Конспект урока на тему: "Постановка и автоматизация звука Р"
Конспект урока на тему: "Постановка и автоматизация звука Р"
Урок построен в виде урока-путешествия, в течении которого дети знакомилися с новыми словами по теме, уточняют имеющиеся навыки и сведения, развивают фантазию и самостоятельность.
Формы работы доступные, пошаговые, соответствуют психическому и возрастному развитию детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Развить у детей мелкую моторику, координацию движения;
Воспитывать любовь к окружающему миру, чувство доброты, товарищества, толерантности.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, листы с домашним заданием, зеркала.
Ход урока
1.Организационный момент
Добрый день ребята и наши гости. Сегодня у нас необычный урок. Темой нашего сегодняшнего урока будет «Постановка звука Р».
Мы с вами постараемся закрепить и автоматизировать звук Р при помощи разнообразных заданий, будем совершенствовать знания и словарный запас по теме Море, развивать внимание, память, ассоциативное мышление. Вспомним упражнения на развитие мелкой моторики.
Для этого сегодня мы с вами отправимся в путь.
Как вы думайте, куда? (отгадывание путешествия по картинкам медуза, осьминог, рак, юнга)
Ребята с чем вы можете представить, сравнить море. (небо)
2. Дыхательная гимнастика
Вдруг поднялся ветер.
(Сильный, слабый чередуем.)
Пальчиковая гимнастика
Почему же наш большой
Крутит, верти головой? Он на судне капитан – Изучает океан. Палец указательный Умный и внимательный. Занят делом постоянно. Он – помощник капитана. Средний палецнаш – матрос, Мачту он на борт принес. Чтоб он весел был в пути, Надо пальцем покрутить.
Безымянный палец – кок, Он испек большой пирог. Поперчил и посолил, И вокруг его ходил. Наш мизинец – это юнга. Он сейчас прямой, как юнга. Юнга трудится весь день – Нам крутить его не лень.
Артикуляционная гимнастика
Ребята, а давайте вспомним
Кто живет у нас во рту?
Может рассказать рассказ?
Может песни петь, кричать.
Так не любит он молчать?
Все стрекочет как сверчок!
Кто же это?
(Язычок )
КТО ЖЕ ПРЯЧЕТ ЯЗЫЧОК?
ЗАПИРАЕТ НА КРЮЧОК
НЕ ДАЕТ ГУЛЯТЬ ЕМУ
ТАК ЧТО СКУЧНО ОДНОМУ
Две двери вначале? (ГУБЫ)
Дверь вторая это? (ЗУБЫ)
Много может язычок Он и тонок и широк (ИГОЛОЧКА, ЛОПАТОЧКА) Может чашечкою быть (ЧАШЕЧКА)
Может петь и говорить Может цокать как лошадка (ЛОШАДКА)
МОЖЕТ ПАРУСОМ ОН БЫТЬ
ХОЧЕТ В ДОМИКЕ СИДИТ
ХОЧЕТ ДВЕРКУ ОТВОРИТ
ВЛЕВО ВПРАВО ПОГЛЯДИТ
ВОТ КАКОЙ У НАС ДРУЖОК
ДОБРЫЙ, СЛАВНЫЙ ЯЗЫЧОК.
Молодцы!
3. А ТЕПЕРЬ НАЧНЕМ НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. Давайте вспомним тему занятия.
Ребята, звук, который мы сегодня будем изучать есть в слове «Море», он самый рычащий звук.
Откроем тетради запишем тему сегодняшнего урока.
А теперь давайте уточним как правильно произноситься этот звук
4. Артикуляция звука и его характеристика (профиль)
Проверь, правильно ли у тебя работают губы, язык.
Кончик языка касается бугорков за верхними зубами.
Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Форма языка напоминает ложечку.
Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит.
Звук [Р] какой? твердый, звонкий, согласный (убираем зеркала)
5. Постановка звука
Мы плывем на современном корабле. Как работает двигатель корабля. (р-р-р-р-р-р)
Какой был первый корабль? 1картинка
Правильно.
Затем вырубили в бревне середину, получилась лодка,2 картинка затем прикрепили шест - мачту, получился парусник, 3картинка сейчас такие красивые корабли 4картинка.
6. Развитие фонематического слуха
РЕБЯТА, А ТЕПЕРЬ МЫ УЗНАЕМ НОВЫЕ СЛОВА. Я объясняю понятие новых слов, а вы внимательно их запоминаете.
на морских судах это мостик? (трап)
сильная буря на море? (шторм)
растение, которое растет в воде? (водоросли)
- Какой звук встречается во всех этих словах?
- Между какими звуками он находится (дети проговаривают слова и определяют место звука).
Молодцы! Ребята, а наше путешествие продолжается! Ну что это, корабль резко останавливается, ребята, юнга нам подсказывает, что мы попали на мель.
Ребята мы с вами попали на мель.
Давайте разучим с вами скороговорку.
Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель И матросы три недели Карамель на мели ели.
Все молодцы!
