2. Коррекционно-развивающие: продолжать развивать фонематический слух и восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, расширять и уточнять словарный запас, развивать логическое мышление;
3. Коррекционно-воспитательная: Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.
Оборудование: сказочный герой Медвежонок Мишка, звуковые дорожки, эспандеры, предметные картинки
Ход логопедического занятия
Организационный момент. Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
– Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Медвежонок Мишка. Он никому не говорил “Доброе утро” и “Спокойной ночи” и никогда им не помогал друзьям. Рассердились на него все друзья – не хотели с ним дружить. Ушли от него друзья. Расстроился Мишка, ведь он был добрый и очень любил своих друзей (Спросить детей: «Что нужно сделать медвежонку, чтобы вернуть дружбу?») И мама посоветовала ему, что нужно быть со всеми вежливыми. Медвежонок решил исправиться. Почистил зубки, причесался и собрался в путь. Он решил, что со всеми теперь он будет вежливый и всегда будет рад помочь друзьям. И так наш медвежонок собрался в путь. И вас, ребята, он приглашает в путешествие. Отправимся с нашим другом? Для этого нам с вами необходимо подготовиться. Давайте выполним следующие артикуляционные упражнения 2. Артикуляционные упражнения: «Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варение»,«Грибок», «Лошадка».
3. Сообщение темы. Ребята, какие звуки повторяются в словах Мишка, Мишутка
Верно, это звуки [ш] и [м]. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [ш].
4. Анализ артикуляции. — Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? Губы выдвигаются вперед, они похожи на рупор. - А что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? Язык поднимается к небу, за верхние зубы. - Какой воздух теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим этот звук? Поднесите ладонь ко рту и проверьте.
5. Закрепление изолированного звука [ш]. Наш Мишка шел по лужайке и услышал, что в траве кто-то шипит. Медвежонок посмотрел внимательно и увидел маленького ужонка. Он делал так: «Ш-ш-ш-ш-ш», так как не мог найти дорогу домой. Медвежонок помог маленькому другу добраться до своего домика. Давайте и мы с вами попробуем так шипеть. Проводите пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: «Ш-ш-ш…» Закрепление изолированного звука [ш] (Игра) И на мольберте звуковые дорожки.
6. Характеристика звука [ш]. Ребята, расскажите Медвежонку все про звук [ш]. Какой он?
1) Согласный или гласный? (согласный, песенка не поется, есть преграда в голосе, верхние зубки). (Схема)
2) Твердый или мягкий? (всегда твердый, дети стучат молоточками).
3) Глухой или звонкий? (глухой, дети зажимают уши ладошками, руки прикладываю к горлышку).
7. Развитие фонематического слуха. - Медвежонок, собираясь в путь, сложил в сумку все свои вещи. Ребята, если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то позвените в колокольчик)
В сумке у медвежонка: шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шляпа.
8. Воспроизведение прямых и обратных слогов. Игра «Рифмы». Идет мишка по тропинке и сочиняет стихи. Послушайте, ребята, что у него получается и повторим за ним:
Ша-ша-ша- мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо пишу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Аш-аш-аш- дайте карандаш.
Ош-ош-ош- у меня нож.
Уш-уш-уш- теплый душ.
Иш-иш-иш- у меня малыш.
Ошка-ошка- на окошке кошка.
Ишка-ишка маленькая мышка.
9. Пальчиковая гимнастика. Медвежонок приглашает всех поиграть. Ну, а сейчас мы немножко отдохнем и поиграем. Дети сидят на стульчиках, взяв в руки эспандеры, меняют руки: Упражнения на развитие силы кистей рук повышают тонус коры головного мозга. Даём ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая (рис. 5):
Я сожму своё кольцо —
Буду сильным молодцом.
Буду младших защищать,
Буду слабым помогать.
После каждой строки руки меняются. Для более сильного ребёнка можно продолжить с соответствующими движениями:
Пополам его согну
И восьмёркой заверну.
10. Лексико-грамматические игры и упражнения. Образование относительных прилагательных: А после того, как Мишка поиграл с нами, он любит вкусно покушать. И угостить своего друга ежа. Каша из пшена какая? Сок из вишни какой? Компот из груш какой? Конфеты из шоколада какие»? Дети отчетливо произносят слова со звуком[ш]: пшенная, вишневый, грушевый, шоколадные.
