Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему: «Связь слов в предложении» (лексическая тема «Лес»)»
Тема: «Связь слов в предложении»
(лексическая тема «Лес»)
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Формирование умения устанавливать грамматические связи между словами в предложении.
Расширение словаря по теме «Лес».
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Фланелеграф, фигурки для него (деревья, грибы, ягоды, звери, птицы).
2. Текст стихотворения, в котором отдельные слова заменены картинками.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент
Логопед. Отгадайте куда мы сегодня с вами отправимся? На горе шумит, а под горой молчит.
Ученики. Мы отправимся в лес.
Логопед. Что мы представляем, когда произносим слово «лес»?
Ученики. Мы представляем себе деревья, траву, ягоды, цветы, птиц, зверей, насекомых.
Логопед. В языке, как и в природе, все взаимосвязано. Если мы установим неправильную связь между словами, то не сможем построить предложение и донести свои мысли до других людей. Сегодня на занятии, создавая свой лес, мы будем учиться правильно строить предложения.
2. Основная часть
Деревья
Логопед. Начнем создавать свой лес с деревьев. Какие деревья растут в лесу?
Ученики. В лесу можно увидеть ель, сосну, березу, осину, дуб, клен, тополь, рябину.
Каждый ученик, называя дерево, прикрепляет его изображение к фланелеграфу.
Логопед. Как мы назовем листья этих деревьев?
Ученики. На березе - березовые, на осине - осиновые, на дубе - дубовые, на клене - кленовые, на тополе - тополиные, на рябине - рябиновые, на ели - еловая хвоя. А на сосне - сосновая.
Каждый ученик прикрепляет листочки названного дерева к его кроне.
Логопед. Теперь прочитайте текст, найдите ошибки и исправьте их.
Каждый ученик читает по одному предложению с ошибкой и исправляет ее устно. Логопед вносит поправки в текст.
Коля нарисовал различные деревья и закрыл их соответствующими листиками. Таня рассматривала листики и угадывала, какие деревья нарисовал Коля. Это лист береза. Значит, ты нарисовал береза. Это лист осина. Значит, ты нарисовал осина. Это лист клен. Значит, ты нарисовал клен. А эти листья-иголки елка. Значит, ты нарисовал елка.
Ягоды и грибы
Логопед. Что дарит нам лес?
Ученики. Лес дарит нам свежий воздух, красоту, грибы, ягоды.
Логопед. Какие ягоды растут в лесу? Назовем их и запишем в тетради, разделяя
Логопед прикрепляет на фланелеграф изображения грибов после их называния.
Животные
Логопед. Без кого лес кажется мертвым?
Ученики. Лес кажется мертвым без животных: зверей, птиц, насекомых.
Логопед. Назовите зверей и птиц, которых вы знаете.
Ученики называют зверей и птиц и прикрепляют на фланелеграф соответствующие фигурки.
Физкультминутка
Логопед. У каждого зверя свои повадки. Сейчас я буду называть зверей, а вы попробуете изобразить их.
Медведь.
Ученики выдвигают плечи вперед, стопы разворачивают внутрь. Топчутся на месте.
Заяц.
Руки сгибают в локтях, кисти опускают вниз. Прыгают на месте.
Лиса.
Руки сгибают в локтях, кисти опускают вниз. Ходят на месте с полуповоротом
туловища.
Сорока.
Прямые руки отводят назад (как крылья), ноги ставят вместе. Поворачивают голову
влево и вправо.
Загадки
Логопед. Человек давно заметил особенности внешнего вида и поведения каждого животного. Эти наблюдения используются при составлении загадок. Отгадайте, о каком животном идет речь.
У меня торчат кругом
Тысячи иголок.
У меня с любым врагом
Разговор короток. (Еж.)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
Серый маленький зверюшка,
Косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
И морковку ему дай! (Заяц.)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
Логопед. Молодцы! Все дали правильные отгадки. А теперь запишите их в тетрадь и объясните написание. Подберите к каждому слову по два признака.
Логопед (вывешивает на доску плакат со стихотворением, в котором отдельные слова заменены картинками). О лесе написано много рассказов и стихов. Одно из них перед вами, но некоторые слова «спрятались» за картинки. Прочитаем стихотворение, заменяя картинки словами. А потом запишем его в тетради.
Дети по (лесу) гуляли,
Дети (зайца) видали,
И (медведя), и (лису).
Хорошо было в (лесу).
3. Итог занятия
Логопед. А вам, ребята, хорошо было в лесу?
Ученики отвечают.
Логопед. Прекрасно чувствуешь себя в настоящем лесу. Но как себя там надо вести?
Ученики. В лесу нельзя разжигать костры, мусорить, ломать ветки, рвать с корнем растения. Нельзя разорять гнезда птиц и т.д.
Логопед. Правильно. А если мы не будем беречь лес, то он останется только на бумаге, как у нас сейчас. Относитесь к лесу с уважением, ребята.