Чтобы наш корабль поплыл дальше мы должны выполнить следующие задания.
8. Закрепление звука в слогах, словах, предложениях
На доске слоги, дети читают их
Ар-Ор-Ур-Ир-Ыр;
Ра-Ро-Ру-Ри-Ре-Ры
Произносят.
Читают слова, определяют местонахождения звука в словах рак, рыба, мороз, порог, повар, товар.
Между какими звуками находится звук [Р].
Запишем предложения под диктовку, на доске и в тетрадях.
Читают предложения, находят слова со звуком [Р] произносят.
Ребята играют в игру.
Рома и Игорь рубят дрова.
Ира ест курагу.
Во дворе лежат дрова.
Работа со стихотворением. Задание: добавить изучаемый звук в необходимое место.
Давайте произнесем чистоговорки.
Ра-Ра-Ра – из окна видна труба
Ру-Ру-Ру – начинаем и игру
Ры-Ры-Ры – обошли мы все миры
Ро-Ро-Ро- мы плывем домой давно
Молодцы!
Хорошо. Но пора и домой возвращаться.
Поплывем с присказкой
Я плыву, плыву, плыву Может первым доплыву
9. Домашнее задание
Выучить скороговорку и нарисовать рыбу или рака. Раздача д.з.
Рыбке рак – ни друг, ни враг Рыбке вряд ли страшен рак, Рыбке страшен червячок, Что насажен на крючок. Нарисовать рыбку или рака
10. Итог урока
Повторить звук который отрабатывали на уроке.
Игра «Четвертый лишний».
Показываются картинки с изображением зверей и фруктов. Дети должны найти лишние изображение, найти изображения со звуком [Р]
Хоровое проговаривание звука.
Придумайте слова с этим звуком.
11. Оценка работы
Где мы сегодня с вами побывали?
Какой звук употребляли чаще всего?
А зачем нам это нужно?
Понравился ли вам урок?
Какую оценку вы себе поставите за работу на уроке себе?
Самоанализ открытого логопедического занятия.
Класс 2 «А».
Дата проведения: 13 янвая 2012г.
Учитель- логопед- Татимбекова А.К.
Тема: « Постановка и автоматизация звука Р».
Цель занятия: постановка звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Автоматизировать звук [Р].
Совершенствовать знания и словарный запас по теме: Море.
Развить у детей мелкую моторику, координацию движения;
Воспитывать любовь к окружающему миру, чувство доброты, товарищества, толерантности.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа. Формы: фронтально-коллективные, коллективные, индивидуальные. Оборудование: интерактивное оборудование Самоанализ открытого логопедического занятия в 2 «А» классе.
В группе 3 учащихся с диагнозами: ОНР 3 уровня.
Тема урока: «Постановка и автоматизация звука Р». На этом занятии учащиеся знакомились с верной постановкой звука Р, с нахождением ее позиции в слогах, в словах и предложениях, углубляли, расширяли словарный запас на тему «Море», уточнялись лексические значения слов.
Урок построен в виде урока-путешествия, в течении которого дети знакомились с новыми словами по теме, уточняли имеющиеся навыки и сведения, развивали фантазию и развивали самостоятельность.
Формы работы доступные, пошаговые, соответствуют психическому и возрастному развитию детей.
4. При подготовке к занятию были учтены программные требования по работе над постановкой и автоматизацией звука р, над совершенствованием знаний и активизацией словарного запаса, развитию устной и письменной речи, осознанность, системность, психологические особенности младших школьников ЗПР.
Исходя из этого, были поставлены цели логопедического занятия.
5. В течение всего занятия соблюдались триединые цели: коррекционные, обучающиеся, развивающиеся:(автоматизировать звук [Р], совершенствовать знания и словарный запас по теме: Море, развивать внимание, память, ассоциативное мышление; развить у детей мелкую моторику, координацию движения; воспитывать любовь к окружающему миру, чувство доброты, товарищества, толерантности).
6. Этапы занятия были чётко спланированы, взаимосвязаны.
7. Прослеживалась связь с уроками русского языка и окружающего мира.
В начале занятия, на организационном этапе, была обеспечена мотивационная готовность и положительный настрой учащихся на работу с помощью наглядных пособий и интерактивного оборудования.
8. В построении занятия прослеживалась логическая последовательность.
9. Подача учебного материала осуществлялась от простого к сложному. Дети показали умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. При закреплении нового материала целесообразно использовались методы обучения: проблемно- поисковые, объяснительно-иллюстративные, информационно - развивающие.
Из форм организации учебной деятельности присутствовали: фронтальная и индивидуальная.
На уроке были реализованы многие принципы обучения, такие как: систематичность, последовательность, наглядность, осознанность, активность, проблемность, доступность.
10. Дети были активны, обучение носило развивающий и творческий характер.
Все задания были направлены на решение поставленных целей и задач урока. На уроке цели достигнуты, дети работали хорошо, старались анализировать, делать выводы, понравилось работать с интерактивной доской.