалась корова: “Му-у-у. Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я – самое нужное домашнее животное.
Коза возмутилась: “Ме-е-е. Я тоже даю молоко, да еще чудесный теплый пух. Я – самое нужное домашнее животное.
Овца заблеяла: “Бе-е-е. А я даю замечательную теплую шерсть. Я – самое нужное домашнее животное.
Лошадь, дослушав овцу, сказала: “Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я – самое нужное домашнее животное”.
Свинья, захрюкала « Хрю-хрю». Я даю мясо. Я самое полезное животное.
Логопед:“Все вы очень нужны, все приносите большую пользу человеку”. И все животные дружно закивали головами”.
Физкультминутка “Кошка”. (Психоречевая гимнастика).
Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.
Логопед: “А сейчас мы с вами превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!”
Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом).
Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
Встала кошка, потянулась,
Ее шерстка развернулась.
Игра “Что забыл нарисовать художник?”
Логопед: “Ребята, посмотрите внимательно на картинку. На ней изображены наша именинница и ее друзья-животные. Но вот беда, художник забыл нарисовать некоторые части тел животных. Давайте дорисуем и скажем, чего не хватает у каждого животного?”
Дети: (дорисовывают недостающие части тела и говорят чего у каждого из них не хватает). “У кошки не хватает усов. У козы не хватает рогов. У собаки не хватает хвоста. У овцы не хватает одной лапки”. У кролика не хватает ушей.
Логопед: “Молодцы!” Ребята, животным пора идти домой, так как их ждут детеныши. Как вы думаете какого животного, какой детеныш ждет?
Дети: Лошадь-жеребенок, корову-теленок, козу- козленок, овцу- ягненок, собаку-щенок, свинью- поросенок, крольчиху- крольчонок, кошку –котенок.
Логопед: Ребята, в какой домик каждое из животных вернется?
Итог занятия.
Логопед: “Итак, ребята, лошадь, кошка, корова, коза, кролик, собака, свинья, овца. Кто это?”
Дети: “Эти животные - домашние. И для человека они очень важные!”
Логопед: “Правильно! Домашние животные живут рядом с людьми. Люди заботятся о них.