12. Игра «4-йлишний». - Медвежонок распрощался с ежиком (.какие вежливые слова он скажет ему?) и продолжал свое путешествие. Он встречал все новых друзей. В этот раз он встретил зайчишку-шалунишку и помог ему справиться с заданием. Ребята, а давайте и мы с вами поиграем в игру «4 лишний». Отчетливо проговаривайте лишнее слово со звуком [ш] (вишня, шапка, шило, кошка). На доску выставляются картинки с предметами: Игра Четвертый лишний
11. Упражнение «Закончи предложение по картинкам». Ну, а в этот раз необходимо было помочь маленькому лягушонку, который не мог правильно составить предложения. Послушай и закончи предложения, используя нужную картинку (картинка выставляется на доску). Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук [ш]. Закончи предложение по картинкам У Миши новая … Папа едет на … Даша нашла … Маша помогает…
12. Загадки. А сейчас, ребята, Мишка приготовил для вас загадки. Вы любите отгадывать загадки? Давайте отгадаем их, а в этом нам помогут картинки (картинки стоят на доске) Четко проговаривайте отгадку со звуком [ш]. Загадки на звук Ш Хоть и бархатные лапки, Но зовут меня «царапкой». Мышек ловко я ловлю, Молоко из блюдца пью. В зеленой избушке Живут подружки Словно бусинки, круглы, Изумрудны и малы. Сижу верхом, Не ведаю на ком. Знакомца встречу- Соскочу, привечу. Зеленый плот По реке плывет. На плоту — красавица Солнцу улыбается. Кто я — догадайтесь сами. Я везу зимою сани, Что легко скользят по снегу. Летом я везу телегу. Два брюшка, четыре ушка. Эта птица никогда Для птенцов не вьет гнезда. Кто это?
13. Итог логопедического занятия. - Ребята, с кем мы сегодня путешествовали? Как вы думаете, исправился Мишка? Какой звук мы учились произносить путешествуя с медвежонком?? Давайте простимся с нашим гостем и пообещаем ему, что мы тоже со всеми всегда будем вежливыми.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Тема.
3.Ребята, сейчас я вам расскажу историю, Жил невоспитанный Мишка.
4. Артикуляционная гимнастика и самомассаж.
5. Анализ артикуляции.
6. Шум в траве уж. Шипим.
6. Характеристика звука ш.
7. В сумке слова со звуком ш. Хлопни в ладоши.
8. Чистоговорки.
9. Встреча с ежом. Определение места звука в слове.
10. Медвежонок предлагает поиграть с пальчиками.
11. Мишка угощает ежа Лексика
12. Составить предложения.
13. Загадки.
14. С кем путешествовали? С каким звуком работали?
Идет мишка по тропинке и сочиняет стихи. Послушайте, ребята, что у него получается и повторим за ним:
Ша-ша-ша- мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо пишу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Аш-аш-аш- дайте карандаш.
Ош-ош-ош- у меня нож.
Уш-уш-уш- теплый душ.
Иш-иш-иш- у меня малыш.
Ошка-ошка- на окошке кошка.
Ишка-ишка маленькая мышка.
Хоть и бархатные лапки, Но зовут меня «царапкой». Мышек ловко я ловлю, Молоко из блюдца пью . КОШКА
В зеленой избушке Живут подружки Словно бусинки, круглы, Изумрудны и малы. ГОРОШИНЫ
Сижу верхом, Не ведаю на ком. Знакомца встречу- Соскочу, привечу ШАПКА
Два брюшка, четыре ушка. ПОДУШКА
Зеленый плот По реке плывет. На плоту — красавица Солнцу улыбается. КУВШИНКА
Кто я — догадайтесь сами. Я везу зимою сани, Что легко скользят по снегу. Летом я везу телегу. ЛОШАДЬ
Два брюшка, четыре ушка. ПОДУШКА
Эта птица никогда Для птенцов не вьет гнезда. Кто это? КУКУШКА